Проживавшая во Франции чета британцев Фарман вырастила трёх сыновей: Ричарда,
Генри (Henry) и Мориса (Maurice). Двое последних, между которыми всегда витал
дух соперничества, в зрелом возрасте серьёзно увлеклись спортом, особенно его
техническими видами: сначала велосипедным, затем автомобильными гонками, и в
конце концов это логично привело их в ряды пионеров авиации.
В 1908 году Генри (живя в Париже, он предпочитал именоваться на французский
манер - Анри [Henri]) заказал биплан Voisin. Однако облюбованный им самолёт
фирма сочла более выгодным продать в Великобританию лорду Муру-Брабазону (Moore-Brabazon),
и недовольный энтузиаст решил сам построить самолёт. В Мурмелоне (Mourmelon)
Анри Фарман открыл небольшую мастерскую и начал с самолёта, похожего на биплан
компании Voisin. Морис Фарман решил не отставать от брата и вскоре также
обзавёлся мастерской, расположенной неподалёку - в Мале (Mallet).
Данная ситуация продолжалась до 1912 года, когда братья решили объединить усилия
и организовали совместную компанию Société Avions Henri et Maurice Farman. В
течение длительного времени их разработки несли на себе отпечаток самолёта
Габриэля Вуазена: все они были ферменными бипланами с короткой гондолой, в
задней части которой устанавливался двигатель с толкающим винтом. Обозначение
самолётов было индивидуальным по именам братьев: в зависимости от авторства
машины несли обозначение HF или MF. Это продолжалось довольно долго, но затем
возобладала практическая точка зрения, и самолёты компании Farman стали,
наконец, обозначаться одной буквой F и соответствующим номером.
Один из первых самолётов марки Farman, в котором компания отказалась от своей
традиционной (и довольно успешной в начальной фазе Первой Мировой войны
концепции с толкающим винтом и перешла к классической компоновке с длинным
фюзеляжем, двигателем спереди и с тянущим винтом, стал HF.30. Этот самолет был
разработан Анри Фарманом на третий год Великой войны в качестве двухместного
истребителя (С.2; соответственно, полное обозначение самолёта было HF.30 C.2) с
относительно мощным двигателем и пулемётным вооружением (синхронным у пилота и турельным пулемётом в задней кабине стрелка-наблюдателя).
В своем первоначальном виде самолёт, к моменту окончания постройки уже
переименованный в F.30A C.2, имел короткий фюзеляж с расположенными далеко друг
от друга кабинами членов экипажа и с необычное "плавающее" хвостовое оперение по
типу оперения лёгкого самолёта Santos-Dumont Demoiselle (вертикальная и
горизонтальная плоскости были жёстко соединены друг с другом, крепились к
фюзеляжу при помощи шарового шарнира и совместно поворачивались вверх-вниз и
влево-вправо). В носовой части устанавливался 160-сильный (118 кВт)
девятицилиндровый радиальный двигатель водяного охлаждения Canton-Unné.
Весной 1917 года самолёт был отправлен в Вилакубле (Villacoublay) для проведения
испытаний, результаты которых оказались катастрофическими: пилотажные свойства
машины были ужасны, и её признали непригодной к боевому применению.
Однако братья Фарманы решили продолжить работу над этим проектом и подвергли его
радикальной переработке. Самолёт получил более мощный двигатель Salmson Sal.9Za
(260 л.с./191 кВт), новый удлинённый фюзеляж и классическое хвостовое оперение
(горизонтальное имело прямоугольную форму, а вертикальное треугольную; такие
очертания на долгое время стали "фирменным знаком" компании Farman). Заново были
спроектированы и несущие плоскости, также типично "фармановской" угловатой формы
с большой хордой; оба крыла теперь имели одинаковый размах, но элероны
по-прежнему устанавливались только на верхнем. Пилот был вооружен синхронным
7,7-мм пулемётом Vickers, а стрелок - кольцевой турельной установкой T.O.3 с
пулемётом Lewis.
Несмотря на все переделки, кабины пилота и стрелка были расположены по-прежнему
далеко друг от друга. Причиной этому был промах конструкторов, поместивших между
ними водорадиатор двигателя; он располагался на уровне задней кромки крыла,
непосредственно перед кабиной стрелка, и перекрывал проём между фюзеляжем и
верхним крылом.
В таком виде F.30B C.2 летом 1917 года был представлен в Вилакубле. Там сразу
после начала испытаний было обнаружено, что центровка самолета не соответствует
расчётной, а продольная устойчивость ввиду этого недостаточна. Машина вновь была
возвращена в Бийанкур (Billancourt) на завод компании Farman для очередных
переделок, которые должны были быть завершены не позднее октября.
Поскольку французская авиация не проявляла большого интереса к двухместному
истребителю и получение от неё заказа на F.30B C.2 (особенно учитывая
проблемность самой машины) представлялось маловероятным, братья решили изменить
назначение машины на двухместный разведчик/самолёт наблюдения (категория A.R.2).
Были произведены незначительные доработки силовой установки, для исправления
центровки изменилось положение фюзеляжного топливного бака; но главным
изменением стало увеличение размаха крыльев до 14 метров. При этом бипланная
коробка осталась двухстоечной, нижнее крыло - неразъёмным, проходящим под
фюзеляжем, а элероны располагались только на верхнем крыле. Двигатель остался
прежним - Salmson Sal.9Za, но для испытаний его оснастили нагнетателем Rateau.
Непрактичное расположение радиатора также не претерпело изменений.
Прототип F.30B A.R.2 поднялся в воздух осенью 1917 года, но и его испытания не
дали убедительных результатов. ЛТХ были относительно неплохими, но по другим
качествам F.30B A.R.2 заметно уступал самолётам, уже состоявшим на вооружении. К
тому же технология производства цельнодеревянного самолёта с обшивкой фюзеляжа
из тонких полос фанеры (лишь капот двигателя, носовая часть фюзеляжа
непосредственно за ним и гаргрот между кабинами имели металлическую обшивку)
была трудоёмкой и не соответствовала требованиям массового производства. Дело
усугублялось сложным переменным сечением фюзеляжа, переходящим из круглого в
носовой части в прямоугольное к хвосту; при этом ферма фюзеляжа имела
прямоугольное сечение, так что в обшивке использовалось большое количество
профилированных панелей.
В итоге военные не проявили интереса и к варианту разведчика. Испытания самолёта
имели низкий приоритет, а в апреле 1918 года проект был закрыт окончательно.
Компанией Farman был также создан схожий по конструкции и очертаниям чистый
разведчик F.45 с рядным двигателем Renault, однако и он остался лишь опытным
образцом.