В начале 30-х фирма Кертисс создала первый удачный пикирующий бомбардировщик "Хеллдайвер" - первый
самолет с этим названием (биплан и моноплан, летавшие во время Второй
Мировой войны, были вторым и третий самолетом, носившими это имя). Кертисс
остался верен себе, и двухместная ударная машина во многом несла
"фирменный" стиль. Успех "Хеллдайвера" подтолкнул к
идее истребителя-бомбардировщика - одноместной универсальной машины, более
подходившей флоту по своим возможностям. Первым
подобную машину сделал Боинг, вывел на испытания в
1931 году XF6B-1 с 625-сильным двигателем R-1535-44, выполненный по схеме
чистого биплана.
Старый соперник Боинга отреагировал на заказ своеобразно. Он не стал
вытягивать невозможное из уже созданных самолетов, но и от проектирования
нового также отказался, решив, что для этой цели более подходит коренная
модификация сухопутного Р-6Е. Так вновь произошло "кровосмешение"
сухопутных и морских Кертиссов, давшее весьма удачное потомство. Правда,
при этом пришлось расстаться с хорошо себя зарекомендовавшим двигателем
V-1570 (морское ведомство было непреклонным) и добавить массу оборудования
(в т.ч. радиостанцию). Но существенного изменения характеристик это не
вызвало.
Итак, 16 апреля 1932 года на испытания одновременно вышли сразу два
прототипа нового самолета - XF11C-1 с двухрядным двигателем 'Райт
R-1510-98 Уирлуинд с трехлопастным винтом и XF11C-2 с однорядным Райт
R-1820-78 Циклон с двухлопастным винтом. Заказчику больше понравился
второй, и 18 октября 1932 года последовал заказ на 28 серийных F11C-2.
Развивая Р-6Е, на нем по требованию моряков ввели некоторые изменения.
Пневматики низкого давления заменили на пневматики высокого давления (в
этом отношении исключением был XF11C-2) в переделанных обтекателях,
применение звездообразного двигателя повлекло переделку носовой части, а
применение двухлопастного винта увеличение высоты стоек шасси. Верхнее
крыло приподняли вверх для улучшения обзора и несколько изменили -
поставили другие элероны и специальные отсеки с надувными баллонами для
аварийной посадки на воду. В расширенном закабинном отсеке разместили
спасательный плот и багаж -непременные атрибуты морского самолета, и,
наконец, изменили руль направления и хвостовое колесо по причине появления
посадочного гака. В таком виде он и выпускался серийно, причем последние
самолеты в серии получили доработанный двигатель R-1820-80. Полностью
заказ был выполнен 27 мая 1933 года, а первым подразделением, получившим
эти самолеты, стала истребительная эскадра VF-1B, базировавшаяся на
авианосце "Саратога". Кроме этого, небольшое количество F11C-2 поступило
на "Энтерпрайз".
В то время, как армия испытывала ХР-22, а затем и отказалась от него в
пользу более современных монопланов, флот проявил себя куда более сильным
консерватором. Об отказе от бипланов он и слушать не хотел. С одной
стороны это объяснимо - небольшие взлетно-посадочные дистанции авианосцев
диктовали свои требования, но с другой стороны приводило к неизбежному
отставанию морских самолетов от сухопутных (заметим, что придя все-таки к
монопланам, флот сумел выровнять это отставание лишь к началу 40-х годов).
Что бы хоть как-то удержаться на уровне требований, Кертисс решил сделать
ставку на улучшение аэродинамики за счет уборки шасси. Таким самолетом
стал F11C-3.
Модернизируя F11C-2, инженеры фирмы изменили фюзеляж и шасси. Система
уборки была весьма сложной по кинематике и заключалась в подтягивании
колес в ниши, сделанные на боковых панелях специально введенных "скул".
Решение, конечно, было* половинчатым, посколько повлекло за собой
увеличение миделя фюзеляжа и не совсем чистые его обводы. Но и оно
позволило увеличить максимальную скорость с 323 км/ч до 366 км/ч, несмотря
на возросший взлетный вес. Флот заказал 27 таких самолетов 26 февраля 1934
года.
Все самолеты семейства F11C имели стандартное вооружение из 2 пулеметов
обычного калибра и, поскольку были истребителями-бомбардировщиками, могли
нести одну 474-фунтовую бомбу вместо топливного бака под фюзеляжем, либо 4
116-фунтовых под крыльями В соответствии с заданием им вменялось
производить бомбометание с пикирования, поэтому часть самолетов (в
частности те, которые базировались на "Саратоге")
была переобозначена из F11C-2 и F11C-3 в BFC-2 и BF2C-1. Произошло
это в марте 1934 года.
Передаваемые с октября 1934 года на авианосец "Рейнжер" самолеты BF2C-1
стали последними истребителями Кертисс, принятыми на вооружение ВМС США. В
середине 30-х годов на сцену неожиданно вышел новый соперник - фирма
Грумман, постепенно вытеснившая с истребительного рынка Кертисс и Боинг, а
также сильно потеснившая их в заказах на ударные самолеты.
Такова была история службы морских "Хоуков" в США. Однако, фирма Кертисс
довольно активно предлагала свои самолеты на экспорт, поставив по
иностранным заказам в общей сложности 251 машину. Причем все они
проектировались на базе наиболее удачных F11C. Так, "Хоук"
I был модифицированным F11С-2 с мотором R-1820F-3 Циклон, следующий
- "Хоук"II -отличался тем, что не имел подвесного топливного бака, зато
внутренний стал 94-галлонным. На "Хоук"III установили шасси от F11C-3
и двигатель R-1820F-53 с трехлопастным винтом, а на "Хоук" IV, строившийся
специально для Аргентины, еще и закрытую кабину. С обеих самолетов все
специальное палубное оборудование было снято.
Основными экспортерами стали страны третьего мира. Так Китай не только
закупил 100 самолетов "Хоук"II и III, но и наладил их выпуск по лицензии.
Самолеты этого типа составляли основу истребительного авиапарка Китая на
момент начала китайско-японской войны, но были в большинстве своем
потеряны в первые месяцы. Произошло это не только из-за качественного
превосходства японской техники, и даже не столько из-за него, сколько
из-за неопытности китайских пилотов и плохой организации.
Кроме Китая, "Хоуки" закупали Турция (24 машины), Боливия, Колумбия, Куба,
Сиам. 2 самолета "Хоук"П были закуплены Германией в середине 30-х годов и
стали первыми современными истребителями в зарождавшихся Люфтваффе.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
F11C-2 |
Размах крыла, м |
9.60 |
Длина, м |
7.62 |
Высота, м |
3.23 |
Площадь крыла, м2 |
24.34 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1378 |
нормальная взлетная |
1869 |
Тип двигателя |
1 ПД Wrighte SR-1820-78 |
Мощность, л.с. |
1 х 700 |
Максимальная скорость , км/ч |
330 |
Крейсерская скорость , км/ч |
289 |
Практическая дальность, км |
900 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
701 |
Практический потолок, м |
7400 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
2 синхронизированных 7.62-мм пулемета 1x 227-кг бомба массой , расположенная под фюзеляжем, и 4 x 51-кг бомбы на подкрыльных бомбодержателях. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2017
|