Уголок неба ¦ Airco D.H.2

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация первой мировой истребители
   D.H.2
       
Разработчик: Airco
Страна: Великобритания
Первый полет: 1915
Тип: Истребитель-разведчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Английская фирма Airco (Aircraft Manufacturing Company, Ltd) весной 1915 года предложила одноместный истребитель с толкающим винтом. Создал самолет Гоффри де Хевиленд. Это был уже не первый самолет такой схемы, созданный данным конструктором, но первым одноместным и с ротационным двигателем. К толкающему винту конструктор обратился вынужденно, поскольку в отсутствие синхронизатора только так можно было обеспечить защиту передней полусферы без риска повредить пропеллер. Англичане отказались использовать отражатель Гарроса, считая это приспособление бесперспективным паллиативом. С другой стороны, они вполне оценили жестко зафиксированные пулеметы, наводимые разворотом всего самолета. Поэтому пулемет на DH.2 стоял неподвижно. На самолете использовались американские пулеметы "Льюис" и "Виккерс". Их выпускали по лицензии с 1913 года в Льеже, Бельгия. Пулеметы состояли на вооружении бельгийской и английской армий. Скорострельность составляла 600-650 выстрелов в минуту. Эти пулеметы устанавливали на английские самолеты с 1914 года.

Самолет DH.2 представлял собой английский ответ на немецкие истребители "Фоккер Е" и D. Самолет DH.2 был готов в мае 1915, его облетал сам де Хевиленд 1 июня 1915 года. Завершив испытания, прототип (№ 4732) 26 июля отправили во Францию для испытания в боевых условиях. Но уже в первом боевом вылете, состоявшемся 9 августа 1915 года, пилот капитан Роналд Максвелл-Пайк был сбит и умер от ран. Самолет, правда в разбитом состоянии, попал в руки противника. Несмотря на столь трагическое начало, фирма "Эйрко" получила заказ на 100 самолетов.

Первоначально самолеты по одному доставлялись в разные эскадрильи (11, 15, 18). Первой эскадрильей, полностью оснащенной самолетами DH.2, стала 24-я эскадрилья капитана Лейно Дж. Хокера. В феврале 1916 года, эскадрилья, располагавшая 12 самолетами DH.2, перебазировалась в Бертангль, Франция и приступила к вылетам на сопровождение разведывательных самолетов. Угроза со стороны "Фоккеров", помноженная на иррациональный страх английских пилотов, приводила к тому, что разведывательные самолеты обычно вылетали на задание в сопровождении нескольких, а то и более десятка истребителей. Поэтому пилоты 24-й эскадрильи имели достаточно работы.

Пилоты поначалу не слишком восторженно отнеслись к самолету DH.2. Для истребителя он имел слишком слабую динамику разгона, легко сваливался в штопор, а у ротационного двигателя "Моносупейп" часто срывало головки цилиндров. Поскольку двигатель находился между крыльями, сорванная головка часто отлетала прямо в лонжерон крыла или распорку между крыльями. В результате самолет буквально складывался в воздухе и камнем падал на землю. Поскольку парашютами летчики в это время не пользовались, пилот погибал вместе с машиной. В 1916 году так погибло двое английских пилотов из 24-й эскадрильи: лейтенант А.Э. Глю и капитан Д. Уилсон. Но вскоре пилоты убедились, что DH.2 не так уж плох. Это была довольно прочная и маневренная машина. В открытой кабине пилот был открыт всем ветрам, что особенно ощущалось зимой. В течение трех последующих месяцев самолеты DH.2 поступили в 29-ю и 32-ю эскадрилью.

Крупный воздушный бой с участием пилотов 24-й эскадрильи имел место 19 марта 1916 года. К тому времени лейтенант Д.Х. Тидмарч уже открыл боевой счет, сбив на DH.2 немецкий разведывательный самолет в районе Бапома. С "Фоккерами" DH.2 встретились 25 апреля. В этот день три истребителя DH.2 и четыре В.Е.2с вылетели на сопровождение разведывательного В.Е.2с из 15-й эскадрильи. Во время полета англичан атаковало несколько "Фоккеров E.III". И тут оказалось, что в руках опытного пилота DH.2 ничуть не уступает немецкому истребителю. Лейтенант С.Э. Коувен быстро и прочно сел на хвост одному "Фоккеру". Германцу удалось спастись, лишь уйдя в резкое пике, какое английский самолет выдержать не мог. Как выяснилось позднее, Коувен едва не сбил самого Макса Иммельмана.

Другим недостатком самолета было слабое вооружение. Одиночный "Льюис" с диском на 47 патронов не позволял вести долгий бой. В июне 1916 года два пилота 24-й эскадрильи - Д.Х. Тидмарч и A.M. Уилкинсон - решили усилить вооружение своих самолетов. Они попросили механиков, установить на свои машины два "Льюиса" параллельно, а также подвесить внутри кабины карманы для запасных дисков. Боеспособность самолета резко возросла, но... тут последовал запрет на подобные переделки со стороны командования. Кто-то из начальства посчитал, что переделанный таким образом самолет потеряет свои летные качества, кроме того, было заявлено, что настоящему пилоту для боя достаточно одного пулемета с боекомплектом 47 патронов. Идиотов в английских штабах всегда хватало. Но тут вмешался командир эскадрильи майор Хокер, который "освободил" своих пилотов от выполнения безумного приказа, а также приказал оснастить вторым пулеметом и свою машину. Довооруженный DH.2 уже вполне мог вести бой с непобедимыми до того времени "Фоккерами". 20 апреля был сбит первый германский истребитель, 22 апреля - второй. Вскоре англичанам удалось восстановить паритет. Пилоты одержали множество эффектных побед. В историю вошла одиночная атака майора Л. Риса на 10 двухместных немецких самолетов. Майор сбил две машины, а остальные рассеял. Сам Рис получил ранение, но сумел посадить машину на своей территории. За это майора представили к высшей английской награде Кресту Виктории. Это событие произошло 1 июля 1916 года во время битвы над Соммой. 9 сентября капитан Л.П. Эйззлвуд из 32-й эскадрильи ударил колесами своего DH.2 по хвосту "Альбатроса C.I". Самолет потерял шасси, но удержался в воздухе. Эйззлвуд посадил машину на брюхо на своем аэродроме, а немецкий самолет рухнул в районе Миромона. 31 августа 1916 года в 29-ю эскадрилью перевели сержанта Дж.Т.Б. Маккаддена, который до того времени летал на F.E.2d в составе 20-й эскадрильи. Свою первую победу на DH.2 Маккадден одержал уже 6 сентября. Маккадден станет одним из лучших английских асов.

До конца 1916 года самолетами DH.2 оснастили шесть эскадрилий на Западном фронте, две эскадрильи в Палестине, по одной эскадрилье в Македонии и на Ближнем Востоке, четыре учебные эскадрильи в Великобритании и Египте. Всего было построено 450 самолетов. По несколько машин DH.2 имелось в некоторых эскадрильях ПВО, базировавшихся в Великобритании. Например, 17 июня 1917 года капитан Р.С. Сондби на DH.2 атаковал цеппелин L48, не зная, что с другого борта цеппелин атакует на "Кемеле" лейтенант Л.П. Уоткинс из 37-й эскадрильи. Цеппелин был сбит, победа досталась Уоткинсу. Но дни самолета DH.2 быстро закончились. Во второй половине 1916 года на фронте появились новые германские истребители "Альбатрос D.II" и "Гальберштадт D.I". С ними этажерки DH.2 уже тягаться не могли. 23 ноября 1916 года в бою погиб командир 24-й эскадрильи майор Лейно Дж. Хокер. Его сбил Манфред фон Рихтгофен, это была 11-я победа немецкого аса. В декабре 1916 года шесть самолетов DH.2 завязали бой с пятью "Альбатросами D.II". Англичане потеряли пять машин, не сумев причинить потерь противнику. Это был знак, что самолет DH.2 пора снимать с фронта, что и произошло к концу января 1917 года.

Самолет DH.2 представлял собой одноместный биплан смешанной конструкций. Фюзеляжная гондола деревянная, частично обшита материей, частично - фанерой. Хвостовая ферма представляет собой две плоские решетки из стальных труб. Спереди ферма крепилась к задним лонжеронам верхнего и нижнего крыла, сходя на нет в районе хвостового оперения. Хвостовое оперение деревянное, обшитое материей. Крылья деревянные, двухлонжеронные, с возвышением 4 гр и одинакового размаха. Верхнее крыло из трех частей, нижнее - из двух. Крылья разделены четырьмя парами вертикальных стоек. Обшивка матерчатая, элероны на обоих крыльях. Шасси деревянное с общей осью и резиновым амортизатором. Двигатель ротационный "Гном Моносупейп" мощностью 73 кВт или "Ле-Рон" мощностью 81 кВт. Винт толкающий, деревянный, двухлопастный "Интеграл D.G.70" диаметром 2500 мм. Иногда применялся четырехлопастный винт. Бензобак объемом 119 л находился в фюзеляже за кабиной пилота. Промежуточный бак находился в левом верхнем крыле. Вооружение: один (иногда два) пулемета "Льюис" калибра 7,7 мм. Боекомплект три диска по 47 патронов.





 ЛТХ:
Модификация   D.H.2
Размах крыла, м   8.61
Длина, м   7.68
Высота, м   2.91
Площадь крыла, м2   23.13
Масса, кг  
  пустого самолета   428
  нормальная взлетная   654
Тип двигателя   1 ПД Gnome Monosoupape или Le Rhone
Мощность, л.с.   1 х 100 (110)
Максимальная скорость , км/ч   150
Крейсерская скорость , км/ч   124
Продолжительность полета, ч.мин   2.45
Максимальная скороподъемность, м/мин   167
Практический потолок, м   4265
Экипаж, чел   1
Вооружение:   один 7.7-мм пулемет Lewis


 Доп. информация :


  Чертеж "Airco DH.2 (1)"
  Чертеж "Airco DH.2 (2)"
  Чертеж "Airco DH.2 (3)"
  Фотографии:

 Прототип D.H.2
 Прототип D.H.2
 D.H.2
 D.H.2
 D.H.2
 D.H.2
 D.H.2
 D.H.2
 D.H.2
 D.H.2
 D.H.2
 D.H.2
 D.H.2
 D.H.2 с длиннофокусной камерой
 D.H.2
 D.H.2
 D.H.2
 Немецкие пилоты осматривают D.H.2
 D.H.2
 D.H.2
 D.H.2
 Передний пулемет на D.H.2

  Схемы:

 D.H.2     (c) В.Кондратьев

  Варианты окраски:

 D.H.2  майора Лэйна Г. Хокера
 D.H.2   32 Sq. RFC   (c) Bob Pearson
 D.H.2
 D.H.2
 D.H.2   24 Sq. RFC

 



 

Список источников:

Вячеслав Кондратьев. Истребители Первой Мировой
Арсенал-Коллекция 2014-02. Андрей Харук. "Пушеры" Джеффри де Хэвилленда
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Putnam. A.J.Jackson. De Havilland Aircraft Since 1909
Crowood. Mick Davis. Airco. The Aircraft Manufacturing Company
Arm and Armour. J.M. Bruce. De Hailland : Aircraft of World War One
Graham M. Simons. De Havilland Enterprises: A History
Squadron/Signal 1171. Peter Cooksley. de Havilland DH.2 in action
Windsock Datafile 48. B. J. Grey. Airco DH2
Jane's Fighting Aircraft of World War I
The Aerodrome. Airco D.H.2
IWM.org.uk. Airco DH.2 single-seat fighter biplane
L+K 1994-14. Jiri Hornat. Airco (De Havilland) D.H.2
1000aircraftphotos.com. No. 8719. Airco D.H.2 (4732) Royal Flying Corps


Уголок неба. 2020 



 

  Реклама: