Проект летающей лодки-истребителя ВМ-5 с двигателем "Клерже" Виллиш
разработал во второй половине 1916 г. Поначалу самолет предполагалось строить на
заводе В.А. Лебедева, однако в апреле 1917 г. конструктор перешел на фабрику Ф.
Мельцера, поэтому изготовление началось уже на новом месте.
ВМ-5 представлял собой одноместный лодочный биплан, оснащенный двигателем "Клерже"
с толкающим воздушным винтом. Двигатель в пространстве между крыльями, его
картер прикрыт яйцевидным капотом, охватывающем топливный бак и элементы
конструкции. Корпус лодки имел совершенные изящные формы, предполагающие высокую
продуманность конструкции с точки зрения прочности и мореходности. Каркас лодки
ясеневый, обшивка фанерная, с использованием распространенных приемов ее
крепления и предохранения от воды.
Крылья с небольшой стреловидностью крепились между собой I -образными стойками.
Элероны только на верхнем крыле, нижнее крыло имело поплавки боковой
остойчивости, закрепленные без зазора на его нижней поверхности.
Предполагаемый по проекту курсовой пулемет системы Хойрема Максима размещался в обтекателе перед пилотом
- на практике его установка не осуществлялась.
Контракт на изготовление двух аппаратов типа ВМ-5 был получен Ф. Мельцером 15
июля 1917 г., первый экземпляр изготовили в октябре того же года, второй - месяц
спустя. Наступившая зима не позволила испытать сразу ни один из этих двух. Для облета в "сухопутном" варианте к нему пристроили лыжи.
Последующая
неопределенность 1918 года еще более затянула решение судьбы ВМ-5. Известно, что
испытания самолета на лыжном шасси со снятыми боковыми поплавками и реданом
состоялись в период 25 - 29 марта 1919 г. Каких-либо последствий это событие не
имело, дальнейшая судьба ВМ-5 осталась неясной.