Нет, речь пойдет не о знаменитом F-4 фирмы "Макдоннел-Дуглас" и даже не о его
предшественнике, тоже реактивном истребителе. Я хочу вам рассказать о "Фантоме"
английском, созданном в конструкторском бюро компании "Фэйри авиэйшн" в середине
30-х годов. В 1934-м эта фирма решила поучаствовать в конкурсе на новый
истребитель для бельгийских ВВС. "Фэйри" имела свой филиал в Бельгии, "Фэйри
авьонс", завод которого в Госселье собирал разведчики-бомбардировщики "Фокс" и
истребители "Файрфлай" II. Последние и предстояло заменить новой машиной.
Заданием определялась максимальная скорость не менее 400 км/ч на высоте 5000 м,
набор этой высоты за 6 мин., продолжительность полета 2 часа и посадочная
скорость не более 120 км/ч. Предусматривались два варианта вооружения: четыре
пулемета винтовочного калибра или два пулемета и 20-мм пушка. В соответствии с
заданием конструктор М.Лобель (бельгиец по происхождению) спроектировал очень
изящный биплан F-6. Самолет был полностью металлическим, лишь часть обшивки
(крылья, оперение и задняя часть фюзеляжа) выполнялась из полотна. Неразъемное верхнее крыло, несущее элероны, было немного длиннее нижнего и
выносилось вперед. Стойки шасси консольного типа и колеса с пневматическими
тормозами заключены в обтекатели. Конструкция самолета в целом соответствовала
типичным приемам середины 30-х годов. Основа силового набора фюзеляжа -
четырехгранная ферма из стальных труб, усиленная проволочными расчалками. В
крыльях - лонжероны двутаврового сечения, ферменные нервюры из дюралевых труб и
опять внутренние расчалки. На истребителе стоял французский 12-цилиндровый
V-образный двигатель жидкостного охлаждения "Испано-Сюиза" 12Ycrs мощностью 925
л.с. с полым валом редуктора, позволявшим установить в развале цилиндров
авиапушку. Два пулемета размещались в нижнем крыле за пределами диска винта.
Если орудие не устанавливалось, то к вооружению добавлялись еще два синхронных
пулемета в верхней части фюзеляжа. Предусматривалась подвеска четырех бомб по 10
кг. Приборное оборудование обеспечивало возможность летать как днем, так и ночью.
Истребитель имел связную радиостанцию. Постройку опытного экземпляра F-6,
получившего имя "Фантом", закончили в мае 1935 г. С учетом экспортного
назначения самолета название писалось на французский лад (Fantome), а не в
соответствии с английским правописанием (Phantom). В июне Крис Стэниленд на
аэродроме Грэйт-Уэст совершил на "Фантоме" первый полет. Истребитель значительно
превзошел требования задания. Максимальная скорость превысила 430 км/ч. "Фантом"
стал вершиной семейства истребителей-бипланов, созданных Лобелем. Самолет
продемонстрировали на нескольких выставках в Англии, а затем направили в
Бельгию, в Эвре, где проводились конкурсные испытания. Но там его постиг
жестокий удар. 17 июля при заходе на посадку после показательного полета
истребитель разбился. Пилот С.Трауэр (когда-то демонстрировавший "Файрфлай" в
Москве) погиб. На заводе "Фэйри" в Хейсе изготовили узлы и агрегаты еще на три
самолета. В начале 1936 г. их перевезли в Госселье, планируя предложить
бельгийским ВВС новые опытные образцы. "Авьонс Фэйри" даже начала готовиться к
серийному производству истребителя под новым названием "Ферос" (Feroce). Но
бельгийцы изменили требования задания и потеряли интерес к "Фантому". Тем не менее, все три самолета собрали - заказчики нашлись. Две машины в декабре
1935-го заказал Советский Союз. По документам завода в Хейсе самолеты значатся
под номерами F2264 и F2265. В Госселье им присвоили другие, принятые бельгийским
филиалом - AF8001 и AF8002. Их и нанесли на хвостовых частях "Фантомов". Оба
истребителя облетал в Госселье летчик Стэниленд в ноябре 1936 г. Затем самолеты
опять расстыковали, упаковали и через Антверпен морем отправили в СССР. 20
августа 1936-го пароход "Товарищ Сталин" увез их в Ленинград. В конце этого же
года они прибыли в НИИ ВВС. "Наши" "Фантомы" отличались необычным вооружением,
фактически комбинировавшим оба бельгийских варианта - 20-мм пушка Эрликон S9,
выпущенная фирмой "Испано" во Франции, (с 60 снарядами) и четыре пулемета
"FN-Бра-унинг" (два в нижнем крыле с запасом 300 патронов на ствол и два в
фюзеляже с 500 патронами на каждый). Это значительно утяжелило машину и понизило
ее летные данные. Госиспытания проводились только на одном истребителе, AF8002.
Самолет собрали и установили на лыжном шасси. Пока неизвестно, заказывали ли
лыжи специально в Англии или Бельгии, или приспособили комплект от одного из
отечественных истребителей. Ни в британских, ни в бельгийских ВВС лыжами не
пользовались, летая круглый год на колесах. Как бы то ни было, "Фантом" совершил первые полеты в нашей стране на лыжах. К 10
марта провели уже семь полетов. Ведущим летчиком был старший лейтенант В.Евсеев,
но в облете истребителя участвовали также П.Стефановский, Петров, Федрови,
Алтынов, А.Никашин, А.Николаев. Всего совершили 59 полетов (из них 35 на лыжах)
общей продолжительностью 26 часов 25 минут. Испытания закончились к июню 1937 г.
Летные данные истребителя оказались куда ниже, чем замеренные на заводских
испытаниях первого опытного образца. Скорость, даже на колесах, была меньше
примерно на 60 км/ч, а практический потолок - на 2000 м. Частично это можно
отнести за счет большего полетного веса (примерно на 200 кг), а также снятия
обтекателей колес. Общий вывод отчета НИИ ВВС звучал так: "Самолет
"Фэйри-Фантом" по своим летно-техническим данным является уже устаревшим
истребителем по сравнению с современными однотипными опытными истребителями,
имеющимися в иностранных ВВС". В то же время советские летчики высоко оценили
взлетно-посадочные и пилотажные качества "Фантома", вполне доступного пилотам
средней квалификации. В отличие от своего предшественника, "Файрфлая", новый
истребитель Лобеля не имел тенденции к срыву в штопор при перетягивании ручки на
вираже. Отметили хороший обзор из кабины, удобные и надежные пневматические тормоза.
Вообще конструкция самолета и его оборудование вызвали гораздо больший интерес у
наших специалистов, нежели летные данные "Фантома". В отчете записано:
"Конструкция всех деталей самолета и винтомоторной группы обеспечивает им
продолжительную и безотказную работу". Особо указали на удачную компоновку и
размещение оборудования и вооружения, легкосъемные капоты, конструкцию силового
набора крыла. В отечественных самолетах было предложено использовать конструкцию
креплений межкрыльных стоек и лент бипланной коробки, стоек шасси, механизма
управления рулями и элеронами, тормозов колес, крепления полотна к фюзеляжу. В
отличие от советских истребителей, на "Фантоме" агрегаты мотоустановки крепились
на самом двигателе и мотораме, обеспечивая, при необходимости, быстрый демонтаж
всего узла. Заинтересовал размещенный в тоннеле радиатор. С системой охлаждения
"Фантома" у нас поэкспериментировали, пытаясь заставить ее работать на воде
вместо штатного этиленгликоля, но оказалось, что такая замена проходит только
при температуре у земли не выше 10°. Дальше мотор перегревался, потому что вода,
при том же объемном расходе, не могла унести все необходимое тепло - ведь ее
теплоемкость примерно в 1,5 раза ниже. Специалистам понравились английские
гибкие бензопроводы-шланги "супер-флекс", кислородная система с
электрообогревателем, удобная подсветка приборов. Надо сказать, что комплектация оборудования поставленных в СССР "Фантомов" не
совпадала с первоначальной. Установили, что на машине предусматривался монтаж
кодовых трехцветных огней, подогрева пулеметов и трубки Пито, но все это
отсутствовало. Очень большой интерес вызвало вооружение. Пулеметы испытать не
удалось. Они имели не советский калибр 7,62 мм и не английский 7,69 мм, а
принятый в Бельгии 7,65 мм. Таких патронов у нас не нашлось, а заказать их
вместе с самолетом, видимо, не догадались. А вот пушку отстреляли в тире. На
девятом выстреле снаряд "Эрликона" взорвался в затворе. Повреждения получили
затвор, магазин и сам самолет. Более пушку не ремонтировали. Оружейники указали,
что эксплуатация ее сложна и неудобна. Постановка вооружения на боевой взвод и
спуск пулеметов и пушки осуществлялись пневмосистемой. Летчик легко и просто
передергивал все затворы. На наших истребителях применялись тросовые механизмы,
и спуск четырех пулеметов требовал значительных усилий, не говоря уже о
передергивании затворов. Даже привод синхронизатора на "Фантоме" был не
механическим, а пневматическим. Испытания закончились учебными боями с
советскими самолетами. В качестве противников выступали истребитель И-16 с
мотором М-25, опытный разведчик Р-9 и бомбардировщик ЦКБ-30 (ДБ-3). "Фантому" с
ними пришлось тяжело - все эти новые машины превосходили его по скорости. Ни
И-16, ни Р-9 он не мог навязать бой. И-16 обладал инициативой, он мог выбирать -
атаковать или уходить, свободный сделать и то, и другое. "Фантом" немного
выигрывал у него на горизонталях за счет меньшего радиуса разворота, но в
вертикальном маневре оказался совершенно беспомощен. С Р-9 английский истребитель пытался сражаться на виражах, но тот, дав газ,
просто ушел от него. Даже ДБ-3 мог уклониться от боя с "Фантомом". Единственным
способом навязать ему бой оказалось заблаговременное занятие исходной позиции.
При этом "Фантом" мог атаковать ильюшинский бомбардировщик в лоб, но делал при
этом всего один заход - догнать его повторно "англичанину" было не по силам.
Пилоту "Фантома" оставалось уповать на то, что мощное пушечно-пулеметное
вооружение позволит сбить противника с единственной атаки. После завершения
испытаний провели демонстрацию английского истребителя на ряде заводов, чтобы
ознакомить конструкторов и производственников с наиболее интересными узлами и
агрегатами "Фантома". Продолжилось также изучение вооружения и оборудования
машины. Дальнейшая судьба двух советских "Фантомов" не известна. Четвертый и
последний самолет этого типа приобрело министерство авиации Великобритании.
Заказ был оформлен в мае 1937 г. В ноябре английский летчик Ф.Диксон поднял этот
"Фантом" в воздух в Госселье. Через неделю он же перегнал машину через Ла-Манш в Хестон, там на нее оформили таможенные документы. Затем истребитель перелетел на
аэродром Грейт-Уэст, где специалисты фирмы "Фэйри" подготовили его к испытаниям
в исследовательском центре RAE в Фарнборо. Туда он прибыл в декабре. После нескольких полетов машину вернули фирме, рекомендовав доработать
оборудование. В январе следующего года "Фантом" опять перегнали в RAE. Чуть
позже, истребитель передали другой научно-исследовательской организации - ААЕЕ в
Мартлшеме. Там он испытывался до июня 1939-го. В основном интересовались
вооружением, в первую очередь системой пневмоперезарядки. Мотор-пушка у
английских специалистов интереса не вызвала - королевские ВВС тогда
ориентировались на схему "единого" калибра, обеспечивая вес секундного залпа
большим количеством пулеметов. Пушку с самолета сняли, и он испытывался без нее.
Какова судьба этого последнего "Фантома" - тоже не известно. То ли его просто
списали в лом, то ли он погиб под немецкими бомбами. На этом история "Фантома" Лобеля
закончилась. Фирма "Фэйри" больше бипланов не строила. Да и вообще век
бипланов завершился. Королевские ВВС оснащались скоростными монопланами
"Харрикейн" и "Спитфайр". Лишь один истребитель-биплан был принят на вооружение
в Англии в конце 30-х годов - Глостер "Гладиатор". Последующие истребители "Фэйри"
- "Фульмар" и "Файрфлай", созданные уже во время войны, являлись
монопланами.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Fantome |
Размах крыла, м |
10.52 |
Длина, м |
8.41 |
Высота, м |
3.45 |
Площадь крыла, м2 |
27.22 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1134 |
нормальная взлетная |
1869 |
Тип двигателя |
1 ПД Hispano-Suisa
12Ycrs |
Мощность, л.с. |
1 х
925 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
на высоте |
434 |
у земли |
360 |
Крейсерская скорость , км/ч |
349 |
Продолжительность полета, ч |
2 |
Практический потолок, м |
10997 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
одна 20-мм
мотор-пушка Oerlikon и
два синхронных 7,7-мм пулемета
Browning,
до 50 кг мелких бомб |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2017
|