На немалое количество типов французских самолетов повлияло, причем на
некоторые машины значительно, объявление Францией войны Германии. Ряд самолетов,
разработка которых была начата до начала Второй мировой войны, до поражения
Франции и подписания Перемирия находились на стадии изготовления прототипов или
их летных испытаний. Над одними машинами продолжились испытания и
экспериментальные работы под надзором немецких оккупационных властей, в то время
как другие машины были спрятаны французами до лучших времен и о них немцы не
имели никакой информации.
Лучшие времена наступили летом 1944 года, когда союзники начали освобождение
Франции, и в качестве идеального примера следует привести легкую учебную
летающую лодку SCAN 20. Этот самолет был построен в соответствии с требованиями
спецификации ВМС Франции (Marine Nationale) для летных школ авиации флота (Aéronautique
navale), которым требовалась четырехместный морской самолет для обучения членов
экипажей состоящих на вооружении летающих лодок: как пилотов, так и штурманов и
радистов. В1940 году незадолго до падения Франции командованием авиации ВМС был
объявлен конкурс на учебную летающую лодку, одним из условий которого было
разрешение компании-победителю выпускать летающие лодки данного типа для
гражданского рынка туристических самолетов.
В конкурсе приняли несколько участников, и победа досталась проекту объединения
SCAN (Société de Constructions Aéro-Navales de Port-Neuf), разработанному
Бернардом Девизом (Bernard Devèze) - бывшим сотрудником компании Potez.
Объединение SCAN сконцентрировало в себе персонал и идеи бывшей компании
Schreck-F.B.A. после того как последняя в 1935 году была приобретена компанией
Avions Bernard. Рабочее проектирование летающей лодки SCAN 20 было завершено в
начале 1941 года и постройка прототипов продолжалась даже после того как немцы
оккупировали [1] ту территорию Франции, которую контролировал режим Виши.
Продолжавшее функционировать правительство Виши не контактировало с немцами
относительно ведшихся работ и поэтому строившийся самолет удалось скрыть.
Летающая лодка SCAN 20 имела традиционную конструкцию с цельнодеревянным
высокорасположенным крылом, корпусом с двумя реданами и водяным рулем,
четырехместной кабиной, в которой сиденья были расположены тандемом и друг за
другом и двухкилевым вертикальным оперением, установленным на концах
стабилизатора, который в свою очередь размещен на вершине пилона. Расположенный
в задней части пилон был оснащен вспомогательным рулем направления, который
отклонялся вместе водяным рулем во время движения на плаву. В то время как
горизонтальное оперение было оснащено подкосами, крыло, получившее элероны и
закрылки, было свободнонесущим с довольно толстым профилем.
Силовая установка была установлена на подкосах над корпусом в аэродинамической
гондоле округлого поперечного сечения с лобовым воздухозаборником маслорадиатора.
Силовая установка состояла из шестицилиндрового рядного инвертированного
двигателя воздушного охлаждения SMB Béarn 6D, развивавшего взлетную мощность 390
л.с. (287 кВт) и вращавшего трехлопастный металлический винт фиксированного шага
Ratier. В гондоле были расположены топливный бак емкостью 125 литров и маслобак
емкостью 25 литров. Основной топливный бак емкостью 560 литров размещался в
фюзеляже вблизи центра тяжести самолета.
Постройка первого прототипа SCAN 20.01 была завершена еще в 1941 году, а
постройка второго прототипа SCAN 20.02 была на довольно продвинутой стадии.
Поскольку немцы намеревались превратить Порт-Нёф (Port-Neuf) в узел обороны, то
руководству объединения SCAN ничего не оставалось как разобрать летающие лодки
на части и, опасаясь любопытных, спрятать подальше от берега в амбарах
нескольких надежных крестьян. Оба прототипа удалось так хорошо спрятать от
немцев, что оккупационные власти не имели ни малейшего представления о них.
Самолеты без серьезных повреждений дожили до освобождения Франции. Еще до
прекращения работ первый прототип был утвержден режимом Виши (постановление
2113/43 от августа 1943 года), тогда как работы над вторым прототипом были
завершены в октябре 1945 года.
После освобождения Франции постройка и сборка обоих прототипов была окончательно
завершена, и на первую машину был установлен двигатель Béarn 6D довоенной
производства. Поскольку компания SCEMM - послевоенный производитель двигателей -
отставала от графика, то второй прототип был оснащен альтернативным вариантом
силовой установки: 450-сильным (331 кВт) восьмицилиндровым V-образным рядным
двигателем воздушного охлаждения Potez 8D-30, установленным в гондолу измененной
формы.
Первый прототип SCAN 20.01 впервые поднялся в воздух 6 октября 1945 года и
спустя полгода был передан для тестирования в центр летных испытаний (Centre
d'Essais en Vol - CEV), Мариньян, где позднее к нему присоединился второй
прототип SCAN 20.02. Испытания на мореходность были выполнены в Бискарросе (Biscarrosse)
и Уртене (Hourtin). Испытания были признаны удовлетворительными, и командование
авиации ВМС вернулось к своему договору 1940 года, утвердив заказ на 23 самолета
SCAN 20 с двигателями Béarn 6D. Серийное производство было выполнено на заводе
компании в Аржантёе (Argenteuil), но готовые летающие лодки ждали свое двигатели
до начала 1951 года!
К этому времени уже были летающие лодки SCAN 30, которые представляли собой
летающие лодки Grumman Widgeon,изготовленные по лицензии и оснащенные
220-сильными (162 кВт) двигателями Mathis 8Gb либо 240-сильными (177 кВт)
двигателями Salmson As-10C. В апреле 1948 года на одной из этих лицензионных
машин погиб глава объединения SCAN Леон Дозьи (Leon Dauzille) [2], после чего
дела компании пошли на спад.
Серийные летающие лодки SCAN 20 отличались от прототипов не только более
современным приборным оборудованием, но и формой рулей направления, подкрыльевых
поплавков и их стоек. Самолеты эксплуатировались в составе эскадрильях 53.S и
33.S, базировавшихся в Карубе (Karouba), Тунис, и в Сен-Мандрие-сюр-Мер, Тулон,
соответственно. Однако эти самолеты летали мало, так как их деревянные
конструкции быстро старели и приходили в негодность под воздействием морской
воды. Тем не менее, время гидросамолетов подходило к концу и в 1953 году
летающие лодки SCAN 20 были списаны.