Уголок неба ¦ Boeing F1B (PW-9)

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация первой мировой истребители
   FB-1 (PW-9)
       
Разработчик: Boeing
Страна: США
Первый полет: 1923
Тип: Истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


После тщательного изучения конструкции трофейных самолетов Fokker D.VII специалисты "Boeing" спроектировали новый истребитель-биплан, на базе которого было создано целое семейство машин для Армии и ВМС США.

Истребители-бипланы "Boeing" - яркие представители своей эпохи. Быстрые и маневренные, они могли оказаться сильными противниками в воздушном бою, но повоевать успели лишь в классическом голливудском "Кинг-Конге" 1933 года - группа Р-12 "сбила" гигантскую обезьяну с небоскреба "Empire State Building". И хотя зарубежные историки сосредоточились преимущественно на семействе Curtiss Hawk, основу парка авиакорпуса Армии США в 1930-е годы составляли различные бипланы, созданные в Сиэтле компанией, основанной Уильямом Боингом.

До запуска в серийное производство PW-9 компания "Boeing" уже выпускала по лицензии истребитель Thomas-Morse. Работы по PW-9 (Boeing Model 15) компания начинала в инициативном порядке, первый полет самолет совершил 2 июня 1923 года - под управлением 1-го лейтенанта Фрэнка Тиндалла, прикомандированного к "Boeing". Самолет представлял собой одностоечный биплан, с крыльями неравного размаха. Силовой набор фюзеляжа - из сварных стальных труб, а крыльев - из древесины, с полотняной обшивкой. Самолет оснащался рядным двигателем Curtiss D-12 (литера "W" в названии самолета означала "с водяным охлаждением") мощностью 435 л. с. (324 кВт), а после заказа со стороны Армии США разработали улучшенный вариант D-12C.

Ф. Тиндалл смог развить на испытаниях максимальную скорость 250 км/ч, сразу после испытаний самолет был отправлен в Мак-Кук Филд, штат Огайо, где армейское командование организовало оценочные испытания этой машины наряду с самолетами Fokker XPW-7 и Curtiss XPW-8A. Результаты сравнительных испытаний оказались весьма многообещающими для "Boeing", вскоре командование Армии США заказало постройку еще двух самолетов, обозначенных XPW-9. Третий самолет незначительно отличался от предшественников, по его подобию были затем построены 30 серийных самолетов PW-9, заказанных в двух партиях в 1925 году. В целом авиакорпус Армии США получил 114 серийных истребителей PW-9.

Варианты PW-9B, PW-9C, PW-9D, PW-9F, ХР-4, ХР-7 и АТ-4 имели незначительные отличия, причем PW-9 стал последним принятым на вооружение Армии США самолетом, который обозначался "PW", в последующем истребители авиакорпуса Армии США обозначались только как "Р".

Интерес к современным истребителям проявило и командование ВМС США, в итоге у "Boeing" был заказан истребитель, получивший обозначение FB. Первую машину FB-1 передали морской пехоте 1 декабря 1925 года. После поставки 10 самолетов FB-1, идентичных армейским PW-9, были заказаны два самолета, оснащенные рядными двигателями Packard 1А-1500 мощностью 510 л. с. (380 кВт) и посадочными гаками для эксплуатации на авианосцах. Данная модель получила обозначение FB-2 (Model 53). ВМС США также приобрели поплавковые варианты FB-3 (Model 55) и FB-4 (Model 54), последний оснащался звездообразным двигателем Wright Р-1 мощностью 450 л. с. (336 кВт). Наиболее же многочисленным стал вариант FB-5 (Model 67), заказанный в количестве 27 машин.






 Модификации :
 Model 15 (PW-9, FB-1)  первая серийная модификация.
 Model 15A (PW-9A)

 24 из 25, заказанных Армией США под обозначением PW-9A, с усовершенствованным двигателем D-12С, сходным по характеристикам с двигателем D-12, и с удвоенным количеством расчалок на бипланной коробке и стойках шасси. 

 Model 15B (PW-9B)

 25-й из упомянутых самолетов PW-9A, но с небольшими усовершенствованиями; был предназначен для испытания двигателя Curtiss D-12D. В армии его обозначение было изменено на PW-9B. Из заказанных 15 серийных образцов ни один не был построен. 

 Model 15C (PW-9C)

 упомянутые выше 15 самолетов PW-9B были построены как PW-9C, с двигателем D-12D и модифицированными креплениями расчалок бипланной коробки и стоек шасси. Еще 25 были заказаны в августе 1926г. 

 Model 15D (PW-9D)

 последний из 40 самолетов PW-9C, был модифицирован и имел изменения, которые должны были использоваться в последовавшем заказе на 16 самолетов PW-9D. 

 Model 53 (FB-2)

 два самолета, оснащенные рядными двигателями Packard 1А-1500 мощностью 510 л. с. (380 кВт) и посадочными гаками для эксплуатации на авианосцах.

 Model 54 (FB-4, FB-6)

 вариант с звездообразным двигателем Wright Р-1 мощностью 450 л. с.

 Model 55 (FB-3)

 13-й самолет из "морских" истребителей FB, с двигателем двигателем Paсkard 1A-1500

 Model 58 (XP-4)

 тридцатый из первоначальных самолетов PW-9 - экспериментальный истребитель под обозначением XP-4. От самолетов PW-9 он отличался тем, что имел двигатель с нагнетателем и крылья с одинаковыми размахом и хордой. 

 Model 66 (XP-8)

 вариант для Армии США  с двигателем Paсkard 2A-1500.

 Model 67 (FB-5)

 обозначение, данное Боингом модели, которая являлась основным серийным вариантом семейства Model 15, созданных для ВМС США под обозначением FB-5. На ней был установлен двигатель Paсkard 2A-1500 и шасси новой конструкции, был увеличен вынос крыла; построено 27 самолетов. 

 Model 67A (FB-7)

 с двигателем Pratt & Whitney Wasp не была реализована. 

 Model 68  (AT-3)

 24-й самолет PW-9A, переделанный в экспериментальный учебно-тренировочный вариант, с двигателем Wright-Hispano Model E мощностью 180 л. с. Этому самолету армией было дано обозначение AT-3. Но его летные характеристики значительно ухудшились из-за того, что мощность новой силовой установки была вдвое меньше.




 ЛТХ:
Модификация   PW-9   F1B-5 (FB-5)
Размах крыла, м   9.75   9.81
Длина, м   7.24   6.98
Высота, м   2.87   2.84
Площадь крыла, м2   22.39   22.48
Масса, кг    
  пустого самолета   1115   1068
  нормальная взлетная   1474   1638
Тип двигателя   1 ПД Curtiss D-12   1 ПД Wright P-1
Мощность, л.с.   1 х 435   1 х 450
Максимальная скорость , км/ч   250   300
Крейсерская скорость , км/ч   221   254
Практическая дальность, км   550   600
Максимальная скороподъемность, м/мин    
Практический потолок, м     7100
Экипаж, чел   1   1
Вооружение:  один 12.7-мм пулемет и
 один 7.62-мм пулемет
 два 7.62-мм пулемета


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Первый прототип XPW-9
 Первый прототип XPW-9
 Первый прототип XPW-9
 Второй прототип XPW-9
 Второй прототип XPW-9
 PW-9
 PW-9
 PW-9
 PW-9
 PW-9A
 PW-9A
 PW-9A
 PW-9C
 PW-9C
 PW-9C
 PW-9D
 PW-9D
 PW-9D
 FB-1
 FB-1
 FB-1
 FB-1
 FB-1
 FB-3
 FB-3
 FB-3
 FB-4
 FB-4
 FB-5
 FB-5
 FB-5
 FB-5
 FB-5
 FB-5
 FB-5

  Схемы:

  PW-9C
 
 FB-1
 FB-5

  Варианты окраски:

 PW-9C
 FB-5    (c) Lauhof

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. Истребители-бипланы Boeing
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Aerofiles.com. Boeing
USAF Museum. Aircraft Virtual Gallery. Boeing PW-9
Naval Institute Press. Peter M. Bowers. Boeing Aircraft since 1916
Aero Publishers. Lloyd S. Jones. U.S. Naval Fighters
E.R. Johnson. United States Naval Aviation, 1919-1941: Aircraft, Airships and Ships Between Wars
Peter M. Bowers. Forotten Fighters and Experimental Aircraft U.S. Army 1918-1941
Le Fana de l'Aviation Hors Serie No.27. Alain Pelletier. L'Air Force dont l'Amerique ne voulait pas
Scale Aircraft Modelling 1998. Ken Wixey. Boeing's classic biplane fighter
Wingspan No.35. Alf Granger. The Boeing FB-1
Squadron/Signal 6158. T.E. Doll, B.R. Jackson, W.A. Riley. Navy Air Colors
United States Navy and Marine Corps Fighters 1918-1962
Graham A. Cosmas. Marine Corps Aviation The Early Years 1912-1940
Alain Pelletier. Boeing. The Complete Story
Martin W. Bowman. Images of America : Boeing
1000aircraftphotos.com. No. 10689. Boeing FB-3 (A-7089 c/n 802) US Navy


Уголок неба. 2020 



 

  Реклама: