Возросшая активность британских поплавковых самолётов и летающих лодок, которые помимо всего прочего атаковали немецкие военно-морские базы в Зебрюгге и Боркуме (Borkum), заставила командование Императорских ВМС Германии (Kaiserliche Marine; Кайзерлихмарине) в мае-июне 1916 года выдать ряду немецких
авиастроительных компаний задания на разработку одноместных истребителей-гидросамолётов (поплавковых или летающих лодок). В числе фирм, получивших это задание,
был расположенный в Фридрихсхагене близ Берлина филиал компании Albatros-Flugzeugwerke GmbH. 16 мая он получил заказ на постройку трёх прототипов, получивших
обозначение W.4. Очень часто этот самолёт считают модификацией знаменитого истребителя Albatros D.I, однако фактически общим у них был лишь фюзеляж; в целом W.4
был заметно крупнее сухопутной машины - размах крыльев был увеличен на метр, а их площадь достигла 31 м? против 22,9 у D.I. Хотя силовая установка W.4 состояла
из того же, что у D.I, шестицилиндрового рядного двигателя водяного охлаждения Mercedes D.III, спецификация Кайзерлихмарине требовала, чтобы вооружение состояло
лишь из одного пулемета Maxim LMG.08/15, расположенного с правой стороны фюзеляжа перед пилотом.
Постройка самолётов проходила достаточно быстро: уже 28 августа 1916 года первый прототип был передан испытательному центру морской авиации (Seeflugzeuge
Versuchs Kommando) в Варнемюнде для проведения официальных испытаний.
Самолёт имел цельнодеревянную конструкцию; лишь каркас стабилизатора, рулевых поверхностей и все стойки (кабанные, межкрыльевые и соединявшие фюзеляж с
поплавками) изготавливались из стальных труб. Крылья, руль направления и горизонтальное оперение были покрыты полотном; полумонококовый фюзеляж и составлявший с
ним единое целое киль вертикального оперения имели фанерную обшивку. Поплавки были цельнодеревянными. Элероны устанавливались только на верхнем крыле.
Прототип и часть серийных машин W.4 были оснащены водяными радиаторами по бортам фюзеляжа, однако самолёты более позднего выпуска получили плоские радиаторы
компании Teves und Braun, установленные в центроплане верхнего крыла.
Испытания, которые проводились в течение нескольких месяцев, выявили множество недостатков. Уже вскоре после их начала первый прототип был отправлен обратно на
завод, где получил удлинённые поплавки. В Варнемюнде он вернулся 23 сентября 1916 года вместе со вторым прототипом, однако по-прежнему страдал от чересчур
задней центровки (затяжеление на хвост) и неправильно выбранного угла установки крыльев. Эти проблемы частично удалось решить лишь изменением выноса верхнего
крыла и угла установки на третьем прототипе, переданном на испытания в Варнемюнде в декабре 1916 года.
Тем не менее, испытания показали, что самолёт является перспективным, и ещё 5 сентября 1916 года командование Кайзерлихмарине заказало предварительную серию из
десяти машин. Девять из них были приняты в феврале 1917 года - испытывать их пришлось в боевых условиях. На этих машинах была выявлена чрезмерная хрупкость
поплавков, потребовавшая их переделки, а также ряд других недостатков, подробное описание которых выходит за рамки нашей рубрики.
Тем временем уже 6 октября 1916 года флот заказал 20 серийных самолётов. 16 декабря была заказана вторая серия из 10 машин, 30 января 1917 года - третья (25
самолётов), и 19 апреля была заказана четвертая серия (30 машин). Все эти самолёты были оснащены уже двумя синхронизированными пулемётами. Первая серия была
поставлена в период с апреля по август 1917 года, вторая с период с июля по август, а третья и четвертая с августа по октябрь.
В начале июня 1918 года три гидросамолёта Albatros W.4 третьей серии были переданы австро-венгерскому флоту (Kaiserliche und Konigliche Kriegsmarine;
Императорские и Королевские Военно-морские силы). Затем флоту Австро-Венгрии было передано пять машин из пятой серии (20 экземпляров), заказанной в августе 1917
года и поставленной в ноябре и декабре этого же года. Эти сделки осуществлялись в рамках бартера: взамен австрийцы поставляли немцам мощные V-образные
12-цилиндровые двигатели Austro-Daimler, необходимые для установки на гигантские бомбардировщики Zeppelin-Staaken. Однако австро-венгерские W.4 никогда не
участвовали в боевых действиях.
На сравнительных испытаниях с гидросамолётом-истребителем Hansa Brandenburg KDW, проведенных в июне 1917 года, Albatros W.4 показал свое полное превосходство.
Вскоре после этого W.4 получил элероны и на нижнем крыле, и его маневренность ещё более возросла. Albatros W.4 действовали с баз в Балтийском море (например, Виндау [Windau]), однако в реальных боях участвовали редко, что объясняется малой активностью русской авиации. О боевых успехах W.4 информация отсутствует.
Из 118 изготовленных самолётов 91 машина была передана заказчику в период с июля по декабрь 1917 года, после чего производство W.4 было завершено. Примерно в
это же время командование Кайзерлихмарине пришло к выводу, что для действий над морем больше подходят двухместные истребители, такие как Friedrichshafen FF.33 и
Hansa Brandenburg W.12. С насыщением частей двухместными машинами одноместные гидросамолёты-истребители использовались почти исключительно в качестве
тренировочных. Albatros W.4 последней серии после изготовления были сразу же отправлены на склад.
В любом случае, лётчики морской авиации предпочитали одноместные истребители Rumpler 6B1 и 6B2. Это также объясняет тот факт, что к 1 августа 1918 года на
вооружении Кайзерлихмарине находились еще 89 гидросамолётов-истребителей Albatros W.4. Таким образом, с февраля 1917 года в ходе боевых действий и в результате
аварий был потерян 21 самолёт данного типа - на удивление мало для морских самолётов тех лет! Однако лишь девять машин из этих 89 служили в боевых
подразделениях: четыре в Северном море и пять в Турции. 56 машин находились на складском хранении, а остальные использовались в качестве учебных на береговых
базах Балтийского моря. После окончания войны история самолётов этого типа подошла к концу.