Уголок неба ¦ Sopwith 5F.1 Dolphin

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация первой мировой истребители
   Dolphin
       
Разработчик: Sopwith
Страна: Великобритания
Первый полет: 1917
Тип: Истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Плохой обзор из кабины биплана пытались улучшить разными способами. Одна из таких попыток привела к появлению в первой половине 1917 года самолета "Долфин". Проект разработал в КБ фирмы Сопвич Эвиэйшн Компани Герберт Смит, а 23 мая 1917 года прототип облетал Гарри Хокер. Идея состояла в том, что у верхнего крыла убрали центроплан, а раздельное верхнее крыло крепилось к фюзеляжу на стойках. Пилот сидел в кабине под рамой из стальных труб, которая заменяла собой центроплан. Чтобы улучшить обзор в еще большей степени, носовую часть фюзеляжа заузили, отказавшись от предусмотренного проектом лобового радиатора. По этим же соображениям машина получила узкий рядный двигатель "Испано-Сюиза".

"Долфин" был первым самолетом фирмы "Сопвич" с рядным двигателем. Нижнее крыло сдвинули вперед относительно верхнего. Все перечисленное придало "Долфину" необычный внешний вид. Никакой защиты для пилота при капотаже не предусматривалось, считалось, что достаточное пространство для головы обеспечит небольшое возвышение крыла. Позднее добавили дуги из трубки на верхней стороне верхнего крыла. Отдельные машины все же получили противокапотажную дугу. Несмотря на этот недостаток, самолет получился удачным, начался его серийный выпуск.

В боевых частях самолет появился осенью 1917 года. Заказ на 2150 самолетов удалось выполнить лишь наполовину, построив 1532 самолета. Из них 625 сразу отправили на склад. Самолет выпускался самой фирмой в Кингстоне, а также по лицензии фирмами "Даррак Моторс Инжениринг" и "Хаспер лтд" из Лондона. Самолетами оснастили четыре английские и одну канадскую эскадрилью во Франции, одну эскадрилью ПВО, а также несколько учебных частей и летных школ. Самолеты "Долфин" обычно держали в резерве, так как мотору истребителя требовался длительный прогрев, а это сказывалось на времени полета. Особенно ощутимо данная проблема проявлялась зимой. А "Долфин" появился на фронте осенью. Это был неплохой самолет, некоторые пилоты сумели одержать на нем большое число побед. Например, капитан Ф.У. Джиллет (американец по национальности) из 79-й эскадрильи сбил на 5F.1 четыре самолета и три аэростата. Капитан Р.Б. Барнманн из той же эскадрильи сбил 14 самолетов и один аэростат. Майор А.Д. Картер из 19-й эскадрильи сбил шесть самолетов. Капитан Ф.А. Лорд из 79-й эскадрильи сбил девять самолетов. Хорошо летали на "Дольфинах" пилоты 87-й эскадрильи, в том числе будущий маршал авиации, а тогда лейтенант Л.Н. Холлингхерст. На "Дольфинах" испытывались различные технические новинки, в том числе подвесные сбрасываемые топливные баки из мягкой жести, а также парашют Колторпа.

Dolphin  был не очень популярен среди пилотов, поскольку отрицательный вынос крыла вызывал необычные срывные характеристики, а незащищенное место пилота таило опасность при капотировании самолета после неудачного приземления  (летчик сидел буквально между лонжеронами, а его голова возвышалась над верхним крылом. К тому же спереди в кабину вдавались казенные части пулеметов). Впоследствии у некоторых машин, использовавшихся в учебных подразделениях, были установлены аварийные пилоны над центропланом; аналогичные пилоны над крылом имели самолеты, приспособленные для ночных полетов.

Было построено 1532 машины Mk I с таким же редукторным двигателем, как у опытного самолета, но разрушение редукторного привода привело к созданию варианта Dolphin Mk III с безредукторным вариантом двигателя Hispano-Suiza такой же мощности. Обозначение Dolphin Mk II применялось к варианту с безредукторным двигателем Hispano-Suiza мощностью 300 л.с., который строился во Франции. Эта модификация показала великолепные летные данные, но в связи с окончанием военных действий в серию не попала.

Конструкция.

"Сопвич 5F.1" представлял собой одноместный биплан смешанной конструкции. Каркас фюзеляжа усилен растяжками из стальной проволоки. Сечение фюзеляжа прямоугольное с округлой верхней стороной. Капот двигателя обшит алюминиевым листом, борта и верхняя сторона фюзеляжа за кабиной обшиты фанерой, остальные поверхности имели матерчатую обшивку.

Крылья двухлонжеронные, деревянные, одинакового размаха, обшитые материей. Возвышение крыла 2 град. 30'. Верхнее крыло с рамой вместо центроплана. Нижнее крыло смещено на 30 см вперед относительно нижнего. Распорки крыла наклонены назад на 12 градусов. Хвостовое оперение деревянное, обшитое материей. Шасси с двумя стойками из профилированных стальных трубок. Ось закрыта небольшим крылом.

Двигатель - 8-цилиндровый рядный V-образный, жидкостного охлаждения типа "Испано-Сюиза 8Е" с редуктором (147 или 161 кВт) или "Испано-Сюиза 8Fb" без редуктора (220 или 234 кВт). Два радиатора установлены по бортам фюзеляжа. Поток воздуха через радиаторы регулировался из кабины с помощью жалюзи. Топливные баки общей емкостью 127 л установлены в фюзеляже. Винт деревянный двухлопастный, типа "Ланг 3500", диаметра 2893 мм.

Вооружение - два неподвижных 7,7-мм пулемета "Виккерс" с синхронизатором Константинеску и один-два пулемета "Льюис", установленных диагонально в прорезь между верхними крыльями. Прицел типа "Алдис" или "Норман". На ночных истребителях использовался прицел "Хаттон" с электрической подсветкой. Под нижним крылом имелись держатели для четырех 11-кг бомб Купера.






 ЛТХ:
Модификация   Dolphin Mk I
Размах крыла, м   9.90
Длина, м   6.78
Высота, м   2.59
Площадь крыла, м2   24.46
Масса, кг  
  пустого самолета   665
  нормальная взлетная   907
Тип двигателя   1 ПД Hispano-Suiza 8E
Мощность, л.с.   1 х 200
Максимальная скорость , км/ч   206
Крейсерская скорость , км/ч   184
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   6400
Экипаж, чел   1
Вооружение:   два синхронизированных 7.7-мм пулемета Vickers и
  два 7.7-мм пулемета Lewis, обычно установленные над диском винта для обстрела передней и верхней полусферы;
  до 4x 11.3-кг бомб на внешних подвесках.


 Доп. информация :


  Чертеж "Sopwith 5F.1 Dolphin"
  Фотографии:

 Первый прототип Dolphin
 Первый прототип Dolphin
 Первый прототип Dolphin
 Первый прототип Dolphin
 Второй прототип Dolphin
 Второй прототип Dolphin
 Dolphin
 Dolphin
 Dolphin
 Dolphin
 Dolphin
 Dolphin
 Dolphin
 Dolphin
 Французский Dolphin
 Dolphin
 Dolphin
 Dolphin
 Dolphin
 Кабина Dolphin

  Схемы:

 Dolphin
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 Dolphin   19 Sq. RAF (c) bob Pearson
 Dolphin   23 Sq. RAF (c) bob Pearson

 



 

Список источников:

Вячеслав Кондратьев. Истребители Первой Мировой
Putnam. H.F. King. Sopwith Aircraft 1912-1920
Putnam. Francis K. Mason. The British Fighter
Aircraft Profile 169. J.M.Bruce. The Sopwith Dolphin
Squadron/Signal 1110. Peter Cooksley. Sopwith Fighters in action
Vintage Warbirds No.5. J.M. Bruce. The Sopwith Fighters
Aeroplane Monthly 2001-02. Aeroplane Database : Philip Jarrett. Sopwith 5F.1 Dolphin
Aviation Francaise Magazine 2007-03-04. Jean-Claude Soumille. Sopwith Dolphin
IWM.org.uk. Sopwith Dolphin biplane
The Aerodrome. Sopwith Dolphin
Pilots and Planes of the First Air War
Jane's Fighting Aircraft of World War I
L+K 2000-02. Jiri Hornat. Sopwith 5F.1 Dolphin


Уголок неба. 2022 



 

  Реклама: