В 1928 году представители Императорского флота Японии приобрели в США образец
новейшего истребителя Boeing 69B, являвшегося экспортным вариантом F2B-1.
Американский самолет был оснащен 20-сильным радиальным двигателем Pratt &
Whitney R-1340-B "Wasp" и представлял собой классический образец авиатехники
того периода. Были проведены сравнительные испытания американской машины с
только что принятым на вооружение палубным истребителем Nakajima A1N, которые
показали превосходство "американца" по ряду характеристик. В следующем, 1929
году в США был куплен еще один образец истребителя - Boeing 100 – F4B-1, отрыв
которого от японского истребителя оказался еще больше. В связи с этим флот
обязал компанию Nakajima провести работы по улучшению конструкции A1N, с тем,
чтобы устранить отставание по сравнению с американскими образцами авиатехники.
Эта задача была поставлена команде инженеров фирмы Накадзима, возглавляемых Такао Ёшида (Takao Yoshida). Разработанный проект нового истребителя во многом
повторял своего предшественника – палубный Тип 3 Nakajima A1N. Новый самолет
первоначально получил внутрифирменное обозначение "NY" (N – Nakajima; Y -
Yoshida) и длинное, описательное – "Палубный истребитель флота Тип 3 KAI –
улучшенный", но после принятия предварительного дизайна техническим отделом
штаба флота Kaigun Koku Homba, название было изменено на "Палубный истребитель
флота Тип 90 " или по новой короткой классификации A2N1.
В декабре 1929 года была закончена сборка первого прототипа, который вскоре
поднялся в воздух. Вскоре к нему добавился второй прототип. Конструктивно
прототип истребителя NY не сильно отличался от своего предшественника. Фюзеляж
практически остался неизменным, были переработаны лишь крылья бипланной коробки.
Форму их заимствовали у американского Boeing 69B, придав им сужающиеся к концам
эллиптические очертания. Также изменился дизайн шасси, колеса которых для
уменьшения аэродинамического сопротивления были закрыты обтекателями. В качестве
силовой установки самолет получил лицензионный звездообразный двигатель Bristol
Jupiter VI мощностью 450 лошадиных сил. Вооружение составлял один синхронный
пулемет калибра 7,7 мм, на левой стороне фюзеляжа.
В течение следующего года самолет проходил интенсивные испытания. Однако,
испытания показали, что новый истребитель особо ничем не превзошел своего
предшественника, лишь способность набирать скорость оказалась немого лучше, чем
у палубного истребителя А1N. В результате прототип А2N1 был отклонен флотом как
не оправдавший надежд.
В мае 1931 года под руководством инженера Джинго Курихара (Jingo Kurihara) был
создан еще один прототип практически нового самолета, на этот раз фактически
скопированного с американского Boeing 69B. На этот раз успех был на лицо.
Самолет получился легким и очень маневренным. Механики оценили легкость
обслуживания.
После успешного завершения программы испытания новый истребитель был принят на
вооружение как "Палубный истребитель флота Тип 90 Модель 1 или A2N1 Модель 1.
Самолет был оснащен двигателем Nakajima Kotobuki-2 мощностью 550 л.с.,
вооружение состояло из двух пулеметов Виккерс калибра 7,7 мм, размещенных в
верхнем крыле вне зоны, ометаемой винтом. Оригинальным был топливный бак,
расположенный под фюзеляжем отдельным обтекаемым элементом, который легко
демонтировался. Такая конструкция бензобака была заимствована у американского
истребителя F4B. Ее нельзя было назвать особо удачным решением, поэтому в
следующей версии истребителя A2N2 Model 2, которая стала основной в
производстве, от такого бака отказались, разместив два бака на традиционном
месте внутри фюзеляжа. Также на версии A2N2 пулеметы, расположенные на верхнем
крыле, оказались не устойчивыми и их перенесли на фюзеляж. Синхронизатор,
безусловно, съел скорострельность, но это компенсировалось более устойчивой
орудийной платформой.
Конструктивно истребитель A2N представлял собой изящный классический биплан
смешанной конструкции. Силовой набор фюзеляжа был металлический с полотняной
обшивкой, набор крыльев смешанный – лонжероны металлические, нервюры деревянные,
обшивка – полотно. Громоздкие обтекатели колес на большей части серийных машин
были демонтированы.
Версия A2N3 Model 3, появившаяся в 1933 году, отличалась более мощным мотором Nakajima Ha-1 Kotobuk-2 KAI-1 мощностью 585 л.с. Кроме этого, заметным отличием
было введение нового верхнего крыла бипланной коробки, имеющего V-образный
профиль с углом V в 5 градусов. Эта машина стала основой для двухместного
учебно-тренировочного истребителя повышенной летной подготовки A3N1.
В течение производства с 1931 по 1935 год фирма Nakajima вместе с Арсеналом в Сасебо построила 106 экземпляров истребителя Тип 90 A2N, к которым можно
добавить еще 66 учебных двухместных A3N, большая часть из которых, правда была
переделана из выводимых из боевых подразделений истребителей A2N.
Истребителя A2N быстро завоевали международное признание. Главным образом
благодаря созданной пилотажной группе флота, известной как "Цирк Генды" -
мастера пилотажа – офицеры флота Генда, Номура и Окамура гастролировали по всему
миру, показывая свое мастерство.
Считается, что первое боевое крещение истребитель A2N получил в ходе так
называемого "Шанхайского инцидента" в 1932 году, базируясь на авианосце "Кага",
однако, скорее всего это ошибка, поскольку, известно, что в ходе боевых действий
зимы- весны 1932 года на "Кага" базировалось 24 истребителя А1N.
А вот в ходе "Второго японо-китайского инцидента" 1937-41 гг. истребителям A2N
пришлось пострелять, хотя к тому моменту этот тип истребителя уже считался
устаревшим и постепенно заменялся на более современные машины.
С июля 1937 года японцы начали подтягивать к месту планируемых боевых действий
свои силы. 12 августа 1937 года из Сасебо к Китаю выдвинулись корабли 3-го флота
в составе которого находились авианосцы "Hosho" и "Ryujo" у каждого из которых
на борту находилось по 21 истребителю A2N плюс по 12 пикирующих бомбардировщиков
и девять торпедоносцев. С 15 августа к операциям в районе Шанхая подключился
тяжелый авианосец "Кага". В составе его авиагруппы имелось 22 торпедоносца Mitsubishi B2M, 14 пикировщиков Aichi D1A1 и 16 истребителей A2N.
Палубные истребители японцев с первых же дней активно включились в боевые
действия.
16 августа днем шестерка истребителей A2N с авианосца "Кага" под командованием
тюи (лейтенанта) Чикамаза Игараши (Chikamasa Igarashi) осуществляли
патрулирование над населенным пунктом Кьянгван – пригородом Шанхая. Обнаружив
три китайских самолета – один разведчик Vought O2U "Corsair"и два Douglas O-38,
японцы немедленно атаковали. В результате три "китайца" были сбиты - один "Corsair"
и два O-38. Один из Дугласов записла на свой счет нито хико хэйсо (старшина 1-й
статьи) Акио Мацуба (Akio Matsubа). Один из нападавших - санто хико хэйсо
(старшина 2-й статьи) Кумомото с хвостовым номером R-112 был, правда поврежден
хвостовым стрелком одного из Дугласов и совершил вынужденную посадку на острове
Чонг Мин-Айленд.
На следующий день 17 августа четверка истребителей A2N с "Кага" под
командованием хико хэйсосё (мичмана) Тойоды в ходе налета на Сучоу вновь
вступила в бой и заявила два сбитых китайских самолета - истребитель Curtiss "Hawk
III" и бомбардировщик Northrop "Gamma", что, в общем, "бьется" с китайскими
данными о потерях в этот день. Один из японских истребителей с хвостовым номером
R-106 при этом получил повреждения, но благополучно вернулся на авианосец.
В последующие дни интенсивность боев все возрастала. 22 августа вступили в бой
истребители A2N с авианосца "Рюйё". Четверка истребителей, лидируемая сёи (мл.
лейтенантом) Tadashi Kaneko патрулировала район Лю Хо недалеко от Шанхая на
высоте 3 тыс. метров. Обнаружив ниже себя большую группу китайских истребителей
Curtiss "Hawk III", они немедленно атаковали превосходящего противника с тыла,
используя превосходство в высоте и фактор внезапности. Группу из 18 китайских
истребителей возглавлял капитан Ван Тянь-Сян, командир 4-й истребительной
группы. Атака была внезапной и сокрушительной. Сразу были сбиты шесть китайских
истребителей. Две победы записал на свой счет сёи Канеко, а нико хико хэйсо
(старшина 1-й статьи) Ёшио Фукуи (Yoshi-o Fukui) заявил три сбитых "Хоука". Еще
два китайских истребителя были повреждены и разбились при посадке. Уцелевшие
китайцы утверждали, что их командир капитан Ван Тянь-Сян сам сбил двух японцев
прежде чем был сбит и погиб, однако все четыре японских истребителя благополучно
вернулись на авианосец.
Утром 23 августа, примерно в 08.40 четверка истребителей A2N с авианосца "Рюйё"
под командованием сёи (мл. лейтенанта) Минору Сузуки (Minoru Suzuki) обнаружили
смешанную группу из 27 китайских самолетов. Группа Сузуки немедленно вступила в
бой с новейшими китайскими истребителями-монопланами Boeing 281 – Р-26 "Peashooter".
По японским данным были сбиты девять или десять китайцев. Три победы заявил
Сузуки, две - итто хико хэйсо (главный старшина) Масаичи Кондо (Masa-ichi Kondo).
Японцы вновь вернулись без потерь. За этот бой все участники его получили
грамоту от командующего флотом. Правда при сопоставлении с китайскими данными
все выглядит немного скромнее. Китайских самолетов было не 27, а "всего" 19 –
возглавляемых капитаном Huang Kuang-Han, командиром 22 эскадрильи 4
истребительной группы. Китайцы потеряли лишь два истребителя Р-26 - № 1702 Джин
Цзя Чжу и № 1704 Ма Го-Ляня. Причем последний получил 24 попадания, прежде чем
попытался сесть на вынужденную посадку и разбился.
25 августа три истребителя A2N с авианосца "Hosho" под командованием сёи (мл.
лейтенанта) Харутоши Окамото (Harutoshi Okamoto) перехватили над Шанхаем три
китайских бомбардировщика Martin В-10 и сбили один из них. В тот же день группа
из трех китайских бомбардировщиков Хейнкель He-111A пыталась бомбить японские
корабли в районе Shizilin и Yuncaobin, однако, поднятые по тревоге истребители
A2N с авианосцев "Хосё" и "Рюйё", а также истребители A4N с наземных аэродромов,
практически не оставили китайцем никаких шансов. Хотя прочные и живучие немецкие
машины оказались тведрым орешком для японцев. Лишь в результате
скоординированных атак многих истребителей удалось повредить китайские
бомбардировщики. Один из них № 1905 совершил аварийную посадку в Чанг-Чжоу,
другой -№ 1903 сел на вынужденную на аэродроме Ханг Коу в Шанхае, правда на
следующий день был сожжен в результате бомбардировок. И только лидеру группы, Се
Вану удалось благополучно вернуться на базу.
С сентября 1937 года в Китай во все больших количествах начала поступать
современная авиатехника, в том числе и из Советского Союза, из которого прибыли
не только новейшие самолеты, но и опытные экипажи-добровольцы. Бороться с
советскими истребителями И-15 и И-16 на равных японские пилоты на устаревших
самолетах A2N и даже более современных A4N уже не могли. Это было очевидно, и во
избежание неизбежных потерь, старые бипланы начали выводиться из состава боевых
подразделений авиации флота, заменяясь на современные монопланы А5M.
Тем не менее, в сентябре "старичкам" A2N все же удалось провести еще несколько
боев, хотя, например, на авианосце "Кага" на 15 сентября числилось лишь шесть
истребителей A2N. В середине сентября на перевооружение в Японию отправились
авианосцы "Хосё" и "Рюйё", однако по дороге 21 сентября было решено нанести
серию налетов на Кантон силами палубной авиации этих авианосцев. В ходе первого
утреннего налета, в котором участвовали 12 пикировщиков D1A, три торпедоносца
В2М и 15 истребителей A2N (из которых 9 с "Рюйё" и 6 с "Хосё") подверглись
ожесточенной атаке семи истребителей 29 эскадрильи китайских ВВС капитана Хо
Чин-Вей на Curtiss "Hawk III". Ожесточенный бой длился более получаса. Китайская
сторона потеряла два истребителя №№ 5239 и 5232. Кроме того, были потеряны два
китайских разведчика. Но и японцам не удалось избежать потерь. Китайские
истребители дрались так упорно и ожесточенно, что у японцев просто кончилось
горючее. Шесть истребителей Тип 90 А2N, не дотянув до авианосцев, рухнули в
воду. Пилотов, впрочем, подобрали эсминцы. Во второй половине дня японцы подняли
вторую волну своих самолетов, чтоб повторить удар по Кантону. На этот раз в бой
пошли 16 пикировщиков D1A в сопровождении 10 истребителей A2N. Китайцы подняли
пять оставшихся истребителей "Hawk III" во главе с лейтенантом Чен Шун-На.
Причем два из них отправились на поиск противника в устье реки Чжуцзян. А три
оставшихся, обнаружив противника над Кантоном попытались атаковать. Силы были
слишком не равны. Все три китайских истребителя были сбиты. Два пилота погибли,
а командир - лейтенант Чен Шун-На сумел выпрыгнуть с парашютом. Итто хико хэйсо
(главный старшина) Коширо Ямашита (Koshiro Yamashita) с "Ryujo" заявил две
победы, а нито хико хэйсо (старшина 1-й статьи) Ёшио Фукуи (Yoshi-о Fukui),
вовремя обнаруживший китайские истребители, сбил одного. Всего японцы в этот
день заявили 16 уничтоженных китайских самолетов (по китайским данным потеряно
было лишь 11) при потери 5 своих.
Это был последний бой, в котором довелось поучаствовать палубному истребителю
Nakajima A2N. В октябре последние истребители этого типа сдал авианосец "Кага",
авианосец "Хосё" передал оставшиеся у него истребители Тип 90 на "Рюйё" и тоже
ушел на перевооружение в Японию. На авианосце "Рюйё" A2N тоже задержались не на
долго, осуществляя лишь ПВО корабля. В ноябре 1937 года A2N были убраны и с
этого последнего авианосца.
(c) Евгений
Аранов