Более удачным был "Анатра" со
150-сильным двухрядным мотором "Испано-Сюиза". Хотя этот самолет также остался в
одном экземпляре, разнообразие его названий просто поражает. Чаще всего его
называли "Анадис", но в некоторых документах встречается также "Анатра Д. Ис",
"Анаиспано", "Декан с Испано", "Биплан-монокок", "Бимонокок", "Би-Кок" и,
наконец, "Анатра" тип 15. Трудно поверить, что все эти
имена принадлежат одной и той же машине.
"Анадис" строился по заданию на
одноместный истребитель, однако его габариты примерно соответствовали
двухместному "Анаде". Фюзеляж машины представлял собой
фанерный полумонокок овального сечения аэродинамически чистой формы, но довольно
тяжелый. Конструкция крыльев и оперения такая же, как у "Анаде" и "Анасаля".
Интересной особенностью машины был
огромный запас топлива, рассчитанный на 14 часов полета и абсолютно ненужный для
истребителя. В этой связи на заводе ходили слухи, что Декан, вместо истребителя,
спроектировал двухместный самолет, чтобы улететь на нем в Румынию, а может быть
даже во Францию в случае начала революционных волнений в России. Если это
действительно так, то французского инженера надо считать провидцем, ведь в
середине 1916-го, когда создавался "Анадис",
о грядущей революции еще никто и не догадывался.
Как бы то ни было, о якобы
готовящемся побеге доложил армейскому начальству военный приемщик на заводе "Анатра" летчик Кононенко. В своей телеграмме он
также просил передать только что построенный самолет ему и отправить вместе с
ним на фронт. Начальство, по-видимому, не очень-то поверило бдительному
военпреду и ограничилось отпиской: "Аппарат оставить одноместным до приема
комиссией".
Самолет проходил испытания с 23 октября по 11 ноября 1916 года, показав
максимальную скорость 153 км.ч. Для двухместного разведчика это было бы неплохо,
но для одноместного истребителя - маловато даже по тем временам. К тому же
установка вооружения утяжелила бы машину и, соответственно, еще более снизила ее
летные данные. Но главной причиной, почему "Анадис" не пошел в серию, являлась
нехватка двигателей "Испано-Сюиза". Как уже говорилось, такие моторы были в
России в большом дефиците.
Прототип "Анадиса" простоял на заводе до осени 1917 г. За это время какой-то
местный живописец так разрисовал машину, что она стала представлять если не
военную, то уж во всяком случае художественную ценность. На фюзеляже, от кабины
до хвоста, он изобразил флаги стран Антанты, а на нижних плоскостях - двух пышнотелых красоток в пляжных костюмах с зонтиками от солнца и декоративными
собачками. К сожалению, отсутствие качественных фотографий не позволяет
воспроизвести эти чудесные рисунки во всех подробностях.
Тем временем, в сентябре 1917-го военный летчик штабс-капитан Н.А.Макаров,
зная о большом запасе топлива, который способен принять "Анадис", возбудил
ходатайство о разрешении ему совершить дальний "агитперелет" на этом самолете по
странам-союзницам России в Мировой войне. Макаров намеревался облететь Салоники,
Рим, Марсель, Париж и тем же маршрутом вернуться обратно. Цель полета он
сформулировал так: "...посетить фронты и заводы, увидеть авиацию союзников,
показать русских летчиков, чтобы союзники лучше снабжали нас". Поскольку
никакого иного применения для "Анадиса" не нашлось, перелет немедленно
разрешили. Макаров стартовал в ноябре, но на первом же отрезке маршрута в полете
отказал двигатель. Летчик совершил аварийную посадку в Румынии, у города Яссы. "Агитперелет"
на этом завершился, а вместе с ним закончилась и история самолета, у которого
было так много названий, но ни одно не принесло ему удачи.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Анадис |
Размах крыла, м |
11.40 |
Длина, м |
7.75 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
37.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
665 |
нормальная взлетная |
1165 |
Тип двигателя |
1 ПД
Hispano-Suiza |
Мощность, л.с. |
1 х
150 |
Максимальная скорость , км/ч |
153 |
Продолжительность полета, ч |
1.40 |
Скороподъемность, м/мин |
133 |
Практический потолок, м |
3750 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
два 7.7-мм пулемета |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Анадис |
|
Анадис |
|
|