Преимущества немецких монопланов типа Fokker E над плохо
вооруженными бипланами авиации
сухопутных войск Великобритании делали
насущной потребность последней в
маневренном одноместном самолете с
высокими летными характеристиками.
Проект Фрэнка Барнуэлла, завершенный в
середине 1916г., был основан на применении
ротативного двигателя, заключенного в
плотный обтекатель, с большим
полусферическим обтекателем втулки.
Такая установка двигателя Clerget
мощностью 110 л.с. была испытана на втором
серийном самолете Scout D и доказала свою
практичность.
После этого Барнуэлл
разработал обтекаемый фюзеляж
коробчатого сечения с лонжеронами, к
которым крепились поперечные накладки в
виде сегментов, создававшие круглое
поперечное сечение. Кабина пилота была
расположена под предохранительными
стальными дугами, которые служили для
обеспечения безопасности пилота в
случае капотирования самолета, а также
для крепления верхних расчалок крыла;
нижние несущие расчалки были
прикреплены к нижним лонжеронам
фюзеляжа. Опытный образец Bristol М.1А (Type 10) был построен по
инициативе компании, и его первый полет состоялся 14 июля 1916 г. В том же
месяце самолет М.1А Monoplan Scout на испытаниях продемонстрировал
скорость 206 км/час на высоте 1645 м и поднялся на высоту 3050 м за
8 минут 30 секунд.
Девятого октября военное
министерство Великобритании заключило контракт на приобретение самолета
М.1А и выпуск еще четырех машин. Последние, с обозначением М.1В (Type 11),
имели ряд незначительных модификаций. Первые два самолета М.1В, переданные
в декабре 1916 г. и в январе 1917 г., были оснащены ротативными двигателями
Clerget мощностью 110 л. с., а третий, поступивший на вооружение в феврале
1918 г., имел вариант того же двигателя мощностью 130 л.с.; четвертый
аппарат был построен в марте 1917 г. с двигателем Bentley А.R.1 мощностью
150 л.с. Испытания показали, что самолет имеет посадочную скорость 79
км/час. Такая скорость представлялась слишком высокой для небольших
аэродромов, использовавшихся тогда во Франции, поэтому самолет никогда не
применялся на Западном фронте.
Работы над серийным самолетом начались в 1916 году.
Тогда самолет носил обозначение "Bristol type 20" (код M.1С появился с началом
серийного производства). Летными качествами и скоростью он значительно
превосходил распространенные "Ньюпоры", но на вооружение английской армии принят
не был. Причины отказа точно не известны, скорее всего обычная глупость старых
генералов или чьи-то интриги. К самолету предъявлялись разные надуманные, а то и
вовсе абсурдные претензии, имевшие целью просто погубить перспективный проект.
Схема верхнеплана тогда уже была хорошо известна и использовалась на самолете "Моран-Солнье".
Но "Бристоль М1.С" выгодно отличался от аналогов низкой массой, хорошей
маневренностью и высокой скоростью. Обзор из кабины был отличный. Конструктору
самолета Фрэнку Барнуэллу пришлось "попридержать" самолет, поскольку перед
войной приоритет имели бипланы. Лишь появление немецких "Фоккеров", сметавших с
неба все, что летало, дало самолету шанс.
М.1С облетали в 1916
года, но прошел еще год, прежде чем поступил первый заказ на 125 машин. Серийное
производство - с 19 сентября 1917 до 25 февраля 1918 года на заводах
фирмы Бритиш энд Колониал Эйрплейн Компани Лимитед (Бристоль) в Филтоне
и Брислингтоне. Всего построено 90 экземпляров.
Относительно
высокая посадочная скорость (80 км/ч) не позволяла использовать его на
небольших европейских фронтовых аэродромах. В результате
только 32 экземпляра попали в боевые части и то на второстепенных фронтах в Палестине,
Македонии и Месопотамии. Остальные самолеты были тут же отправлены на склады.
Тем не менее, английские пилоты, летавшие на М.1С, сумели настрелять
множество немецких и турецких "Альбатросов". Шесть машин продали в Чили, где
их активно применяли в местных военных конфликтах.
Самолеты этого типа совершили
перелет через Анды (12 декабря 1918 года).
В сентябре 1920г. этот самолет стал
победителем авиационных гонок в Австралии, а после того, как на нем был
установлен новый двигатель de Havilland Gipsy II мощностью 120 л. с., он
стал победителем авиационных гонок в Аделаиде в 1931г. и 1932г.
Самолет
Bristol М.1С представлял собой одноместный верхнеплан
цельнодеревянной конструкции. Фюзеляж образовывал каркас, профилированный так,
что в сечении имел окружность. Обшивка передней части фюзеляжа - алюминиевый
лист, остального фюзеляжа - материя.
Крыло с возвышением, двухлонжеронное,
тонкого профиля. Передняя кромка эллиптическая, задняя прямая. Обшивка
матерчатая. Хвостовое оперение из стальных трубок, обшитых материей.
Обтекаемость фюзеляжа обеспечивал массивный кок винта.
Двигатель ротационный "Ле-Рон
9J" мощностью 80 кВт. Винт деревянный, двухлопастный. Вооружение - один
неподвижный пулемет "Виккерс" калибра 7,7 мм, установленный на фюзеляже перед
кабиной пилота по левому борту. Пулемет стрелял через диск винта с помощью
синхронизатора системы Константинеску.