Уголок неба ¦ Bristol Type 10 M.1

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация первой мировой истребители
   Bristol Type 10 M.1
       
Разработчик: Bristol
Страна: Великобритания
Первый полет: 1916
Тип: Истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Преимущества немецких монопланов типа Fokker E над плохо вооруженными бипланами авиации сухопутных войск Великобритании делали насущной потребность последней в маневренном одноместном самолете с высокими летными характеристиками. Проект Фрэнка Барнуэлла, завершенный в середине 1916г., был основан на применении ротативного двигателя, заключенного в плотный обтекатель, с большим полусферическим обтекателем втулки. Такая установка двигателя Clerget мощностью 110 л.с. была испытана на втором серийном самолете Scout D и доказала свою практичность.

После этого Барнуэлл разработал обтекаемый фюзеляж коробчатого сечения с лонжеронами, к которым крепились поперечные накладки в виде сегментов, создававшие круглое поперечное сечение. Кабина пилота была расположена под предохранительными стальными дугами, которые служили для обеспечения безопасности пилота в случае капотирования самолета, а также для крепления верхних расчалок крыла; нижние несущие расчалки были прикреплены к нижним лонжеронам фюзеляжа. Опытный образец Bristol М.1А (Type 10) был построен по инициативе компании, и его первый полет состоялся 14 июля 1916 г. В том же месяце самолет М.1А Monoplan Scout на испытаниях продемонстрировал скорость 206 км/час на высоте 1645 м и поднялся на высоту 3050 м  за 8 минут 30 секунд.

Девятого октября военное министерство Великобритании заключило контракт на приобретение самолета М.1А и выпуск еще четырех машин. Последние, с обозначением М.1В (Type 11), имели ряд незначительных модификаций. Первые два самолета М.1В, переданные в декабре 1916 г. и в январе 1917 г., были оснащены ротативными двигателями Clerget мощностью 110 л. с., а третий, поступивший на вооружение в феврале 1918 г., имел вариант того же двигателя мощностью 130 л.с.; четвертый аппарат был построен в марте 1917 г. с двигателем Bentley А.R.1 мощностью 150 л.с. Испытания показали, что самолет имеет посадочную скорость 79 км/час. Такая скорость представлялась слишком высокой для небольших аэродромов, использовавшихся тогда во Франции, поэтому самолет никогда не применялся на Западном фронте.

Работы над серийным самолетом начались в 1916 году. Тогда самолет носил обозначение "Bristol type 20" (код M.1С появился с началом серийного производства). Летными качествами и скоростью он значительно превосходил распространенные "Ньюпоры", но на вооружение английской армии принят не был. Причины отказа точно не известны, скорее всего обычная глупость старых генералов или чьи-то интриги. К самолету предъявлялись разные надуманные, а то и вовсе абсурдные претензии, имевшие целью просто погубить перспективный проект. Схема верхнеплана тогда уже была хорошо известна и использовалась на самолете "Моран-Солнье". Но "Бристоль М1.С" выгодно отличался от аналогов низкой массой, хорошей маневренностью и высокой скоростью. Обзор из кабины был отличный. Конструктору самолета Фрэнку Барнуэллу пришлось "попридержать" самолет, поскольку перед войной приоритет имели бипланы. Лишь появление немецких "Фоккеров", сметавших с неба все, что летало, дало самолету шанс.

М.1С облетали в 1916 года, но прошел еще год, прежде чем поступил первый заказ на 125 машин. Серийное производство - с 19 сентября 1917 до 25 февраля 1918 года на заводах фирмы Бритиш энд Колониал Эйрплейн Компани Лимитед (Бристоль) в Филтоне и Брислингтоне. Всего построено 90 экземпляров.

 Относительно высокая посадочная скорость (80 км/ч) не позволяла использовать его на небольших европейских фронтовых аэродромах. В результате только 32 экземпляра попали в боевые части и то на второстепенных фронтах в Палестине, Македонии и Месопотамии. Остальные самолеты были тут же отправлены на склады. Тем не менее, английские пилоты, летавшие на М.1С, сумели настрелять множество немецких и турецких "Альбатросов". Шесть машин продали в Чили, где их активно применяли в местных военных конфликтах.

Самолеты этого типа совершили перелет через Анды (12 декабря 1918 года).

В сентябре 1920г. этот самолет стал победителем авиационных гонок в Австралии, а после того, как на нем был установлен новый двигатель de Havilland Gipsy II мощностью 120 л. с., он стал победителем  авиационных гонок в Аделаиде в 1931г. и 1932г. 

Самолет Bristol М.1С представлял собой одноместный верхнеплан цельнодеревянной конструкции. Фюзеляж образовывал каркас, профилированный так, что в сечении имел окружность. Обшивка передней части фюзеляжа - алюминиевый лист, остального фюзеляжа - материя.

Крыло с возвышением, двухлонжеронное, тонкого профиля. Передняя кромка эллиптическая, задняя прямая. Обшивка матерчатая. Хвостовое оперение из стальных трубок, обшитых материей. Обтекаемость фюзеляжа обеспечивал массивный кок винта.

Двигатель ротационный "Ле-Рон 9J" мощностью 80 кВт. Винт деревянный, двухлопастный. Вооружение - один неподвижный пулемет "Виккерс" калибра 7,7 мм, установленный на фюзеляже перед кабиной пилота по левому борту. Пулемет стрелял через диск винта с помощью синхронизатора системы Константинеску.




 Модификации :
 М.1А  первая серийная модификация.
 М.1B  модификация М.1А.
 М.1С  125 модифицированных серийных самолетов. 
 М.1D

 обозначение опытного образца М.1В с двигателем Bristol Lucifer мощностью 100 л. с.




 ЛТХ:
Модификация   Bristol M.1C
Размах крыла, м   9.37
Длина, м   6.24
Высота, м   2.37
Площадь крыла, м2   13.47
Масса, кг  
  пустого самолета   406
  нормальная взлетная   612
Тип двигателя   1 ПД Le Rh ne 9J
Мощность, л.с.   1 х 110
Максимальная скорость , км/ч   209
Крейсерская скорость , км/ч   187
Продолжительность полета, ч.мин   1.45
Максимальная скороподъемность, м/мин   385
Практический потолок, м   6100
Экипаж, чел   1
Вооружение:   один синхронизированный 7.7-мм пулемет Vickers


 Доп. информация :


  Чертеж "Bristol M.1C" 
  Фотографии:

 M.1A
 M.1A
 M.1A
 M.1A
 M.1B
 M.1B
 M.1B
 M.1B
 M.1B
 M.1C
 M.1C
 M.1C
 M.1C
 M.1C
 M.1C
 M.1C
 M.1C
 Гоночный вариант M.1C
 Гоночный вариант M.1C
 M.1C с двигателем Gipsy II
 M.1D
 M.1D
 M.1D
 M.1D
 Приборная доска в кабина пилота M.1C

  Схемы:

 M.1C  (c) Вячеслав Кондретьев

  Варианты окраски:

 M.1C   72 Sq. RFC      (c)  P.Endsleigh Castle
 M.1C   150 Sq. RFC      (c)  P.Endsleigh Castle
 M.1C   (c) Ray Rimell
 M.1C   (c) Ray Rimell
 M.1D         (c)  P.Endsleigh Castle

 



 

Список источников:

Вячеслав Кондратьев. Истребители Первой Мировой войны
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Putnam. C.H. Barnes. Bristol Aircraft Since 1910
Jane's Fighting Aircraft of World War I
Windsock 52. J.M. Bruce. Bristol M.1
Aircraft Profile 193. J.M. Bruce. The Bristol M.1
W.M. Lamberton. Fighter Aircraft of the 1914-1918 War
Geoff Green. Bristol Aerospace since 1910
James D. Oughton. Bristol an Airctaft Album
Baesystems.com. Bristol M1 Monoplane
Aeroplane Monthly 2002-02. Chris Page. Made in Yorkshire


Уголок неба. 2020 



 

  Реклама: