В начале 30-х годов
руководство румынских ВВС озаботилось сменой истребительного парка, для
чего был объявлен конкурс на приобретение новой техники. В течение июля
и октября семь иностранных истребителей прошли испытания на аэродроме
под Бухарестом. Решения о приеме какого-либо самолета на вооружение
принято не было, так как ни один из претендентов достиг минимального
предела скорости установленного требованиями в 300 км/ч. Несмотря на
неубедительные результаты, был закуплен фаворит испытаний - польской
PZL.P1/II, зарегистрированный как SP-ADO. В то же самое время комиссии
ВВС было сообщено, что новый опытный образец истребителя был построен
фирмой IAR, и что на предварительных летных испытаниях была достигнута
скорость в 319 км/ч.
Построенный в соответствии
с проектом инженеров Элие Карафоли (Elie Carafoli) и Люсьена Вирмо (Lucien
Virmoux) истребитель IAR был передовой конструкцией. Названный
проектировщиками CV-11, этот истребитель представлял собой
низкоплан смешанной конструкции и обладал всеми особенностями, которые
вскоре будут приняты многими авиаконструкторами. Передняя часть фюзеляжа
была сделана из дюралюминиевых труб, в то время как хвостовая часть была
выполнена из дерева. Передняя часть фюзеляжа до кабины пилота была
покрыта дюралюминиевой обшивкой, хвостовая часть - фанерной. Хвостовая
часть фюзеляжа соединялась с низким хвостовым оперением, делая для
пилота довольно широкий обзор в задней полусфере. Из-за нетрадиционной
конфигурации фюзеляжа общая его длина составляла менее 7 м, в то время
как высота составляла только 2,46 м. Крыло, размах которого составлял
11,50 м, состояло из трех секций (дюралюминиевого центроплана и
консолей, выполненных из румынской сосны), скрепленных стальными
тросами. В центральной части крыла был размещен главный топливный бак.
Несбалансированные поверхности управления, которые оказались слишком
малы в ходе испытаний, были сделаны целиком из дерева и покрыты
полотном.
В качестве силовой
установки был выбран 12-цилиндровый W-образный мотор Lorraine-Dietrich
12Fa "Courlis". Его максимальная мощность составляла 600 л.с., однако он
был слишком тяжелым для маленького и легкого фюзеляжа, которые весил
только 1100 кг, и мог вызвать опасную тенденцию попадания в штопор на
малой скорости. Поскольку этот недостаток был неустранимым и поэтому от
прототипа истребителя IAR CV-11/W.8 румынские ВВС вынуждены были
отказаться.
Тем временем IAR закончила
производство второго прототипа, оснащенного на этот раз более легким
12-цилиндровым V-образный мотором Hispano-Suiza 12Mc. Хотя этот
двигатель был менее мощным, самолет показал с ним скорость 328 км/ч на
уровне моря и 295 км/ч на высоте 5000 м. Истребитель был вооружен двумя
синхронизированными 7,7-мм пулеметами Vickers и прицелом типа O.P.L.
После первоначальных
испытательных полетов, второй прототип, обозначенный во французском
стиле IAR-C.V.11 C1 (одноместный истребитель - Chasseur monoplace), был
отправлен в Истр (Istres), во Франции, куда он прибыл в январе 1931
года. В течение следующих двух месяцев дальнейшие испытания были
проведены с участием французских специалистов, достаточно высоко
оценивших самолет.
Мнение французских
специалистов не имело существенного влияния на членов комиссии румынских
ВВС. После первоначального отказа в приобретении истребителя руководство
румынских ВВС создало комиссию из пяти человек, чтобы выработать
технические требования для нового истребителя для национальных ВВС.
После нескольких месяцев работы комиссия 4-мя голосами против 1
проголосовала за принятие на вооружение менее быстрого, но более
маневренного и не склонного к штопору PZL P.1.
Поэтому, как только
опытный образец возвратился к Румынии, в качестве последней меры,
команда I.A.R. решила сделать попытку установить рекорд скорости на
500-километровом замкнутом контуре. Действующий рекорд в 306,696 км/ч
принадлежал тогда французу Жозе Сади-Леконту (Joseph Sadi-Lecointe),
установившему его на самолете Nieuport-Delâge. Попытка установления
рекорда намечалась на утро 9 декабря 1931 на маршруте
Бухарест-Фетешти-Бухарест (Bucharest-Fetesti-Bucharest). Под управлением
капитана Ромео Попеску (Romeo Popescu) взлетел в 11-30 с военного
аэродрома Пипера-Бухарест (Pipera-Bucharest). Первые 370 км самолет
пролетел на хорошей средней скорости, но рядом с железнодорожной
станцией Лехлиу (Lehliu) перегревшийся мотор Hispano-Suiza внезапно
остановился, вынудив пилота совершить аварийную посадку поврежденного
самолета. Капитан Попеску приземлился на поле, покрытом толстым слоем
снега. Однако при касании поверхности самолет перевернулся и Ромео
Попеску, опытный летчик-испытатель и обладатель трех румынских
национальных авиационных рекордов, умер мгновенно. Расследование этого
инцидента пришло к выводу, что смазка двигателя, работающего на
максимальной мощности, была недостаточной, вызвав заклинивание. До того
фатального момента, в течение часа и тридцати четырех минут полета, в
соответствии с бортовыми инструментами была зарегистрирована средняя
скорость 319 км/ч, таким образом существовали реальные шансы на побитие
рекорда и достижение цели, поставленной отчаянным пилотом.
Данная попытка привлечь
внимание к этому самолету была напрасной - новый инспектор румынских ВВС
генерал Константин Лазареску (Constantin Lazarescu) решил заказать
обновленную версию первоначального Р.1 - польский PZL P.11.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
CV-11 |
Размах крыла, м |
11.50 |
Длина, м |
6.98 |
Высота, м |
2.46 |
Площадь крыла, м2 |
19.80 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1100 |
нормальная взлетная |
1510 |
Тип двигателя |
1 ПД
Lorraine 12Fa Courlis |
Мощность, л.с. |
1 х 600 |
Максимальная скорость , км/ч |
329 |
Крейсерская скорость , км/ч |
301 |
Практическая дальность, км |
|
Скороподъемность, м/мин |
588 |
Практический потолок, м |
9000 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
два 7.7-мм пулемета Vickers |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2022
|