Летный состав строевых частей не успел еще как следует освоить истребитель
Альбатрос D.II, а специалисты фирмы уже приступили к работе над следующей
модификацией этого самолета. Перед конструкторами Теленом и Шубертом была
поставлена сложная задача. При том же двигателе, что и у D.II, за счет
совершенствования аэродинамики они должны были увеличить максимальную скорость и
скороподъемность, сохранив и даже улучшив маневренность машины.
Превосходство "ньюпоров" в маневренности над ранними "альбатросами" побудило
Роберта Телена скопировать схему несущих поверхностей французского
истребителя-полутораплана Ньюпор 17 (несколько таких машин немцам удалось
захватить). Нижнее крыло было уменьшено в размерах, стало однолонжеронным, а
вместо параллельных межкрыльевых стоек, установили V-образные "ньюпоровские"
стойки. Размах верхнего крыла был незначительно увеличен, законцовки стали
скошенными, а само крыло было приподнято над фюзеляжем, что улучшило обзор из
кабины пилота. Фюзеляж Альбатроса D.III практически остался таким же, как у D.II.
Одновременно на самолет поставили новый двигатель "Мерседес" D.IIIa,
форсированный до 175 л.с. за счет повышения степени сжатия.
В сентябре 1916 г. прототип впервые был поднят в воздух. Самолет представлял
собой деревянный полутораплан с фюзеляжем типа полумонокок. Изменение схемы
машины с бипланной на полуторапланную не привело к существенному улучшению
маневренности, и "Альбатрос" по-прежнему проигрывал по этому показателю более
легкому "Ньюпору", обладавшему меньшей нагрузкой на площадь несущей поверхности.
Зато уменьшение нижней плоскости позволило улучшить обзор вперед-вниз, а
повышение энерговооруженности за счет более мощного мотора обеспечило рост
максимальной скорости и скороподъемности.
Самолет посчитали удачным и сходу запустили в серию. В декабре начал поступать
на фронт. От военных первоначально поступил заказ на 400 машин, а в
феврале-марте 1917 г. - еще на 200. В начале 1917 года к выпуску машины
подключился новый авиазавод "Остдойч Альбатрос Верк" (OAW) в Шнейдемюле. До мая
1917 г., когда сборку D.III прекратили в пользу очередной модификации D.V,
успели построить 1340 экземпляров истребителя, из них 840 - на заводе OAW.
Дальнейшее улучшение аэродинамики и увеличение мощности двигателя позволили
значительно повысить скороподъемность машины. Прочие характеристики также
оставались "на высоте", и по мнению немецких пилотов, D.III стал лучшим
истребителем своего времени.
Конец 1916 г. не предвещал особых изменений в расстановке сил в воздухе.
"Бристоли" и "ньюпоры" достаточно уверенно контролировали ситуацию. Но в январе
1917-го прибыли на фронт первые D.III, а к концу весны на них воевали уже 37
эскадрилий - более 2/3 истребительной авиации Германии. В этот период они
добились полного превосходства над истребителями Антанты. В течение всего шести
недель немцы полностью восстановили статус-кво в воздухе. Апрель этого года
вошел в историю британской авиации как "кровавый апрель". "Альбатросы" нанести
значительный урон машинам противника. При этом больше всего было уничтожено
устаревших разведывательных самолетов В.Е.2 и R.E.8. Увеличилось и количество
немецких асов. Например, легендарный барон Манфред фон Рихтгофен за апрель сбил
21 вражеский самолет и удвоил счет своих побед, а его красный "альбатрос" сеял
ужас в рядах английских летчиков. Всего же за период между 1 апреля и 5 мая было
уничтожено более 300 британских самолетов. Однако появление на фронте новых
французских и английских машин "Спад" S VII, SE-5 и Сопвич "Кэмел" лишило
"Альбатрос" его преимуществ.
Самолет активно применялся на всех европейских фронтах, а также, в составе
турецких ВВС, - в Месопотамии и в Палестине. Однако появление новых истребителей
Антанты вскоре свело на нет преимущества "D-третьего". Тем не менее, эта машина
широко применялась на Западном фронте до конца года, а на второстепенных фронтах
(в Македонии, Палестине и Месопотамии) - до конца Мировой войны. Некоторые
экземпляры были переданы в состав турецких и болгарских ВВС.
В 1919-1920 гг. несколько "альбатросов" D.III состояло на вооружении польской
авиации. Немецкое гражданское послевоенное обозначение этой машины - L.20.
В процессе эксплуатации Альбатроса D III выявились недостатки в системе
охлаждения двигателя. В частности, при простреле водорадиатора, установленного в
центроплане верхнего крыла по оси симметрии самолета, кипяток попадал в кабину
летчика, что послужило причиной ряда катастроф. Пришлось сдвинуть его вправо на
40 см. На самолетах, предназначенных для эксплуатации в районах с жарким
климатом, иногда ставили по два радиатора. С отрицательной стороны проявила себя
и "ньюпоровская" конструкция нижнего крыла: на больших скоростях (особенно во
время пикирования) его скручивало вокруг лонжерона. Именно по этой причине в
одном из полетов Рихтгофен чуть не расстался с жизнью. Попытка устранить этот
недостаток была предпринята на следующей модификации - истребителе Альбатрос D
V. Уже в апреле серийное производство машины прекратилось в пользу новой
модификации. Отдельные экземпляры D.III встречались на западном фронте еще
весной 1918 года.
Конструкция.
D.III отличался от предшественника тем, что был полуторапланом. Нижнее крыло
имело только один лонжерон, поэтому распорки между крыльев располагались в форме
буквы V. Верхнее крыло неделимое, двухлонжеронное, соединенное с фюзеляжем двумя
профилированными подпорками в форме буквы N. Нижнее крыло имело меньший размах.
Обшивка крыла матерчатая. Элероны только на верхнем крыле. Элероны и рули
собраны из стальных трубок и обтянуты материей.
На самолете стоял рядный 6-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения
"Мерседес D.III" мощностью 129 кВт. Винт деревянный двухлопастный диаметром 2750
мм. Сухая масса двигателя 260 кг. Два топливных бака общим объемом 119 л
находились в фюзеляже. Радиатор "Тевес-унд-Браун" находился в фюзеляже под
верхним крылом, начиная с 290-го экземпляра радиатор сместили на 40 см вправо.
Самолеты D.III, действовавшие на Ближнем Востоке (в составе турецкой авиации) в
гористой местности оснащались двумя радиаторами, установленными параллельно.
Шасси из профилированных стальных трубок с рессорами и резиновым амортизатором.