В 1917 году был разработан новейший двигатель, который обещал дать решающее
превосходство в воздухе перспективным британским истребителям. Это был
радиальный авиамотор воздушного охлаждения A.B.C. Dragonfly, который весил всего
600 фунтов (272 кг) и развивал 320 л.с.. Мерфи (Murphy), как и многие другие
авиаконструкторы, быстро оценил какие перспективы открываются с новой силовой
установкой такого калибра, а в начале апреля 1918 года руководство компании
Armstrong Whitworth запросило у Министерства авиации светокопии (синьки)
чертежей двигателя Dragonfly.
В ответ заместитель главного инспектора по проектированию (Assistant Controller,
Design) предположил, что компания не должна начинать работы по новому проекту до
тех пор, пока истребитель Armadillo не будет испытан, и что целесообразно
обсудить с заместителем главного инспектора вопрос о том, какие в последующем
типы самолетов будут создаваться. В свою очередь в компании Armstrong Whitworth
были свои идеи, и, несмотря на официальный ответ, Мерфи начал проектировать
истребитель с двигателем Dragonfly. На каком-то этапе разбирательств официальная
политика была изменена, и были заказаны три экземпляра нового истребителя,
позднее получившего наименование Ara. Логически Ara должен был иметь обозначение
F.M. с добавлением номера (предположительно F.M.5), но скорее всего он никогда
не нес это обозначение.
Это был второй одноместный истребитель компании Armstrong Whitworth, который
сохранил характерные для Armadillo двухстоечную структуру крыла и фюзеляж с
плоскими стенками. Однако в отличие от предшественника крыло было приподнято над
корпусом самолета, хотя промежуток между фюзеляжем и крылом оставался все еще
небольшим. Крылья имели одинаковый размах, но хорда верхнего крыла была немного
шире, чем хорда нижнего. Стабилизатор был обычным, а вертикальное оперение было
таким же маленьким, как и на Armadillo. Двигатель Dragonfly был аккуратно
установлен в обтекателе, который плавно перетекал в заостренный кок втулки
винта.
Сравнительные данные, если им можно верить, показывают, что Ara, также как и
Armadillo, имел необычайно низкий вес конструкции, однако авиамотор Dragonfly
был тяжелее ротативного двигателя B.R.2 примерно на 150 фунтов (68 кг). Тем не
менее, Ara был тяжелее Armadillo на 70 фунтов (32 кг) при примерно равной
полезной нагрузке.
Как и его многочисленные современники, Ara не имел никаких шансов на выживание,
потому что двигатель Dragonfly оказался полностью провальным: его конструкторам
не удалось полностью выполнить свои первоначальные обещания. Двигатель был
разработан Гранвилем Брэдшоу (Granville Bradshaw), который ставил себе цель
создать легкий и мощный радиальный авиамотор, который было бы легко
изготавливать в больших количествах.
К сожалению, официальные лица были слишком быстро убеждены оптимизмом Брэдшоу, и
двигатель был запущен в серийное производство до окончательного проведения
испытаний. Что касается двигателей Dragonfly, на которых воюющая страна должна
была сосредоточить максимальные производственные усилия, то они не только не
развивали заданную мощность, но и страдал от высокочастотных вибраций,
приводивших к разрушению двигателя после нескольких часов работы. В те годы
решение данной проблемы еще не было известно, и в конечном итоге от программы
производства данных двигателей пришлось отказаться. К счастью, война закончилась
раньше, чем все последствия этого кризиса смогли бы проявить себя в полной мере.
Планер первого Ara (военный номер F4971) был изготовлен летом 1918 года, но к
этом времени еще ни один двигатель не был поставлен авиастроителям. Первый
двигатель был поставлен компании Armstrong Whitworth в декабре 1918 года, когда
уже было решено, что Ara в серийное производство запущен не будет. Война была
окончена, и теперь неприятности двигателей Dragonfly начинали становиться
очевидными. Тем не менее, два из трех заказанных самолетов были, и второй Ara
(военный номер F4972) со смещенным вниз нижним крылом имел большее межкрыльевой
интервал, чем первый экземпляр. Работы над планером третьего прототипа были
прекращены на поздней стадии строительства.
Из-за ненадежности двигателя никаких систематических испытаний с Ara не
проводилось. Однако имеющиеся в нашем распоряжении показывают, что когда
двигатель работал хорошо, то Ara имел хорошие характеристики с максимальной
скоростью у земли 150 миль/ч (241 км/ч) и набором высоты 10000 футов (3048 м) за
4,5 минуты. Окончательная судьба двух самолетов неизвестна, но, несомненно, они
вскоре были отправлены на свалку. Истребители Ara стали последними машинами
компании Armstrong Whitworth, которые были построены в Госфорте (Gosforth), и,
как было записано в другом месте книги, авиационное отделение компании в конце
1919 года было закрыто.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ara |
Размах крыла, м |
8.35 |
Длина, м |
6.17 |
Высота, м |
2.39 |
Площадь крыла, м2 |
23.87 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
599 |
нормальная взлетная |
875 |
Тип двигателя |
1 ПД
A.B.C. Dragonfly |
Мощность, л.с. |
1 х 320 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
у земли |
241 |
на высоте |
233 |
Крейсерская скорость , км/ч |
196 |
Продолжительность полета, ч |
3.15 |
Скороподъемность, м/мин |
728 |
Практический потолок, м |
8535 |
Экипаж |
1 |
Вооружение: |
два
7.7-мм пулемета Vickers |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|