Уголок неба ¦ Halberstadt CL.II

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация первой мировой истребители
   Halberstadt CL.II
       
Разработчик: Halberstadt
Страна: Германия
Первый полет: 1917
Тип: Истребитель сопровождения и ударный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


К 1917 г. превосходство в воздухе перешло к авиации Антанты. Чтобы обеспечить в дневное время действие самолетов-разведчиков и бомбардировщиков, приходилось прикрывать их большим количеством истребителей.

Дело доходило до того, что на сопровождение каждого разведчика или бомбардировщика выделялось по два истребителя. В британской авиации эту проблему в некоторой степени решили новые многоцелевые самолеты типа D.H.4 и Бристоль "Файтер", способные самостоятельно выполнять задачи над территорией противника. Германское командование потребовало от самолетостроителей разработки подобных конструкций, получивших обозначение CL (L легкий).

Первой серийной машиной нового класса стало изделие фирмы "Хальберштадтер Флюгцойгверк" - Хальберштадт CL II - двухместный самолет с размерами одноместного.

Хальберштадт CL II был создан в начале 1917 г. и стал первым серийным самолетом этого класса. Он имел небольшие, "истребительные", размеры и на первом этапе своей боевой карьеры активно применялся в качестве истребителя сопровождения и разведчика. Однако наибольшую известность Хальберштадт CL II приобрел после того, как его стали использовать для штурмовки позиций вражеской пехоты.

В общей кабине размещались тандемные места для пилота и наблюдателя; последний имел в своем распоряжении приподнятую турель, которая позволяла ему вести огонь из пулемета Parabellum как вверх, так и вперед над верхним крылом. На каждой стороне фюзеляжа были установлены лотки для небольших осколочных гранат или пяти бомб массой 10 кг, что было весьма существенно при непосредственной поддержке войск.

Самолет представлял собой двухместный деревянный одностоечный биплан с характерной формой вертикального оперения.

Уже в июле 1917 г. самолеты приняли участие в боевых действиях у реки Сомма, где продемонстрировали значительную эффективность при поддержке своих войск. В начале сентября 1917 г. немецкие войска попали в тяжелое положение и были вынуждены эвакуироваться на западный берег реки Сомма. Однако два ближайших моста были уже захвачены передовыми отрядами британцев. 24 самолета Хальберштадт CL II произвели одновременный удар по мостам и ближайшим резервам противника, расстреливая пехоту, кавалерийские и артиллерийские части. Возникшая паника позволила немцам благополучно переправить свои войска через Сомму. Два британских "сопвича" попытались прикрыть свои войска, но один из них был практически сразу сбит, а второму пришлось обратиться в бегство.

И впоследствии массированная воздушная атака с высоты 30 м передней оборонительной линии пехоты противника и позиций артиллерийских батарей всегда вызывала панику в стане врага. Хальберштадт CL II активно действовали 30 ноября 1917 г. в битве при Камбрэ и широко применялись вплоть до конца 1917 г.

В процессе производства самолета был создан ряд модификаций. Модификация CL.IIa - истребители, оснащенные двигателем BMW IIIa мощностью 185 л.с. К началу августа 1918 года в немецких "шлахтштаффелях" (штурмовых авиаэскадрильях) на западном фронте числилось 175 "Хальберштадтов" CL-IIa.

Самолеты CL II производились по лицензии и другими компаниями, например фирмой "Байерише Флюгцойгверке". Они активно использовались во многих странах после войны. Всего было изготовлено 780 машин.







 ЛТХ:
Модификация   СL.II
Размах крыла, м   10.77
Длина, м   7.30
Высота, м   2.75
Площадь крыла, м2   27.50
Масса, кг  
  пустого самолета   772
  нормальная взлетная   1130
Тип двигателя   1 ПД Mercedes D III
Мощность, л.с.   1 х 160
Максимальная скорость , км/ч   170
Крейсерская скорость , км/ч   151
Продолжительность полета, ч.мин   3.00
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   5100
Экипаж, чел   2
Вооружение:   один-два 7,92-мм пулемета переднего огня LMG 08/15 Spandau и один турельный 7,92-мм пулемет Parabellum в задней кабине,
  до 5х10-кг бомб и гранаты.


 Доп. информация :


 Чертеж "Halberstadt CL.II"
 Фотографии:

 Первый прототип СL.II
 Второй прототип CL.II
 Третий прототип CL.II
 Третий прототип CL.II
 Третий прототип CL.II
 Halberstadt CL.II
 Halberstadt CL.II
 Halberstadt CL.II
 Halberstadt CL.II
 Halberstadt CL.II
 Halberstadt CL.II
 Halberstadt CL.II
 Halberstadt CL.II
 Halberstadt CL.II
 Halberstadt CL.II
 Halberstadt CL.II
 Польский Halberstadt CL.II
 Halberstadt CL.II
 Экипаж Halberstadt CL.II
 Установка передних пулеметов на Halberstadt CL.II

  Схемы:

 CL.II

  Варианты окраски:

 CL.II     (c) Михаил Быков
 CL.II    (c) Ray Rimell
 CL.II    (c) Ray Rimell
 CL.II   ВВС Литвы

 



 

Список источников:

Авиация и Космонавтика 2001-03. Владимир Перов, Олег Растренин. Пехотный самолет
Pilots and Planes of the First Air War
Jane's Fighting Aircraft of World War I
Windsock 27. P.M. Grosz. Halberstadt CL.II
Putnam. O.Thetford, P.Gray. German Aircraft of the First World War
W.Green, G.Swanborough. The Complete Book of Fighters
W.M. Lamberton. Fighter Aircraft ot the 1914-1918 War
Klassiker der Luftfahrt 2018-01. Jorg Muckler. Markenzeichen Halberstadt
Jet & Prop 1991-01. Holger Steinle. Der Strahle Luftverkehr
Flugzeug Classic 2016-08. Peter W. Cohausz. Ein robustes Arbeitstier
Flugzeug Classic 2017-08. Herbert Ringlstetter. Der Schlachter
Air International 1981-09. Fighter A to Z
Jet & Prop Foto-Archiv No.10
Das Historische Archiv der Stiftung Deutsches Technikmuseum Berlin
L+K 1991-24. Jiri Hornat. Halberstadt CL-II


Уголок неба. 2021 



 

  Реклама: