К апрелю 1917 года немцам стало ясно, что истребители D.III
начинают уступать новым машинам союзников. Конструктор Роберт Телек планировал
усовершенствовать истребитель D.IV, но без использования редукторного варианта
мотора Mercedes D.III, оказавшегося ненадежным. В результате появился Albatros
D.V (фирменное обозначение L.24) - облегченная версия истребителя D.III с
улучшенной аэродинамикой, измененной формой хвостового оперения и фюзеляжем овального сечения от D.IV. В качестве
силовой установки предполагалось использовать рядный мотор Mercedes D.IIIa с
повышенной степенью сжатия.
Истребитель D.V представлял собой биплан деревянной конструкции с
фанерно-полотняной обшивкой. Самолет незначительно отличался от
D.III Конструкторы сохранили схему полутораплана, зато переработали
фюзеляж. Теперь он имел шесть лонжеронов, но толщину обшивки уменьшили с
9 до 6 мм. Уменьшили и толщину шпангоутов. Все это дало выигрыш 50 кг
массы. Фюзеляж получил овальное сечение по всей длине. Хвостовое
оперение как на D.III, только руль направления приобрел эллиптическую
форму (как на D.III выпуска "ОАВ").
D.V не имел существенных преимуществ по сравнению с D.III и, тем более, - с
новыми истребителями союзников. Но в руках опытных пилотов он был довольно
грозным оружием. К тому времени немцы переходили в воздушной войне к
оборонительной тактике и доступный в большом количестве истребитель Albatros
хорошо подходил для решения поставленных задач.
Самолет оказался менее удачен, чем его предшественники. Облегчение
конструкции привело к снижению прочности, а это в свою очередь - к
многочисленным авариям и катастрофам. Оказалось, что схема
полутораплана совершенно не годится для тяжелого самолета. Кроме того,
недостаточной оказалась и жесткость крыльев. Проблемы с вибрацией и
срывом нижнего крыла спорадически появлялись уже на D.III, но на D.V они
встали в полный рост. Разрушение нижнего крыла становилось неизбежным
при выводе самолета из глубокого пикирования. По сравнению с D.III
летные качества D.V остались прежними. Разрушению подвергалось крепления
распорок крыла. Этот узел попытались усилить, но до конца войны решить
проблему так и не удалось.
К тому же летные характеристики
машины почти не превышали данных "Альбатроса" D.III и к середине 1917
года уже не отвечали требованиям времени. Тем не менее отсутствие
полноценной замены вынуждало немцев сохранять на вооружении этот
морально устаревший и небезопасный для собственных пилотов истребитель
до появления "Фоккера" D.VII.
Принятый на вооружение в октябре 1917 года истребитель D.Va
с повышенной прочностью крыльев стал дальнейшим
развитием D.V. Он унаследовал систему управления элеронами от D.III, у которого
приводные тросы шли вдоль нижнего крыла, а потом поднимались к верхнему.
В серийном производстве - с апреля 1917-го, выпуск продолжался до весны
1918 года. Всего военные заказали около 900 истребителей D.V и 1662 D.Va. Пик эксплуатации
D.V на западном фронте пришелся на ноябрь 1917 года (в частях находилась 131
машина), а для D.Va - на март 1918 года (928 машин). Истребители D.V и D.Va
использовались на итальянском и палестинском фронтах, а также в летных
школах.
Описание самолета
Истребитель Albatros D.V
представлял собой одноместный полутораплан цельнодеревянной конструкции.
Фюзеляж образовывал каркас из шести лонжеронов и 14 шпангоутов, покрытых
работающей обшивкой из гнутой на пару фанеры. Передняя часть фюзеляжа
покрыта снимающимися алюминиевыми листами. За головой пилота установили
треугольный обтекатель, но на практике обтекатель часто снимали, так как
он ограничивал обзор назад.
Верхнее крыло нераздельное, шириной 1,5 м, без
возвышения, двухлонжеронное, с матерчатой обшивкой. Вдоль задней кромки
крыла проходила стальная проволока. Элероны из стальных трубок,
обтянутые материей, только на верхнем крыле. Привод элеронов с помощью
тяг. Нижнее крыло состояло из двух консолей шириной 1,1 м и возвышением
2030'.
Хвостовое оперение деревянное, конструкция рулей как у
элеронов.
Двигатель - 6-цилиндровый, рядный, жидкостного
охлаждения, тип "Мерседес D.IIIa" мощностью 118 кВт (позднее 136 кВт).
Радиатор "Тевес-унд-Браун" установлен лежа в верхней части фюзеляжа под
верхним крылом. Вооружение как на D.III.