В ходе разработки требований спецификации 9-Shi на новое поколение морских
самолетов для Императорского флота Японии одним из важнейших пунктов было
создание нового палубного истребителя, способного заменить только что
поступивший на вооружение истребитель-биплан Тип 90 А2N. Летно-технические
характеристики истребителя, заложенные в спецификации предполагали создание
самолета кардинально нового поколения. Хотя концепция его специально не
оговаривалась, но скорость свыше 350 км/ч уже подразумевала качественно новый
скачок.
В феврале 1934 года спецификация 9-Shi была выдана фирме Mitsubishi, однако,
технический отдел Императорского флота Kaigun Koku Hombu, осознавая масштаб
поставленной задачи, решил подстраховаться и незадолго до этого поручил фирме Nakajima провести комплексную модернизацию состоявшего на вооружении истребителя
А2N с целью улучшения динамических характеристик.
Вести проект было поручено конструкторскому коллективу под руководством Такао
Йошида (Takao Yoshida) и Шинобу Мияке (Shinobu Miyake). В целом, новый проект
был очень похож на своего предшественника. И изменения главным образом свелись к
установке на 20% более мощного двигателя Nakajima "Hikari 1" и чуть большими
габаритами планера. Кроме того, была изменена конструкция шасси, раздельные
стойки которого на А2N в новом проекте были объединены в единую конструкцию с
общей осью для большей жесткости. Было введено, также и хвостовое колесо вместо
применяемого ранее костыля. Смешанная конструкция планера изменений практически
не претерпела.
Первый прототип истребителя под внутрифирменным обозначением "YM" (Yoshida;
Miyake) был готов в октябре 1934 года. Однако недоведенность нового мотора
Nakajima "Hikari 1" взлетной мощностью 730 л.с. при номинальной – около 600
л.с., не позволило новому самолету подняться в воздух до первых чисел 1935 года.
Первые же испытания, в целом, подтвердили расчетные характеристики нового
истребителя, который развил 352 км/ч на высоте 3200 м, и в общем, вписывался в
требования спецификации 9-Shi. Но пока шли испытания самолета, 1-го февраля 1935
года в воздух впервые поднялся прототип нового палубного истребителя-моноплана
фирмы Мицубиси Ка-14, разработанный по заданию спецификации– будущего А5М.
Ожидая результатов испытания истребителя Мицубиси, Kaigun Koku Hombu не спешил
принимать решение по принятию на вооружение новой машины Накадзимы. С одной
стороны прототип Мицубиси Ка-14 показал на испытаниях скорость почти на сотню
километров в час больше, чем “YM”, но в середине 30-х годов авиационные
теоретики еще не пришли к однозначным выводам о приоритете скорости моноплана
над маневренностью биплана. И было решено провести сравнительные испытания двух
прототипов строевыми пилотами.
Осенью 1935 года детище Накадзимы совместно со втором прототипом истребителя
Ка-14 были поставлены для сравнительных испытаний в Yokosuka Kokutai – на тот
момент самой боеспособной части, укомплектованной летчиками высочайшей
квалификации. Испытания, включавшие в себя учебные воздушные бои между двумя
претендентами, проводили лейтенант Минору Генда (Minora Genda ) - будущий ас 2-й
Мировой войны, а на тот момент командир акробатической группы "Цирк Генды",
лейтенант Рюсуке Номара ( Ryosuke Nomura), а также еще целый ряд строевых
пилотов.
По оценке боевых летчиков, проводивших испытания, однозначное мнение было в
пользу истребителя Накадзимы, который превосходил будущий А5М в "собачьей
свалке" - основной тактике маневренного истребительного боя того времени.
Мнение боевых летчиков оказалось решающим, истребитель Накадзимы, получивший
обозначение А4N1 или "Палубный истребитель флота Тип 95" был запущен в серийное
производство и официально принят на вооружение.
Служба его, впрочем, оказалась не долгой. Здравый смысл в руководстве
Императорского флота возобладал, и уже к концу 1937 года последний
истребитель-биплан японского флота начал исчезать из боевых эскадрилий,
практически одновременно с предыдущим проектом А2N, который новый истребитель
был призван заменить. Век бипланов подошел к концу. Новая тактика применения
скоростного моноплана А5М доказала безоговорочные преимущества монопланной схемы
в истребительной авиации.
Перевооружение палубных авиагрупп и "сухопутных" кокутаев на новый истребитель
шло неспешно и так до конца и не было завершено. Многие истребительные
эскадрильи пересаживались со старых бипланов А2N сразу на новые монопланы А5М,
минуя промежуточный А4N. К началу боевых действий "2-го китайского инцидента" в
августе 1937 года в составе японской морской авиации лишь 12 смешанный кокутай
имел в своем составе двенадцать новых истребителей А4N. Для увеличения дальности
на многих А4N внедрялись мягкие подвесные баки, причем монтировались они лишь
под одним крылом. Немногочисленные фотографии свидетельствуют о том, что
подобные баки могли располагаться как под правым, так и под левым крылом.
Причины подобной ассиметрии не ясна. Но так или иначе, с подобным эрзац ПТБ
дальность полета со штатных 845 км увеличивалась до 950-980 км. Первоначально
запроектированное вооружение из пары синхронных 7.7-мм пулеметов Виккерс-Е, на
серийных машинах было заменено на отечественные Тип 97 – по сути, тех же
Виккерсы, выпускаемые в Японии по лицензии. Под крылом могло подвешиваться пара
легких бомб массой по 30 кг. Есть информация, что в процессе боевых действий,
устаревающие истребители Тип 95, привлекаемые к штурмовым операциям, носили и
более тяжелые 60-кг бомбы.
Как уже упоминалось выше, единственной частью в начале боевых действий в Китае,
имевшей в своем составе истребители Тип 95 был 12-й кокутай, расквартированный
на аэродроме Люда (Дайрен). Основными функции истребителей 12-го Ku. были
эскортные операции ближнего действия и ПВО.
Первые боевые столкновения оказались не слишком удачны для нового японского
истребителя. 24 августа 1937 года командир 24-й истребительной эскадрильи
капитан Лю Чуй Кан на истребителе Hawk III сбил А4N северо-западнее Шанхая.
Японский пилот погиб. 23-го августа китайский летчик заявил еще один A4N, сбитый
к юго-западу от Шанхая. 25 августа 1937 года истребители A4N 12-го кокутай
совместно с A2N с авианосца "Хосё" принимали участие в отражение попытки
китайцев бомбить корабли японского флота силами трех бомбардировщиков Не-111А.
Два из нападавших были тяжело повреждены.
В конце августа 12-й кокутай убыл в Японию на отдых. Однако возраставший накал
боев в Китае потребовал усиления японской авиационной группировки флота и уже
5-го сентября 12 Ku вновь вернулся в Китай в составе 3-го флота. Истребители А4N
были размещены на авиабазе Кунда в Шанхае и активно привлекались к поддержке
наземных войск в качестве штурмовиков и истребителей ПВО для обороны авиабазы.
18 сентября в ходе штурмовки китайских войск был потерян еще один истребитель
A4N тайи (ст. лейтенанта) Казуе Сато (Kazue Sato), командира 2-го Чутая, который
был сбит огнем с земли в районе Баодинга. Капитан совершил вынужденную посадку
на китайской территории и был убит в перестрелке.
В течение октября – ноября 1937 года уцелевшие истребители A4N 12-го кокутая
были постепенно заменены на новые монопланы Мицубиси А5М.
В декабре 1937 года с Формозы в район Шанхая был переброшен "Каноя" кокутай,
имевший помимо бомбардировочных эскадрилий один дайтай (эскадрилью) истребителей
A4N. Но к активным боевым операциям эти истребители уже не привлекались,
осуществляя лишь функции ПВО.
В составе палубных авиагрупп истребители A4N также задержались не на долго и
поступали туда лишь в качестве восполнения потерь и то временно.
13 апреля 1938 года авианосец "Кага", имея в составе своей авиагруппы несколько
истребителей A4N, поддерживал удары по Кантону. В тот день китайский
"Гладиатор", пилотируемый лейтенантом Тенг Чунг-Кай (Teng Chung-Kai) из 28-й
эскадрильи в воздушном бою сбил один из японских A4N. (китайский летчик заявил
два истребителя Тип 95, один из которых правда оказался палубным пикировщиком
D1A). Лейтенант Кван Йен Сунн (Kwan Yen-Sun) заявил еще один Тип 95 сбитым и два
поврежденными. Одновременно санто хико хэйсо (старшина 2-й ст.) Хатсуо Хидака (Hatsu-o
Hidaka) на своем A4N атаковал и сбил китайский "Гладиатор". Пилот – Ву Во-Джун (Wu
Bo-Jun) погиб. Второй A4N, пилотируемый итто хико хэйсо (гл. старшина) Чоно (Chono)
сбил второй "Гладиатор".
В конце апреля к китайскому побережью подошел авианосец "Сорю", на борту
которого имелось девять A4M. 25 апреля 1938 года авиагруппа "Сорю" перелетела в
аэропорт Нанкина для действий в качестве штурмовиков.
В июне на китайский фронт был переброшен только что сформированный 15-й кокутай,
в составе которого имелись как новые А5М, так и старые А4N по девять штук
каждого типа. Лишь большие потери в авиатехнике и нехватка новых истребителей
заставляли японское командование бросать в бой уже устаревшие бипланы.
16 июля 15 кокутай вступил в бой. В ходе атаки китайских бомбардировщиков СБ на
аэродром японским истребителям пришлось поработать в обороне. В ходе
скоординированной атаки три СБ были сбиты. Их записали на свой счет итто хико
хэйсо (гл. старшина) Ичиро Хигашияма (Ichiro Higashiyama) и санто хико хэйсо
(старшина 2-й ст.) Ёшихару Мацумото (Yoshiharu Matsumoto).
Однако, время, отпущенное для активной боевой жизни истребителя Nakajima A4N
подходило к концу. В апреле этот тип истребителя исчез с палуб авианосцев "Сорю"
и "Кага". В сентябре 1938 года с ними расстался 15 кокутай. "Каноя" кокутай сдал
их еще раньше – в марте 1938 года.
Некоторое время A4N базировался на авианосце "Рюйё", но только в качестве
переходного типа для тренировки личного состава и надолго там не задержался.
К концу 1938 года в составе боевых частей японского флота этот тип истребителя
больше не числился. Некоторое время он применялся еще в метрополии в качестве
учебного, но и здесь он не задержался надолго.
Выпуск последнего японского палубного истребителя-биплана Тип 95 продолжался
недолго. Истребитель A4M, не смотря на свой достаточно юный возраст, устарел
концептуально уже на момент своего появления. В начале 1937 года производство
было остановлено на 221-м экземпляре. Последние из выпущенных истребителей A4N
так и не достигли боевых частей, отправляясь в летные школы.
(c) Евгений Аранов