В начале 20-х годов президент компании Мицубиси (Mitsubishi Jukogyo Kabushiki
Kaisha) Koyata Iwasaki приступил к созданию авиационного отделения своей
корпорации. В рамках этого амбициозного проекта Ивасаки в 1921 году пригласил
команду английских инженеров с фирмы Sopwith во главе с Гербертом Смитом, итогом
работ которой послужили созданные самолеты для палубной авиагруппы авианосца
"Хосё" истребитель 1МF, разведчик 2MR и торпедоносец 1MT1N.
Однако, Ивасаки не останавливался на достигнутых результатах. Желая изучить
разные авиационные школы, в 1924 году он пригласил на фирму немецкого
авиационного инженера доктора Александра Бауманна, работавшего в годы 1-й
Мировой Войны на компанию "Versuchsbau Gotha-Ost" (VGO). Проектом Бауманна в
годы войны была серия созданных в Германии так называемых R-бомбардировщиков, и
самый крупный бомбардировщик 1-й мировой – гигантский Zeppelin-StaakenR.VI.
После поражения Германии Александр Бауманн, награжденный Рыцарским крестом
Вильгельма ("Königlich-Württembergisches Wilhelmkreuz Ohne Schwerter"), остался
не у дел. В начале 20-х годов он занимался преподавательской работой в
Штутгартском университете.
В разоренной войной Германии в которой набирал
обороты финансовый кризис, эта должность означала, что доктор Бауманн едва
сводил концы с концами, поэтому хорошо оплачиваемая работа в Японии пришлась
весьма кстати. Условия контракта предполагали, что Бауманн будет курировать
работу молодых японских инженеров. Глава компании Коёта Ивасаки прекрасно
сознавал, что одними лишь иностранными разработками отечественную
авиапромышленность не поднять. Поэтому по приезду немецкого инженера на Мицубиси
была создана отдельная конструкторская группа, возглавляемая главным
конструктором Нобуширо Наката (Nobushiro Nakata) и его заместителем Сацу
Токунага (Satsuo Tokunaga). Роль доктора Бауманна сводилась к курированию работ
японских инженеров. Коллектив просуществовал четыре года. В 1928 году Александр
Бауманн, заядлый курильщик, вернулся в Германию, страдая от последней стадии
рака легких и через несколько месяцев скончался в возрасте 53 лет.
Итогом работы группы на фирме Мицубиси стали три проекта.
Первым опытом группы Бауманна была попытка участия в конкурсе, объявленным
Императорской армией на создание армейского легкого бомбардировщика 1925 года.
Итогом работ был очень прогрессивный для своего времени самолет, получивший
внутрифирменное обозначение Mitsubishi 2MB2 "Washi".
Вторым проектом группы Бауманна был палубный разведчик 2MR1 "Tobi",
разработанный в 1925-26 гг.
Последним
проектом немецкого инженера стал истребитель 1MF2 "Hayabusa" (который
также не следует путать с более ранним палубным истребителем Тип 10
Мицубиси 1MF2 конструкции Смита, к которому данный проект не имеет
никакого отношения).
Поводом для
разработки послужил объявленный конкурс на создание нового армейского
истребителя, предназначенного для замены устаревших Ko-4 (Nieuport-Delage
NiD 29). В конкурсе приняли участие фирмы Kawasaki, Nakajima и
Mitsubishi.
Формально проект истребителя 1MF2 повторял концептуально
предыдущие проекты Бауманна, оперение нового самолета было просто
заимствовано. Но схема моноплана-парасоля, была в японской авиации
революционной.
На момент
начала разработки доктор Александр Бауманн был уже тяжело болен и
непосредственным руководством проектом занимался его ученик – японский
инженер Синсиро Наката (Shinshiro Nakata) при активной помощи инженеров
Джиро Нарикоши (Jiro Horikoshi) и Джиро Танака (JiroTanaka).
1MF2
представлял собой одноместный высокоплан смешенной конструкции с крылом
типа парасоль, оснащенный V-образным 12-цилиндровым двигателем Hispano-Suiza
мощностью 600 л.с. (двигатель производился по лицензии на заводе
Mitsubishi). Вооружение самолета состояло из двух передних 7.7-мм
пулеметов Vickers.
Первый полет прототипа самолета состоялся в мае 1928
года. Вскоре был облетан и второй экземпляр. Оба самолета, после
завершение заводских испытаний, были направлены в Армейский
испытательный центрTokorozawa. В ходе первых полетов самолет показал
неплохие летные характеристики - в горизонтальном полете была достигнута
максимальная скорость полета в 270 км/ч. В ходе следующего этапа
испытаний истребитель разбился после того как превысил в пикировании
скорость 400 км/ч, похоронив под своими обломками летчика-испыталеля. В
результате конкурс был отменен, а проект 1MF2 "Hayabusa" закрыт.(c)
Евгений Аранов
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
1MF2 |
Размах крыла, м |
12.62 |
Длина, м |
8.20 |
Высота, м |
3.35 |
Площадь крыла, м2 |
23.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1265 |
нормальная взлетная |
1800 |
Тип двигателя |
1 ПД Hispano-Suiza |
Мощность, л.с. |
1 х 600 |
Максимальная скорость , км/ч |
270 |
Крейсерская скорость , км/ч |
245 |
Продолжительность полета, ч.мин |
|
Скороподъемность, м/мин |
442 |
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
2 синхронных 7.7-мм пулемета |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
1MF2 |
Схемы:
|
1MF2 |
Варианты окраски:
|
1MF2 |
|
Уголок неба.
2018
|