Уголок неба ¦ Boulton-Paul P.3 Bobolink

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация первой мировой истребители
   Bobolink
       
Разработчик: Boulton-Paul
Страна: Великобритания
Первый полет: 1918
Тип: Истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


В годы Первой Мировой войны компания Boulton & Paul изготовила большое количество истребителей Sopwith Camel и было вполне логичным, что Джон Норт (John North) живо заинтересовался созданием самолета для замены Camel-а. После того как Министерство авиации выпустило спецификацию на такой самолет Норт живо включился в работу и в срочном порядке рассмотрел несколько компоновок. В качестве силовой установки для нового истребителя Министерство авиации указало на 230-сильный ротативный двигатель Bentley B.R.2, который был всего на 93 фунта (42,12 кг) тяжелее, чем 150-сильный B.R.1. В качестве альтернативы Министерством был предложен 170-сильный радиальный двигатель ABC Wasp, который был установлен на Sopwith 8F.1 Snail, Westland Wagtail и BAT FK.22/2 Bantam.

Компания Sopwith представила на конкурс свой проект Snipe, который был немного впереди своих конкурентов. Первый полет Snipe-а состоялся в конце 1917 года; машина была оснащена двигателем B.R.1, поскольку более тяжелый мотор пока не имелся в наличии. Изначально Sopwith Snipe представлял собой одностоечный биплан с фюзеляжем, стороны которого были плоскими; его два прототипа, имевшие небольшие различия компоновки, в декабре 1917 года проходили оценочные испытания. Третий прототип был переделан в двухстоечный с округлым фюзеляжем и 230-сильным двигателем B.R.2; в феврале 1918 года самолет был доставлен в Мартлшем-Хит.

Хотя Sopwith Snipe рассматривался в качестве основного участника, были два серьезных соперника, претендовавших на замену Camel-а:

  • триплан Austin A.F.T.3 Osprey, спроектированный Джоном Кенворти (John Kenworthy) - преемником Норта на посту конструктора компании Austin и К.Х. Бруксом (C H Brooks);
  • Nieuport BN.1, являвшийся первым проектом Генри Фолланда в компании British Nieuport и являвшийся развитием его более раннего проекта S.E.5A.

1 декабря компания Boulton & Paul получила заказ на два своиз проекта: P.3 и P.5. Было заказано по три прототипа каждого проекта; машинам P.5 были выделены более ранние серийные номера C8652-C8654, а машинам P.3 - более поздние номера C8655-C8657. В компании P.5 было присвоено имя Hawk. Возможно это имя использовалось и в отношении P.3, однако компания была вынуждена его изменить из-за вступившей в силу в 1918 году системы классификации Министерства авиации.

Имена хищных птиц были сохранены для авиадвигателей (имя Hawk досталось двигателю компании Rolls-Royce), тогда как одноместные одномоторные истребители нужно было называть именами птиц, обитающих на суше (за исключением хищных) или рептилий. Кроме того компании Boulton & Paul были выделены начальные литеры BO (компания Sopwith получила начальные литеры SO, SA и SN - ее машина получила имя Snipe (бекас); компании Austin были выделены начальные литеры AU, AS и OS, и ее самолет получил имя Osprey (скопа)). В компании Boulton & Paul хотели переименовать своего претендента в Boblink, но позднее название самолета было изменено на имя североамериканской птицы Bobolink (рисовый трупиал).

Проект P.5 был заброшен на ранней стадии и его серийные номера были переданы другому самолету. Тем не менее, постройка P.3 продолжалась со всей безотлагательностью, ставя целью принять участие в проходивших в в Матлшем-Хите испытаниях вместе с тремя соперниками. Наличие B.R.2 было сдерживающим фактором постройки самолетов, вследствие чего первый P.3 Bobolink (C8655) был, в конечном счете, оснащен только четвертым изготовленным B.R.2.

Также как и Snipe, истребитель P.3 был двухстоечным бипланом с крыльями равного размаха и межплоскостным пространством шириной 2 фута 3,5 дюйма (0,7 м). Бипланая коробка отличалась N-образными стойками, бывшими в те годы еще большой редкостью (хотя сам Норт применил их до Первой Мировой на Grahame-White Type 13). Преимущество таких стое было у упрощении оснастки и уменьшении количества расчалок. Конструкция крыльев была обычной деревянной с полотняной обшивкой. Благодаря мастерству Норта и рабочих компании Boulton & Paul сами крылья был очень легкими - без полотняной обшивки они весили всего 29 фунтов (13,2 кг). Изначально элероны были установлены только на верхнем крыла, но недостаточная маневренность, обнаруженная в Мартлшем-Хите в ходе начальных испытаний, вынудила установить элероны и на нижнем крыле. Элероны разных крыльев между собой были связаны с помощью стоек. Еще одним отличием верхнего крыла был большой прямоугольный вырез, дававший пилоту превосходный обзор в верхней полусфере.

Передняя часть фюзеляжа имела круглое поперечное сечение, приспособленное под установку ротационного двигателя, тогда как задняя часть, имевшая плоские стороны, представляла собой простую расчалочную коробчатую балку с криволинейной верхней секцией позади головы пилота. Проект сотличала еще одна особенность, непосредственно связанная с гибкостью мышления и тщательной работой Джона Норта. Ею были два топливных бака, размещенные позади пилота. Баки, имевшие емкость 34 и 6 галлонов (154,6 и 27,3 л), были разделены бронеплитой, дававшей одиночной пуле минимальные шансы пробить оба бака. В случае возгорания обоих баков пилот имел возможность сбросить их и спланировав выполнить безопасную посадку, сохранив в целости остальную часть самолета. В дни, когда самолеты строили из легковоспламеняющихся полотна и дерева, а пилотам все еще не разрешалось носить парашюты данная идея была была очень удачной.

Руль направления самолета имел резко искривленную переднюю кромку, идущую к наклоненному килю. Общая длина самолета составляла 20 футов (6,1 м), размах крыльев был 29 футов (8,84 м); высота самолета составляла 8 футов 4 дюйма (2,54 м). по сравнению с третьим прототипом Snipe-а прототип Bobolink-а имел большие на 2 фута 1 дюйм (0.64 м) размах крыла и на 1 фут 2 дюйма (0,36 м) высоту, но был на 9 дюймов (0,23 м) короче.

В передней части фюзеляжа устанавливались два пулемета Vickers, стрелявших вперед сквозь зону ометания двухлопастного винта диаметром 9 футов (2,74 м); помимо этого на самолете поверх верхнего крыла была предусмотрена установка направляющая с одиночным пулеметом Lewis. Когда в конце 1917 года C8655 был выкатан из цехов расположенного в Риверсайде завода, то машина была оснащена как двумя пулеметами Vickers, так и направляющей для установки пулемета Lewis. Выкатанный из цеха C8655 был полностью комплектным за исключением обшивки пердней части фюзеляжа.

Тем не менее когда самолет был отправлен для проведения испытаний пулемет Lewis был уже удален. Как и ожидалось, монтажные опоры двигателя и установка пулеметов Vickers были очень похожи на таковые у Camel-а.

Внутрифирменные испытания истребителя начались в Маусхолде под управлением капитана Фрэнка Кортни (Capt Frank Courtney). Капитан Кортни был переведен из экспериментального звена Королевского Летного корпуса и был занят в программе установки 150-сильных двигателей Monosoupape на истребители Sopwith Camel. Летные испытания этой программы были выполнены в Маусхолде на построенных компанией Boulton & Paul истребителях Camel и поэтому вполне естественно, что первые полеты на Bobolink-е были выполнены именно капитаном Кортни.

Помимо критики недостаточной маневренности, приведшей к установке элеронов на нижнем крыле, Кортни отметил недостаточную ширину колеи шасси, сделавшей рулежку на Bobolink-е достаточно трудной. Впрочем Кортни осознавал, что ширина колеи не являлась серьезной ошибкой, требующей немедленного изменения. Когда самолет был выкатан из цеха, то на него был установлен винт с заметными квадратными законцовками, однако на последующих фотографиях винт был уже с закругленными законцовками (вероятно с установленным в Мартлшеме винтом от Snipe-а).

В конце недели, завершившейся 9 марта 1918 года, C8655 был передан в Мартлшем-Хит, где он присоединился к Snipe-у. Nieuport BN.1 и Austin Osprey были доставлены в Мартлшем-Хит в течение недели и в срочном порядке были проведены сравнительные летные испытания. Во время окончательных испытаний нескольким находящимся на службе пилотам, в том числе и капитану Джеймсу МакКаддену (Capt James McCudden), было предложено оценить все четыре самолета на однодневных испытаниях на ферме Саттона (Sutton's Farm).

Каждая из машин была испытана с винтом Snipe-а и полной спецификационной нагрузкой, т.е. с 40 галлонами (181,8 л) топлива, 8 галлонами (36,4 л) масла, 150 фунтами (68 кг) пулеметов Vickers и боеприпасов к ним, 50 фунтами (22,7 кг) пулемета Lewis и боеприпасов к нему и 25 фунтами (11,4 кг) электропроводки и кислорода. Из-за поломки капота никаких достоверных испытаний Nieuport-а с целью определения технических характеристик не могло быть проведено.

Оснащенный крыльями с размахом 23 фута (7 м) Osprey был самым маневренным, следовавшие ним Nieuport и Bobolink были менее привлекательными из-за тяжелой управляемости и медленной боковой реакции. Но Osprey был явно самым медленным из четырех, поскольку самая короткая эта трипланов подходила к концу. На истребитель Osprey не было выдано официального заказа и машина была построена в на собственные средства с особого разрешения Министерства авиации, выпустившего для этого лицензию №17 и выдавшего серийный номер X15 из специальной серии номеров, зарезервированных для машин, построенных на собственные средства компаний. BN.1, также как Bobolink и Snipe, был двухстоечным бипланом и отличался революционными I-образными стойками, к которым тогда относились с подозрением. BN.1 был самым быстрым из четырех самолетов с очень перспективными всесторонними характеристиками, но 10 марта произошла авария с возгоранием в воздухе. В результате аварии самолет был полностью разрушен и исключен из конкурса, поскольку второй протитип не мог быть немедленно доставлен.

Обзор с места пилота был наилучшим у Snipe-а, затем шли Nieuport и Bobolink, хотя с небольшими изменениями в этом отношении все три были очень похожи. Обзор Osprey был наихудшим и не было никакой возможность быстро улучшить его. Что касается доступа к двигателю и связанному с ним оборудованию, то явно лучшим был Osprey, за которым шли Snipe и Bobolink, которые по этому показателю были равны. В этом плане Nieuport был худшим из всех четырех, хотя изменения могли улучшить его до стандартов двух других бипланов.

Пулеметы Vickers были одинаково хорошо размещены на бипланах, но на Osprey рукоятки перезаряжания пулеметов были труднодоступными. На Bobolink-е и Snipe-е пулемет Lewis было трудно использовать, поскольку пилот сидел слишком близко к заднему лонжерону; Nieuport в этом отношении был гораздо лучше. На Lewis установить пулемет Osprey было невозможно за исключением неподвижной установки для стрельбы вверх.

Отделение прикладного проектирования (Applied Design Branch) составило доклад о легкости производства и обслуживания четырех самолетов. Osprey и Nieuport были признаны лучшими, хотя конструкция крыльев Nieuport-а была раскритикована. Bobolink был описан как очень плохой с точки зрения производства и обслуживания. та точка зрения кажется странной, поскольку Bobolink имел фюзеляж в виде простой прямоугольной коробчатой балки, в то время как, например, Snipe имел сложный округлый фюзеляж, конструкцию которого составляли шпангоуты и стрингеры.

Между четырьмя самолетами было слишком мало различий, хотя больший опыт компании Sopwith и тот факт, что Snipe уже летал и имел значительные изменения в конструкции были большими плюсам в его пользу. Хотя максимальная скорость была разочаровывающей (121 миль/ч (194,7 км/ч)) на высоте 10000 футов (3048 м) - на 4 миль/ч (6,44 км/ч) меньше, чем у Bobolink), его скороподъемность была великолепной, а управляемость на высоте была превосходной: в небе пилоты в Snipe-е себя чувствовали также хорошо, как и в Camel-е.

Принимая во внимание все факторы, была получена следующая очередность соответствия требованиям:

  • Snipe,
  • Nieuport,
  • Osprey,
  • Bobolink.

Скорее всего выбор Snipe-а был неизбежен, хотя общие характеристики Bobolink-а отличались незначительно. Также в отношении Bobolink-а была высказана критика, связанная с узкой колеей шасси и (хотя это могло быть устранено) неудобным доступом в кабину, которая была установлена в пределах выреза верхнего крыла.

Позднее в попытке решить проблемы управляемости на земле Bobolink был оснащен рулем направления с большой роговой компенсацией; компенсация была неэкранированной и, находясь рядом с неизменившимся килем, придавала рулю направления нелепый вид. Соединявшие элероны стойки были заменены тросами. Snipe-у также требовался больший руль направления, увеличивший длину до 19 футов 10 дюймов (6,04 м).

Позднее в том же году появился еще один истребитель, оснащенный двигателем B.R.2. Это был Armstrong Whitworth Armadillo. Однако к тому времени его первого полета не было никаких шансов на получение заказов, однако для полноты картины Armadillo был включен в число участников следующего конкурса.




 ЛТХ:
Модификация   Bobolink
Размах крыла, м   8.84
Длина, м   6.10
Высота, м   2.54
Площадь крыла, м2   24.71
Масса, кг  
  пустого самолета   557
  нормальная взлетная   904
Тип двигателя   1 ПД Bentley B.R.2
Мощность, л.с.   1 х 230
Максимальная скорость , км/ч   201
Крейсерская скорость , км/ч   175
Продолжительность полета, ч.мин   3.15
Максимальная скороподъемность, м/мин   375
Практический потолок, м   5945
Экипаж, чел   1
Вооружение:

  два синхронных 7.7-мм пулемета Vickers в верхней части фюзеляжа, приспособление для установки еще одного 7.7-мм пулемета Lewis над центропланом.


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Bobolink
 Bobolink
 Bobolink
 Bobolink
 Bobolink
 Bobolink
 Bobolink
 Bobolink

  Схемы:

 Bobolink

 



 

Список источников:

Putnam. Alec Brew. Boulton Paul Aircraft since 1915
Air Enthusiast 2003-06. Alec Brew. Proud heritage
1000aircraftphotos.com. No. 1956. Boulton & Paul P.3 Bobolink (C8655) Air Ministry


Уголок неба. 2017 



 

  Реклама: