В ходе летных испытаний на Центральном аэродроме Москвы самолет ДИ-4
заметно выделялся среди прочих; можно было подумать, что это некий аппарат
иностранной постройки. В сущности, так оно и было на самом деле: дело в том, что
в Советском Союзе в конце 1920-х - начале 1930-х годов ощущался недостаток
высококвалифицированных конструкторов, поэтому их неоднократно приглашали из-за
рубежа. Таким образом оказался в 1928 г. в Москве и французский авиаконструктор
Поль Эме Ришар. Известно, что как конструктор он был достаточно известен у себя
на родине, однако больших удач не имел. После того как крупный самолет его
конструкции потерпел аварию, Ришар вознамерился искать счастья в Аргентине.
Именно в этот момент, в середине 1927 г., представители СССР дали понять
французу, что его услуги могут быть востребованы в Москве.
Ришар прибыл с десятью сотрудниками, большинство из которых наивно надеялось
строить самолеты по своим проектам. Конструкторское бюро, получившее
наименование ОПО-4, поместили на территории завода No. 28 на Красной Пресне.
Действительность оказалась гораздо более прозаичной, чем ожидали французы,
поэтому уже в октябре 1928 г. из приехавших осталось только трое: сам Ришар,
зав. секцией плазов Ожэ и зав. общих видов Лавиль.
В январе 1930 г. в перечне работ ОПО-4 среди прочего значился двухместный
истребитель. Разработка машины началась уже после того, как Ришар покинул Союз;
из приехавших специалистов оставался только Анри Лавиль. По свидетельству
современников, он являлся открытым и приветливым человеком; усвоив русский язык,
конструктор быстро утвердился в своей роли, несмотря на совсем непростые условия
работы в Советском Союзе. Группа Лавиля, в которую вошли другие бывшие
сотрудники ОПО-4 С. А. Лавочкин, С. Н. Люшин, Л. С. Каменномостский, Фельснер,
начала работать в рамках бюро новых конструкций (БНК) на территории завода No. 39.
Тактико-технические требования на двухместный истребитель ДИ-4 были
определены в мае 1930 г. Самолет создавался под впечатлением проходящего
испытания немецкого К-47, поэтому подразумевалось, что и отечественный
истребитель должен продемонстрировать не худшие показатели. В качестве силовой
установки планировалось использовать новый двигатель М-34 мощностью 760 л.с.
Самолет с этим мотором должен был иметь следующие характеристики:
- Скорость на высоте 3000м - не менее 300-320 км/ч.
- Практический потолок - не менее 8000 м.
- Время набора высоты 5000 м - 10-12 мин.
- Дальность - 900-1000 км.
- Полезная нагрузка - 410 кг.
- Оборонительное вооружение - 2 пулемета ДА на ТУР-7.
В качестве наступательного вооружения предполагалась установить пушку
калибром 20-30 мм, но это требование скоро сняли.
Спустя несколько месяцев после начала работ для самолета выбрали новый
двигатель - американский Кертисс "Конкверор" мощностью 625/700 л.с. Именно с
этим двигателем во второй половине 1930 г. началось изготовление ДИ-4.
Полноразмерный макет самолета рассмотрели и утвердили 17 сентября 1930 г.
ДИ-4 был выполнен по схеме подкосного высокоплана, в котором подкосы
опирались на элементы шасси. Такая схема получила распространение именно во
Франции во 2-й половине 1920-х годов. Конструкция - цельнометаллическая, в
основном дюралевая. Обшивка гладкая, тонкая, с редкими подкреплениями, что при
недостатке опыта изготовления приводило к появлению хлопунов и неровностей.
Крыло спроектировано в виде "чайки" для улучшения обзора из кабины пилота; ребра
нервюр снаружи. Топливо размещалось в двух фюзеляжных баках общей емкостью 230
кг. Вооружение состояло из 4-х синхронных пулеметов ПВ-1 и одного кормового
пулемета ДА на шкворневой установке. В противоположность обычной практике
изготовление ДИ-4 длилось достаточно долго: сказывалась новизна конструкции и
необходимость освоения технологии гладких металлических обшивок. В конце 1932 г.
самолет был построен, и в начале 1933 г. начались его испытания. После
проведения заводских испытаний и ряда усовершенствований 5 мая машину доставили
с завода No. 39 на Центральный аэродром, а 7 мая перегнали в Щелково, на аэродром
НИИ ВВС. Государственные испытания велись в период с 8-го по 22 мая 1933 г.
Было признано, что ДИ-4 построен по устаревшей схеме (крепящиеся на шасси
подкосы); отмечалось, что само шасси очень сложное и неудобное в обслуживании.
Значительным недостатком виделся большой вес конструкции, а кроме того,
нарекания вызвало и крыло: сделанное в виде "чайки" для улучшения обзора, оно на
самом деле не обнаружило этого преимущества по причине использованного толстого
профиля. Самолет с трудом входил в штопор, однако прекрасно из него выходил; в
остальном летные качества оценивались как невысокие.
В дальнейшем намечалось использовать вместо двигателя Кертисс
"Конкверор"
отечественный М-32. Однако после того как выяснилось, что переделки при этом
потребуются весьма и весьма существенные, совершенствование машины решили не
продолжать и от ее серийного производства отказаться. Опытный экземпляр оставили
в НИИ ВВС, где, начиная с июля 1934 г., ДИ-4 использовался в испытательных
полетах для сравнения характеристик других опытных истребителей.