Английская фирма Airco (Aircraft Manufacturing
Company, Ltd) весной 1915 года предложила одноместный истребитель с
толкающим винтом. Создал самолет Гоффри де Хевиленд. Это был уже не первый
самолет такой схемы, созданный данным конструктором, но первым одноместным и с
ротационным двигателем. К толкающему винту конструктор обратился вынужденно,
поскольку в отсутствие синхронизатора только так можно было обеспечить защиту
передней полусферы без риска повредить пропеллер. Англичане отказались
использовать отражатель Гарроса, считая это приспособление бесперспективным
паллиативом. С другой стороны, они вполне оценили жестко зафиксированные
пулеметы, наводимые разворотом всего самолета. Поэтому пулемет на DH.2 стоял
неподвижно. На самолете использовались американские пулеметы "Льюис" и "Виккерс".
Их выпускали по лицензии с 1913 года в Льеже, Бельгия. Пулеметы состояли на
вооружении бельгийской и английской армий. Скорострельность составляла 600-650
выстрелов в минуту. Эти пулеметы устанавливали на английские самолеты с 1914
года.
Самолет DH.2 представлял собой английский ответ на немецкие истребители "Фоккер
Е" и D. Самолет DH.2 был готов в мае 1915, его облетал сам де Хевиленд 1 июня
1915 года. Завершив испытания, прототип (№ 4732) 26 июля отправили во Францию
для испытания в боевых условиях. Но уже в первом боевом вылете, состоявшемся 9
августа 1915 года, пилот капитан Роналд Максвелл-Пайк был сбит и умер от ран.
Самолет, правда в разбитом состоянии, попал в руки противника. Несмотря на столь
трагическое начало, фирма "Эйрко" получила заказ на 100 самолетов.
Первоначально самолеты по одному доставлялись в разные эскадрильи (11, 15,
18). Первой эскадрильей, полностью оснащенной самолетами DH.2, стала 24-я
эскадрилья капитана Лейно Дж. Хокера. В феврале 1916 года, эскадрилья,
располагавшая 12 самолетами DH.2, перебазировалась в Бертангль, Франция и
приступила к вылетам на сопровождение разведывательных самолетов. Угроза со
стороны "Фоккеров", помноженная на иррациональный страх английских пилотов,
приводила к тому, что разведывательные самолеты обычно вылетали на задание в
сопровождении нескольких, а то и более десятка истребителей. Поэтому пилоты 24-й
эскадрильи имели достаточно работы.
Пилоты поначалу не слишком восторженно отнеслись к самолету DH.2. Для
истребителя он имел слишком слабую динамику разгона, легко сваливался в штопор,
а у ротационного двигателя "Моносупейп" часто срывало головки цилиндров.
Поскольку двигатель находился между крыльями, сорванная головка часто отлетала
прямо в лонжерон крыла или распорку между крыльями. В результате самолет
буквально складывался в воздухе и камнем падал на землю. Поскольку парашютами
летчики в это время не пользовались, пилот погибал вместе с машиной. В 1916 году
так погибло двое английских пилотов из 24-й эскадрильи: лейтенант А.Э. Глю и
капитан Д. Уилсон. Но вскоре пилоты убедились, что DH.2 не так уж плох. Это была
довольно прочная и маневренная машина. В открытой кабине пилот был открыт всем
ветрам, что особенно ощущалось зимой. В течение трех последующих месяцев
самолеты DH.2 поступили в 29-ю и 32-ю эскадрилью.
Крупный воздушный бой с участием пилотов 24-й эскадрильи имел место 19 марта
1916 года. К тому времени лейтенант Д.Х. Тидмарч уже открыл боевой счет, сбив на
DH.2 немецкий разведывательный самолет в районе Бапома. С "Фоккерами" DH.2
встретились 25 апреля. В этот день три истребителя DH.2 и четыре В.Е.2с вылетели
на сопровождение разведывательного В.Е.2с из 15-й эскадрильи. Во время полета
англичан атаковало несколько "Фоккеров E.III". И тут оказалось, что в руках
опытного пилота DH.2 ничуть не уступает немецкому истребителю. Лейтенант С.Э.
Коувен быстро и прочно сел на хвост одному "Фоккеру". Германцу удалось спастись,
лишь уйдя в резкое пике, какое английский самолет выдержать не мог. Как
выяснилось позднее, Коувен едва не сбил самого Макса Иммельмана.
Другим недостатком самолета было слабое вооружение. Одиночный "Льюис" с
диском на 47 патронов не позволял вести долгий бой. В июне 1916 года два пилота
24-й эскадрильи - Д.Х. Тидмарч и A.M. Уилкинсон - решили усилить вооружение
своих самолетов. Они попросили механиков, установить на свои машины два "Льюиса"
параллельно, а также подвесить внутри кабины карманы для запасных дисков.
Боеспособность самолета резко возросла, но... тут последовал запрет на подобные
переделки со стороны командования. Кто-то из начальства посчитал, что
переделанный таким образом самолет потеряет свои летные качества, кроме того,
было заявлено, что настоящему пилоту для боя достаточно одного пулемета с
боекомплектом 47 патронов. Идиотов в английских штабах всегда хватало. Но тут
вмешался командир эскадрильи майор Хокер, который "освободил" своих пилотов от
выполнения безумного приказа, а также приказал оснастить вторым пулеметом и свою
машину. Довооруженный DH.2 уже вполне мог вести бой с непобедимыми до того
времени "Фоккерами". 20 апреля был сбит первый германский истребитель, 22 апреля
- второй. Вскоре англичанам удалось восстановить паритет. Пилоты одержали
множество эффектных побед. В историю вошла одиночная атака майора Л. Риса на 10
двухместных немецких самолетов. Майор сбил две машины, а остальные рассеял. Сам
Рис получил ранение, но сумел посадить машину на своей территории. За это майора
представили к высшей английской награде Кресту Виктории. Это событие произошло 1
июля 1916 года во время битвы над Соммой. 9 сентября капитан Л.П. Эйззлвуд из
32-й эскадрильи ударил колесами своего DH.2 по хвосту "Альбатроса C.I". Самолет
потерял шасси, но удержался в воздухе. Эйззлвуд посадил машину на брюхо на своем
аэродроме, а немецкий самолет рухнул в районе Миромона. 31 августа 1916 года в
29-ю эскадрилью перевели сержанта Дж.Т.Б. Маккаддена, который до того времени
летал на F.E.2d в составе 20-й эскадрильи. Свою первую победу на DH.2 Маккадден
одержал уже 6 сентября. Маккадден станет одним из лучших английских асов.
До конца 1916 года самолетами DH.2 оснастили шесть эскадрилий на Западном
фронте, две эскадрильи в Палестине, по одной эскадрилье в Македонии и на Ближнем
Востоке, четыре учебные эскадрильи в Великобритании и Египте. Всего было
построено 450 самолетов. По несколько машин DH.2 имелось в некоторых эскадрильях
ПВО, базировавшихся в Великобритании. Например, 17 июня 1917 года капитан Р.С.
Сондби на DH.2 атаковал цеппелин L48, не зная, что с другого борта цеппелин
атакует на "Кемеле" лейтенант Л.П. Уоткинс из 37-й эскадрильи. Цеппелин был
сбит, победа досталась Уоткинсу. Но дни самолета DH.2 быстро закончились. Во
второй половине 1916 года на фронте появились новые германские истребители
"Альбатрос D.II" и "Гальберштадт D.I". С ними этажерки DH.2 уже тягаться не
могли. 23 ноября 1916 года в бою погиб командир 24-й эскадрильи майор Лейно Дж.
Хокер. Его сбил Манфред фон Рихтгофен, это была 11-я победа немецкого аса. В
декабре 1916 года шесть самолетов DH.2 завязали бой с пятью "Альбатросами D.II".
Англичане потеряли пять машин, не сумев причинить потерь противнику. Это был
знак, что самолет DH.2 пора снимать с фронта, что и произошло к концу января
1917 года.
Самолет DH.2 представлял собой одноместный биплан смешанной конструкций.
Фюзеляжная гондола деревянная, частично обшита материей, частично - фанерой.
Хвостовая ферма представляет собой две плоские решетки из стальных труб. Спереди
ферма крепилась к задним лонжеронам верхнего и нижнего крыла, сходя на нет в
районе хвостового оперения. Хвостовое оперение деревянное, обшитое материей.
Крылья деревянные, двухлонжеронные, с возвышением 4 гр и одинакового размаха.
Верхнее крыло из трех частей, нижнее - из двух. Крылья разделены четырьмя парами
вертикальных стоек. Обшивка матерчатая, элероны на обоих крыльях. Шасси
деревянное с общей осью и резиновым амортизатором. Двигатель ротационный "Гном
Моносупейп" мощностью 73 кВт или "Ле-Рон" мощностью 81 кВт. Винт толкающий,
деревянный, двухлопастный "Интеграл D.G.70" диаметром 2500 мм. Иногда применялся
четырехлопастный винт. Бензобак объемом 119 л находился в фюзеляже за кабиной
пилота. Промежуточный бак находился в левом верхнем крыле. Вооружение: один
(иногда два) пулемета "Льюис" калибра 7,7 мм. Боекомплект три диска по 47
патронов.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
D.H.2 |
Размах крыла, м |
8.61 |
Длина, м |
7.68 |
Высота, м |
2.91 |
Площадь крыла, м2 |
23.13 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
428 |
нормальная взлетная |
654 |
Тип двигателя |
1 ПД Gnome Monosoupape или Le Rhone |
Мощность, л.с. |
1 х 100 (110) |
Максимальная скорость , км/ч |
150 |
Крейсерская скорость , км/ч |
124 |
Продолжительность полета, ч.мин |
2.45 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
167 |
Практический потолок, м |
4265 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
один 7.7-мм пулемет Lewis |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2020
|