Задание на самолет ДИ-3 Управление ВВС выдало ЦКБ-39 во второй половине 1930
г. Возможно, военные, находясь под впечатлением успеха созданного здесь чуть
ранее истребителя ВТ-11 (И-5), посчитали, что новая организация наилучшим
образом справится и с созданием двухместного истребителя. Задание на ДИ-3
предусматривало создание опытного экземпляра самолета с улучшенными по сравнению
с Д-2 характеристиками. Предполагалось, что на самолет будет установлен все тот
же немецкий двигатель БМВ-6, уже освоенный советской промышленностью и
производящийся на авиазаводе № 26 в Рыбинске под обозначением М-17.
В истории создания этого самолета остается много непонятного. Самолет
проектировался в ЦКБ авиазавода № 39 при участии конструкторов Поликарпова и
Григоровича, однако никто конкретно не назван в качестве автора проекта. Коробка
крыльев ДИ-3 могла складываться с поворотом назад: это позволяет предположить,
что создавался он с учетом возможности его использования в качестве палубного
истребителя. Во всяком случае, современник ДИ-3 -штурмовик ШОН (ЦКБ № 23) - имел
складные крылья именно по этой причине.
Фюзеляж самолета выполнен в виде сварной фермы из стальных труб. Обшивка
носовой части дюралевая, хвостовая часть фюзеляжа обшита полотном. На опытном
экземпляре установлен двигатель БМВ-VIE со степенью сжатия 7,3, который вращал
деревянный воздушный винт диаметром 3,1 м. Радиатор водяного охлаждения
расположен под двигателем, имеет лобовые подвижные створки. Крылья деревянные,
двухлонжеронные, складные, с поворотом назад. Обшивка полотняная. Элероны,
горизонтальное хвостовое оперение и «шайбы» вертикального оперения выполнены из
дюралюминия. Два топливных бака общей емкостью 240 литров (151 л + 89 л)
размещены в фюзеляже.
Вооружение состояло из двух синхронных пулеметов ПВ-1 и двух пулеметов ДА на
специальной турели ЦКБ. Особенностью самолета являлись размещенные снаружи вдоль
бортов фюзеляжа длинные коробчатые кожухи, которые предназначались для магазинов
с патронами задней пулеметной установки. Причиной такого решения стала не только
необходимость увеличения боезапаса, но и стремление обеспечить более переднюю
центровку полностью снаряженного самолета (центровка ДИ-3 составляла 34% САХ).
Сроки проектирования и постройки ДИ-3 оказались действительно ускоренными:
уже весной 1931 г. самолет впервые поднялся в воздух. Государственные испытания
в НИИ ВВС велись в период с 10 апреля по 12 июля 1931 г. Выяснилось, что самолет
не удовлетворяет тактико-техническим требованиям как по максимальным скоростям
на всех высотах, так и по скороподъемности, и вообще практически по всем летным
характеристикам уступает самолету Д-2. В управлении ДИ-3 оказался строгой
машиной, не позволял полет с брошенной ручкой. Оборонительная турель ЦКБ была
признана неудачной.
В итоге ДИ-3 не рекомендовали к массовому производству, однако посчитали
возможным построить небольшую серию для тренировки и обучения. В конечном счете
серийное производство так и не было налажено; известно лишь, что позже опытный
ДИ-3 был оборудован застекленной кабиной и использовался как связной самолет.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
ДИ-3 |
Размах крыла, м |
|
верхнего |
11.80 |
нижнего |
5.55 |
Длина, м |
7.80 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
30.10 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1487 |
нормальная взлетная |
2122 |
Тип двигателя |
1 ПД
М-17 |
Мощность, л.с. |
1 х 730 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
у земли |
256 |
на высоте |
243 |
Крейсерская скорость , км/ч |
222 |
Практическая дальность, км |
|
Скороподъемность, м/мин |
405 |
Практический потолок, м |
6300 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
два синхронных
7.62-мм пулемета ПВ-1 и
два ДА на турели. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2022
|