Не секрет, что в начале 1930-х гг. основу ВВС Франции, да и многих других
государств Европы и Америки, составляли бипланы различного типа и назначения.
Многие из них вели свою "родословную" ещё от самолётов Первой Мировой войны, при
этом не особо отличаясь высокими характеристиками. Французов можно понять -
после 1918 года авиация Франции являлась мощнейшей в мире, а героизм и умение
воевать её пилотов вообще не ставилось под сомнение. В такой ситуации можно было
позволить себе немного расслабиться и не тратить силы и средства на новые типы
машин. На первых парах тон задавала фирма Nieuport-Delage, которая с 1919 по
1932 гг. стала крупнейшим поставщиком истребителей для ВВС армии и флота. Серия
бипланов NiD.29 и NiD.62 отличалась хорошими пилотажными характеристиками, но в
плане скорости они отставали от монопланов. Серьёзную конкуренцию Nieuport
составили две новые фирмы - Dewoitine и Loire. Исходя из спецификации от 1930
года армейской авиации требовался новый истребитель с максимальной скоростью
полёта не менее 300 км\ч. Простая логика подсказывала, что достичь этот
результат можно двумя путями - либо установить на уже существующую модель более
мощный двигатель, либо создать абсолютно новый самолёт. Первый вариант означал
некоторое удешевление производства и возможность наладить выпуск истребителей в
самое ближайшее время, но вместе с тем исчерпывались резервы для
совершенствования. Второй вариант и был хорош как раз тем, что этих резервов,
при умелом подходе, было достаточно. Так руководитель фирмы Эмиль Девуатин
остановился на варианте №2.
В истории французского авиастроения 1932-й год стал кульминационным. Именно
тогда было сделана решающая попытка отказаться от выпуска старомодных бипланов и
перейти к строительству скоростных монопланов. В частности, в недрах фирмы
Dewoitine созрели сразу два новых проекта. Примечательно, что оба новых самолёта
были монопланами, но отличались они достаточно сильно. Речь идет об истребителях
D.500 и D.37. Если первый из них являлся низкопланом с рядным двигателем, то
второй представлял собой моноплан-парасоль с радиальным мотором. Первый прототип
D.37, построенный в августе 1932 года, оснащался двигателем Gnome-Rhone 14Kds
мощностью 700 л.с., имел неубираемое шасси и открытую кабину пилота. При
испытаниях он показал хорошие скоростные характеристики, но армия более тяготела
к D.500, тем более что Девуатин обещал в скором времени установить на него
мотор-пушку. Кстати, на D.500 первоначально планировалось установить также
убираемое шасси, но "довести до ума" его конструкцию не хватило времени.
Итоговое заключение оказалось в пользу D.500, но и для D.37 тоже нашлось место.
К сентябрю 1934 года был подготовлен модернизированный истребитель D.371,
оснащенный 800-сильным двигателем. Этот вариант готовился к серийному
производству и представлял собой моноплан-парасоль с цельнометаллическим
монококовым фюзеляжем и металлическими крыльями с полотняной обшивкой. Убираемое
шасси и закрытая кабина для него не планировались. Когда весной 1935 года ВВС
Франции оформляли заказ на первые 25 экземпляров D.371, самолёт вновь подвергли
доработке - на серийных истребителях устанавливали двигатели Gnome-Rhone 14Kfs
(930 л.с.) закрытые обтекателем, а вооружение состояло из двух крыльевых 7,5-мм
пулеметов Darne и двух установленных в фюзеляже синхронизированных 7,7-мм
пулеметов Vickers. Позднее у части самолётов D.371 над крыльями были установлены
две пушки Oerlikon калибра 20 мм - в дополнение к двум установленным в фюзеляже
пулеметам. Тестовые полеты показали, что самолёт развивает скорость более 400
км\ч, однако так называемые "детские болезни" сводили на нет это преимущество.
Приёмка истребителей затянулась и от дальнейших поставок ВВС отказались. Не
успев толком освоить самолёт к 1938 году от D.371 поспешили полностью
избавиться.
Немногим ранее подоспел заказ от ВМС Франции. Для авианосца "Bearn" требовались
палубные истребители и на их роль выбрали самолёты серии D.37, как наиболее
современные. Морская авиация заказала сразу две модификации - D.373 (для
наземного базирования) и D.376 (палубные со складывающимся крылом). Всего было
заказано 40 истребителей и все они снабжались тормозными крюками и закрылками.
Вооружение палубных самолётов оставалось стандартным (четыре пулемета), но в
процессе эксплуатации некоторые самолеты были позднее модифицированы: на них
устанавливался пулемет Hotchkiss калибра 13,2 мм вместо двух стандартных
пулеметов Vickers. В составе ВМС истребители D.373 \ D.376 продержались дольше,
хотя отзывы о них морских лётчиков были далеко не положительными в основном
из-за многочисленных технических проблем. Тем не менее на 3 сентября 1939 года
они ещё входили в состав самолётов первой линии, но к этому времени командование
флота приняло решение о переоборудовании корабля в базу дальних морских
разведчиков Bre.523, но с сохранениями функций авианосца. Именно поэтому в
августе-сентябре 1939 года бомбардировочные эскадрильи АВ.1 и АВ.2 и
истребительная АС.1 были перебазированы в Нант, а позже - на береговую базу "Lanveoc-Poulmic".
С 1940 года на "Bearn" проходили обучение пилоты пикирующих бомбардировщиков
Vought V-156F.
Более интересная история вышла с экспортными поставками. Рекламная компания 1934
года быстро принесла свои плоды. Первыми подоспели представители Литвы,
заказавшие 14 истребителей модификации D.372 (аналогичной D.371). Высокие
скоростные качества самолёта оказались не такими уж и привлекательными, когда
литовцы узнали о проблемах с силовой установкой. Другими словами, для нормальной
эксплуатации требовалась закупка дополнительных запасных частей, однако в
условиях скудного финансирования сделать это не представлялось возможным. От
закупки D.372 пришлось отказаться и вместо них были получены по семь единиц
D.500 и D.501.
С "отказными" самолётами предстояло что-нибудь сделать, поскольку французские
ВВС уже не горели желанием иметь их в своём составе.
Положение спасла военная делегация республиканской Испании. Как только началась
гражданская война республиканское правительство приступило к активным поискам
военной техники, по возможности недорогой и современной. Под такие параметры
неплохо подходили D.371, которые и приглянулись испанцам. 6 августа 1936 года,
через три недели после начала боевых действий, первые истребители этой
модификации (пока ещё не принятые на вооружение во Франции) и четыре французских
лётчика прибыли в Барселону. Общее количество истребителей Dewoitine
поставленных в Испанию оценивается в 10 D.371 и 16 (по другим данным - 14)
D.372.
Вместе со старыми истребителями NiD.52 они составили эскадрилью "Espana", на
самолётах которой летали также испанцы и итальянцы. Спустя всего две недели
эскадрильи была отправлена на фронт, причем её участие в боях было очень
интенсивным. Первыми противниками французских истребителей и их пилотов стали
итальянцы, также недавно прибывшие в Испанию. Днем 20 августа в бою с CR.32 над
Кадисом был сбит самолёт испанца Антонио де Харо Лопеса, но уже 31-го числа
пилоты "Espana" жестоко поквитались с фашистами. Используя элемент внезапности
тройка D.372 атаковала сзади три CR.32. Итальянцы спохватились слишком поздно и
в скоротечном бою все три истребителя-биплана были сбиты. Двоим итальянцам
удалось спастись, а вот третьему - Эрнесто Монико, не повезло. Он попал в руки
республиканцев и был казнен с особой жестокостью, что вызвало эскалацию боевых
действий. Новая встреча с итальянцами произошла 11 сентября, когда два "девуатина"
и три "ньюпора" пытались перехватить бомбардировщик Ju.52\3m, летавший бомбить
позиции республиканцев южнее Талаверы. Эскорт из двух CR.32 связал боем
республиканцев и сбил по одному самолёту каждого типа, после чего бомбардировщик
без проблем дошел до цели и вернулся назад. Спустя день два NiD.52 и один D.372
выделили для прикрытия пары легких бомбардировщиков Bre.XIX. В районе
Талавера-Толедо группа внезапно была атакована тремя итальянскими истребителями,
возвращавшимися с боевого дежурства. Итальянцы горели желанием отомстить за
Монико и им это в полной мере удалось - был сбит один "ньюпор" и единственный "девуатин".
Обе победы одержал серженте Патриарка, но и его самолёт оказался протараненным
республиканским истребителем и упал на нейтральной территории. 16 сентября вновь
состоялась дружеская встреча трех "фиатов" и трех "девуатинов". Итальянские
пилоты показали лучшую боевую выучку и сбили две вражеские машины. Победы были
омрачены потерей соттотененте Франкеши, который погнался за третьим
республиканским истребителем и сел на вынужденную посадку по причине полного
расхода горючего. Пилот был пленен и впоследствии расстрелян. Трагически для
республиканцев закончились боевые вылеты 18 сентября - в этот день было
безвозвратно потеряно сразу три "девуатина". Последняя победа итальянцев над
D.372 зафиксирована 25-го сентября, таким образом записавших на свой счет как
минимум 9 самолётов этого типа. После этого французские истребители были
практически полностью заменены на советские И-15 и И-16, хотя их боевое
применение продолжалось до начала 1937 года. По данным из зарубежных источников
пилоты, воевавшие на D.371 \ D.372, одержали 21 победу при этом потеряв все свои
самолёты. В числе последних подвигов следует отметить воздушный бой с пилотами
из легиона "Кондор", когда был сбит известный немецкий ас Ханс Траутлофт.
Таким образом единственным театром боевых действий для самолётов серии D.37
стала Испания. Непосредственно французские истребители во Второй Мировой войне
участия не принимали и были в 1940 году разобраны на металл.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
D.371 |
Размах крыла, м |
11.80 |
Длина, м |
7.44 |
Высота, м |
3.40 |
Площадь крыла, м2 |
17.80 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1295 |
нормальная взлетная |
1860 |
Тип двигателя |
1 ПД Gnome-Rhone 14 Kfs |
Мощность, л.с. |
1 х 930 |
Максимальная скорость , км/ч |
405 |
Крейсерская скорость , км/ч |
376 |
Практическая дальность, км |
900 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
895 |
Практический потолок, м |
11000 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
два установленных в фюзеляже синхронизированных 7.7-мм пулемета Vickers и
два крыльевых 7.5-мм пулемета MAC |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2017
|