Самолеты, сегодня известные под одной маркой "Bernard", де-факто строились
различными компаниями, основанными французским конструктором Адольфом Бернаром (также
иногда А. Бернард). Первой из них в 1917 году стала компания ЕАВ ("Etablissements
Adolphe Bernard"), а первым ее самолетом был двухместный ночной бомбардировщик
АВ.1. Прототип АВ.2 был оснащен моторами большей мощности, а АВ.3 проектировался
как грузопассажирский самолет.
В 1922 году фирма ЕАВ была преобразована в SIMB ("Societe Industrielle des
METAUX et du Bois"), в которой под руководством нового главного конструктора
Жана Хуберта был спроектирован прототип истребителя - свободнонесущий низкоплан
Bernard 10. В 1926 - 1927 годах фирма была преобразована в SAB ("Societe des
Avions Bernard"), первым самолетом которой стал Bernard 20, ведущий свое
происхождение от гоночного самолета Bernard V-2.
В начале 20-х годов центр создания новых рекордных самолетов переместился во
Францию. Это было обусловлено тем, что национальная гордость французов,
считавших свою страну передовой авиационной державой, была сильно задета, и
правительство сочло своим долгом помочь авиационной промышленности Франции. В
отличие от американцев, выделявших фирме Кертисс значительные суммы на постройку
специальных гоночных самолетов, правительство Франции объявило лишь
окончательный поощрительный приз самолету-победителю. Причем перед
конструкторами ставилась более узкая задача - побить мировой рекорд скорости.
Казалось бы, это вполне обычное правильное решение в условиях конкуренции
нескольких авиационных фирм. Необычность же, которую можно назвать скрытой
хитростью этого решения, заключалась в следующем...
Практически все гоночные самолеты того периода предназначались исключительно для
участия в различных состязаниях на большие дистанции. Так, например, гонки на
приз Гордон-Беннетта, Бомона и Дейтш-де-ля Мерт проходили на дистанции 300 км,
гонки на кубок Шнейдера - на дистанции 350 км, а состязания на приз Пулитцера -
на дистанции 200 миль, то есть почти 360 км. В связи с тем, что на финише этих
гонок победителя ждал не только заветный кубок, но и солидный денежный приз, все
конструкторы стремились оптимизировать свои машины именно для полетов на эту
дальность. Все абсолютные же рекорды скорости устанавливались на короткой прямой
дистанции (1 или 3 км) на тех же самых самолетах.
А вот новый приз французского правительства впервые нацеливал авиаконструкторов
на создание уже не гоночных, а чисто рекордных самолетов, предназначенных для
полета именно на короткие дистанции.
Интересно отметить, что этот приз предусматривал за побитие мирового рекорда
скорости награду конструктору самолета в сумме 140 000 франков, а конструктору
двигателя - 60 000 франков.
11 декабря 1924 года французский пилот лейтенант Боннз на самолете V-2 достиг
скорости 448,171 км/ч. Этот самолет принадлежал Промышленному
дерево-металлическому обществу в г.Курнев, Industrielle des Metaux et du Bois (SIMB).
В дальнейшем самолетостроительное отделение фирмы получило наименование "Бернар".
При этом сам самолет кроме обозначения V-2 был известен в мире под названием "Фербоа"
или просто"Рэйсер". После установления нового рекорда машину в честь создателя,
инженера Юбера, стали также называть "Бернар-Юбер".
Опыт строительства гоночных самолетов пригодился, когда Командование ВВС Франции
объявило программу перевооружения истребительной авиации, получившую
наименование "Jockey". Согласно спецификации этой программы на конкурс
принимались легкие истребители. Всего для этой программы свои самолеты
представили семь фирм, среди которых было и Societe des Avions Bernard.
Для участия в этом конкурсе на фирме SAB инженером Бешеро был разработан
истребитель, получивший обозначение Bernard 20. Аппарат проектировался инженером
Бешеро на основе гоночного самолета V.2 в соответствии с официальными
требованиями к легкому перехватчику и отличался чистотой аэродинамических форм и
цельнодеревянной конструкцией.
Если гоночный самолет V-2 создавался на базе спроектированного как истребитель
V-1, то теперь перед Луи Бешеро встала обратная задача - сделать из гоночной
машины истребитель:
- были увеличены размах (с 9,10 м до 10,80 м) и площадь (с 10,80 м2 по 16,70 м2)
крыла;
- двигатель был заменен на менее мощный и более надежный (с форсированного
W-образного 12-цилиндрового двигателя Hispano Suiza 12Gb мощностью 620 л.с. на
V-образный 12-цилиндровый двигатель Hispano-Suiza 12Jb мощностью 400 л.с.);
- изменена система охлаждения двигателя: если у V-2 были малоэффективные для
полетов на большую дистанцию пластинчатые радиаторы (данные радиаторы,
установленные на нижнюю поверхность крыла и занимавшие только половину его
размаха, создавали малое добавочное сопротивление), то на истребитель был
поставлен стандартный водорадиатор.
В результате этих изменений получился "чистый" моноплан - в его конструкции не
использовались ни подкосы, ни растяжки. Его фюзеляж имел очень плавные обводы и
довольно низкий коэффициент лобового сопротивления. Истребитель был вооружен
двумя 7.7-мм синхронизированными пулеметами Vickers.
Полноразмерный макет одноместного истребителя Bernard 20 экспонировался на
авиасалоне в Париже в 1928 году.
Единственный построенный прототип поднялся в воздух в Орли весной 1929 года. На
этом пробном самолете пилот Рожер Баптист достиг скорости 280 км/час на высоте
4000 м и максимальной скорости в 320 км/ч. Самым большим недостатком Bernard 20
считалась высокая посадочная скорость (110 км/ч).
К сожалению, к этому времени военно-политическое руководство Франции не
рассматривало моноплан с низкорасположенным крылом в качестве подходящего на
роль истребителя, и через 18 месяцев все работы по самолету прекратили.