После тщательного изучения конструкции трофейных самолетов Fokker D.VII
специалисты "Boeing" спроектировали новый истребитель-биплан, на базе которого
было создано целое семейство машин для Армии и ВМС США.
Истребители-бипланы "Boeing" - яркие представители своей эпохи. Быстрые и
маневренные, они могли оказаться сильными противниками в воздушном бою, но
повоевать успели лишь в классическом голливудском "Кинг-Конге" 1933 года -
группа Р-12 "сбила" гигантскую обезьяну с небоскреба "Empire State Building". И
хотя зарубежные историки сосредоточились преимущественно на семействе Curtiss
Hawk, основу парка авиакорпуса Армии США в 1930-е годы составляли различные
бипланы, созданные в Сиэтле компанией, основанной Уильямом Боингом.
До запуска в серийное производство PW-9 компания "Boeing" уже выпускала по
лицензии истребитель Thomas-Morse. Работы по PW-9 (Boeing Model 15) компания
начинала в инициативном порядке, первый полет самолет совершил 2 июня 1923 года
- под управлением 1-го лейтенанта Фрэнка Тиндалла, прикомандированного к
"Boeing". Самолет представлял собой одностоечный биплан, с крыльями неравного
размаха. Силовой набор фюзеляжа - из сварных стальных труб, а крыльев - из
древесины, с полотняной обшивкой. Самолет оснащался рядным двигателем Curtiss
D-12 (литера "W" в названии самолета означала "с водяным охлаждением") мощностью
435 л. с. (324 кВт), а после заказа со стороны Армии США разработали улучшенный
вариант D-12C.
Ф. Тиндалл смог развить на испытаниях максимальную скорость 250 км/ч, сразу
после испытаний самолет был отправлен в Мак-Кук Филд, штат Огайо, где армейское
командование организовало оценочные испытания этой машины наряду с самолетами
Fokker XPW-7 и Curtiss XPW-8A. Результаты сравнительных испытаний оказались
весьма многообещающими для "Boeing", вскоре командование Армии США заказало
постройку еще двух самолетов, обозначенных XPW-9. Третий самолет незначительно
отличался от предшественников, по его подобию были затем построены 30 серийных
самолетов PW-9, заказанных в двух партиях в 1925 году. В целом авиакорпус Армии
США получил 114 серийных истребителей PW-9.
Варианты PW-9B, PW-9C, PW-9D, PW-9F, ХР-4, ХР-7 и АТ-4 имели незначительные
отличия, причем PW-9 стал последним принятым на вооружение Армии США самолетом,
который обозначался "PW", в последующем истребители авиакорпуса Армии США
обозначались только как "Р".
Интерес к современным истребителям проявило и командование ВМС США, в итоге у
"Boeing" был заказан истребитель, получивший обозначение FB. Первую
машину FB-1 передали морской пехоте 1 декабря 1925 года. После поставки 10
самолетов FB-1, идентичных армейским PW-9, были заказаны два самолета,
оснащенные рядными двигателями Packard 1А-1500 мощностью 510 л. с. (380 кВт) и
посадочными гаками для эксплуатации на авианосцах. Данная модель получила
обозначение FB-2 (Model 53). ВМС США также приобрели поплавковые варианты FB-3 (Model
55) и FB-4 (Model 54), последний оснащался звездообразным двигателем Wright Р-1
мощностью 450 л. с. (336 кВт). Наиболее же многочисленным стал вариант FB-5 (Model
67), заказанный в количестве 27 машин.
Модификации
: |
|
|
Model 15
(PW-9, FB-1) |
первая серийная модификация. |
Model 15A
(PW-9A) |
24 из 25, заказанных Армией США под обозначением PW-9A, с усовершенствованным двигателем D-12С, сходным по характеристикам с
двигателем D-12, и с удвоенным количеством расчалок на бипланной коробке и стойках шасси. |
Model 15B
(PW-9B) |
25-й из упомянутых самолетов PW-9A, но с небольшими усовершенствованиями; был предназначен для испытания двигателя Curtiss D-12D. В армии
его обозначение было изменено на PW-9B. Из
заказанных 15 серийных образцов ни один
не был построен. |
Model 15C
(PW-9C) |
упомянутые выше 15 самолетов PW-9B были построены как PW-9C, с двигателем D-12D и модифицированными креплениями расчалок бипланной коробки
и стоек шасси. Еще 25 были заказаны в
августе 1926г. |
Model 15D
(PW-9D) |
последний из 40 самолетов PW-9C, был модифицирован и имел изменения, которые должны были использоваться в последовавшем заказе на 16
самолетов PW-9D. |
Model 53
(FB-2) |
два самолета,
оснащенные рядными двигателями Packard 1А-1500 мощностью 510 л. с.
(380 кВт) и посадочными гаками для эксплуатации на авианосцах. |
Model 54
(FB-4, FB-6) |
вариант с
звездообразным двигателем Wright Р-1 мощностью 450 л. с. |
Model 55
(FB-3) |
13-й
самолет из "морских"
истребителей FB, с двигателем
двигателем Paсkard 1A-1500 |
Model 58
(XP-4) |
тридцатый из первоначальных самолетов PW-9 - экспериментальный истребитель под обозначением XP-4. От самолетов PW-9 он отличался тем,
что имел двигатель с нагнетателем и крылья с одинаковыми размахом и хордой. |
Model
66 (XP-8) |
вариант
для Армии США с двигателем Paсkard 2A-1500. |
Model 67
(FB-5) |
обозначение, данное Боингом модели, которая являлась основным серийным вариантом семейства Model 15, созданных для ВМС США под
обозначением FB-5. На ней был установлен
двигатель Paсkard 2A-1500 и шасси новой
конструкции, был увеличен вынос крыла;
построено 27 самолетов. |
Model 67A
(FB-7) |
с двигателем Pratt &
Whitney Wasp не была реализована. |
Model 68
(AT-3) |
24-й самолет PW-9A, переделанный в экспериментальный учебно-тренировочный
вариант, с двигателем Wright-Hispano Model E мощностью 180 л. с.
Этому самолету армией было дано
обозначение AT-3. Но его летные
характеристики значительно ухудшились
из-за того, что мощность новой силовой
установки была вдвое меньше. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
PW-9 |
F1B-5
(FB-5) |
Размах крыла, м |
9.75 |
9.81 |
Длина, м |
7.24 |
6.98 |
Высота, м |
2.87 |
2.84 |
Площадь крыла, м2 |
22.39 |
22.48 |
Масса, кг |
|
|
пустого самолета |
1115 |
1068 |
нормальная взлетная |
1474 |
1638 |
Тип двигателя |
1 ПД Curtiss D-12 |
1 ПД Wright P-1 |
Мощность, л.с. |
1 х 435 |
1 х 450 |
Максимальная скорость , км/ч |
250 |
300 |
Крейсерская скорость , км/ч |
221 |
254 |
Практическая дальность, км |
550 |
600 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
|
Практический потолок, м |
|
7100 |
Экипаж, чел |
1 |
1 |
Вооружение: |
один 12.7-мм пулемет и один 7.62-мм пулемет |
два 7.62-мм пулемета |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2020
|