О самолётах, которые разрабатывались немецкой авиационной промышленностью до 1933 года для так называемого "Черного Рейхсвера" и чаще всего строились в малом
количестве, обычно мало что становилось известным. Опубликованная информация по этим машинам была, как правило, неполной или ошибочной.
Одним из таких созданных в тайне самолётов был разведчик Albatros L 84 - биплан с V-образными межкрыльевыми стойками. Первоначально самолет оснащался V-образным
мотором водяного охлаждения BMW-VIu, развивавшим мощность 600 л.с..
Согласно данным Карла Риса (Karl Ries) два самолёта данного типа были внесены в гражданский регистр. Первый Albatros L 84 (заводской номер 10187) получил номер
регистра D-1899 и был допущен к эксплуатации в феврале 1933 года. Первоначально эта машина оснащалась двигателем BMW-Vu. Владельцем самолёта была бременская
компания Focke-Wulf, которая и получила данный Albatros осенью 1931 года.
Второй самолёт с номером гражданской регистрации D-2086 (заводской номер 10190), получивший другой двигатель - BMW-VIu - также был зарегистрирован в 1931 году.
Этот самолёт принадлежал расположенному в Штаакене испытательному центру RDL (RDL-Erprobungsstelle Staaken). Имеются снимки обоих самолётов с различимыми
номерами гражданской регистрации. По данным Бруно Ланге (Bruno Lange) [2], в 1932 году второй самолёт разбился. Это мог быть только D-2086, поскольку другая
машина была занесена в гражданский регистр только в 1933 году. Журнал "Air Enthusiast" [3] подтверждает, что один самолёт упал в 1932 году, и напоминает, что в
феврале 1933 года был изготовлен в Бремене компанией Focke-Wulf, что более самолёты данного типа не производились и что дальнейшего развития самолетов Albatros
L 84 не было. Эти данные из разных источников хорошо подтверждают друг друга, но, как мы еще увидим, не во всех пунктах. Третий источник, например, указывает,
что первый прототип получил четырехлопастный воздушный винт и что даже имеется соответствующая фотография этого самолёта. Остаётся непонятным лишь то, какая из
обеих машин запечатлена на фото. Также остаётся непонятным, действительно ли воздушный винт с четырьмя лопастями является "нормальным" винтом для этой машины.
Не понятна эта ситуация с воздушным винтом, потому что, глядя на другой снимок этого же самолета (также без номера гражданской регистрации), можно различить,
что на самолёте установлен двухлопастный воздушный винт.
Можно предположить, что этот самолёт с более поздним заводским номером 10190 примерно двумя годами ранее мог быть построен под заводским номером 10187 и получил
номер гражданской регистрации D-2086. После установки шасси и силовой установки этот самолёт выглядел более современным.
По данным общества немецких историков авиации (Arbeitsgemeinschaft Deutsche Luftfahrthistorik - ADL), материалы которого были любезно предоставлены нам Гюнтером
Фростом (Gunter Frost), первоначально данный экземпляр самолета Albatros L 84 получил обозначение Е 199 и был заказан имперским министерством путей сообщения (Reichsverkehrsministerium
- RVM). Стоимость машины была равна 265000 RM. Регистрацию самолёт прошел в марте 1932 года. Официально этот самолёт принадлежал расположенному в Штаакене
испытательному центру RDL.
Первые два источника ограничены лишь тем, что в них констатированы только известные факты. Третий источник указывает на то, что были построены только два
экземпляра Albatros L 84, после чего дальнейшее развитие самолётов данного типа было прекращено. Эти данные противоречат друг другу.
По данным материалов старого архива компании Focke-Wulf лётчик-испытатель Эрнст-Август Вольберг (Ernst August Wohlberg) 22 мая 1935 года совершил полёты на двух
самолётах типа L 84, за что получил соответствующее вознаграждение. Из материалов архива компании следует, что эти самолёты получили заводские номера 278 и 279
и что в компании Focke-Wulf эти самолёты типа Albatros получили обозначение AI 84.
На снимке, сделанном на бременском заводе компании, среди самолетов, предназначенных для передачи Китаю, слева по самому краю фотографии предположительно можно
увидеть оба этих самолёта типа AI 84. На одном из этих самолётов можно различить нанесенный на борт фюзеляжа номер гражданской регистрации D-IZON. В материале
журнала "Der Flieger" (No. 4/79, стр. 154/55) упомянуто, что второй самолёт получил номер гражданской регистрации D-INKY. Предположительно тот же самолёт позже
был зарегистрирован уже как D-1899. Так же можно предположить, что один из этих самолётов мог иметь заводской номер 278 или 279.
Из вышеупомянутого следует, что, возможно, были построены не два, а четыре самолёта данного типа. При этом удалось выяснить четыре заводских номера, и по
крайней мере для трех самолётов были установлены регистрационные номера, которые были нанесены на самолётах. По обобщенным данным ADL, в компании Focke-Wulf еще
два заводских номера - 280 и 448 также принадлежали самолетам типа AI 84. Были ли эти два самолёта полностью собраны - остаётся неясным.
Также из материалов фирмы Focke-Wulf следует, что дальнейшее развитие этого типа самолётов не было приостановлено. В перечне от 23 октября 1936 года (!) данные
самолёты были упомянуты под коротким обозначением PL/Fe:
- L 84 с двигателем BMW VIu 7.3Z, взлётный вес 2150 кг;
- L 84C с двигателем BMW Vlu 7.3Z, развивавшим взлетную мощность 600 л.с. и охлаждавшимся с помощью высококипящей жидкости; взлётный вес 2450 кг;
- L 84E с двигателем Rolls-Royce Kestrel III S, взлётный вес 2310 кг;
- L 84F с двигателем BMW-VIu (106 D) с принудительным впрыском топлива; взлётный вес 2600 кг.
У компании Focke-Wulf имелись веские основания продолжать доработку самолётов данного типа, поскольку AI 84, как и прочие опытные образцы летательных аппаратов,
вначале имели значительные недостатки, проявившие себя в ходе полётов, и эти недостатки и в 1935 году еще не были устранены!
В ходе попыток довести лётные характеристики AI 84 до приемлемого уровня компания Focke-Wulf провела большое количество испытаний этого самолёта с различными
вариантами хвостового оперения. Так, в апреле 1933 года в аэродинамической трубе были проведены испытания L 84C с V-образным хвостовым оперением. Тем не менее,
и в этом случае устранить недостатки не удалось. Тогда решили испытать еще одно хвостовое оперение V-образной формы, стабилизаторы которого располагались под
углом 35° к горизонтали. Результаты испытаний показали, что ранее имевшиеся недостатки хвостового оперения были частично устранены [4].
Две машины компании Focke-Wulf, оставшиеся в Бремене и получившие заводские номера 278 и 279, использовались в качестве летающих лабораторий для отработки
расположения радиаторов и систем выхлопа.
Несмотря на все попытки компании Focke-Wulf улучшить лётные характеристики AI 84/ L 84, они так и не были доведены до уровня, который к самолётам данного
назначения предъявляли вооруженные силы. Это и стало причиной, по которой во второй половине 1930-х гг. самолёты данного типа тихо исчезли.