F.B.9 представлял собой продолжение
линии первых "толкачей" фирмы "Виккерс" (F.B.5 и F.B. 6), созданных еще 1913
году. Самолет отвечал популярной перед войной концепции двухместного
многоцелевого самолета, хотя предназначался прежде всего на роль истребителя.
Аббревиатура F.B. расшифровывалась как "Fighter Biplane" (истребитель-биплан).
Так обозначались все самолеты фирмы "Виккерс", выпускавшиеся до конца войны.
Главный конструктор фирмы Гарольд Барнуэлл создавал самолеты с толкающим винтом
почти до конца войны, хотя уже в 1916 году данная схема безнадежно устарела.
Применение толкающего винта еще было оправдано в первые месяцы войны, пока не
был изобретен синхронизатор для стрельбы через диск винта.
Самолет F.B.9, прозванный
"вооруженным городским автобусом", отличался от своего предшественника только
формой и размахом крыльев, а также конструкцией шасси. Кроме того, на самолете
отсутствовали обычные в то время противокапотажные полозья, выдвинутые далеко
вперед. Горизонтальный стабилизатор находился над рулем направления, F.B.9 стал
последним самолетом фирмы "Виккерс" с подобным хвостовым оперением. Самолет
выпускался в Крейфорде и Вейбридже, а также по лицензии фирмой "Даррак Ко" в
Париже. Фирма "Виккерс" построила только 95 машин, а "Даррак" - 24.
Самолеты F.B.9 вместе с другими
английскими "толкачами" того времени (F.E.2b, DH.2, F.E.8) представляли собой
основную добычу немецких истребителей в 1915 и 1916 годах. Самолеты состояли на
вооружении пяти эскадрилий (2, 5, 7, 11 и 16) на Западном фронте. Самолеты F.B.9
имелись и в некоторых французских эскадрильях. Вместе со старыми F.B.5 они
участвовали в битве на Сомме. На самолете № 7828 экипаж лейтенант Моррис и
наблюдатель сержант Гловер одержали 1 июля 1916 года подтвержденную победу. Но
большинство самолетов этого типа попало в учебные части и летные школы,
поскольку отличались устойчивостью в воздухе и прощали даже грубые ошибки
пилотирования. Самолеты также использовали в школах авиастрелков, тогда кабина
наблюдателя оснащалась турелью типа "Скарф". Учебные самолеты оборудовались
дублирующим комплектом рулевых устройств. Последние самолеты F.B.9 сняли с
фронта в конце 1917 года, в учебных частях и школах самолет применялся до конца
войны. Конструкция.
Самолет F.B.9 представлял собой двухместный биплан деревянной конструкции.
Фюзеляжная гондола деревянная, обшитая материей и фанерой. В передней кабине
было место наблюдателя. Кабина оснащалась пулеметом, имевшим неограниченный
сектор обстрела в передней полусфере. В задней кабине занимал место пилот.
Хвостовую часть фюзеляжа составляли
две рамы из стальных трубок с двумя парами вертикальных стоек из еловой
древесины. Спереди рамы крепились к задним лонжеронам крыльев, а сзади сходились
к хвостовому оперению. Горизонтальный стабилизатор большой площади, деревянный,
обшитый материей, уложен на решетку хвостовой части фюзеляжа. Киль с рулем
направления также деревянные, обшитые материей. Хвостовой костыль деревянный с
резиновым амортизатором.
Крылья деревянные, из двух частей,
двухлонжеронные, обшитые материей, одинакового размаха и ширине, прямоугольные с
возвышением 2 гр. Элероны на обоих крыльях. Нижнее крыло оснащено дугами,
предохраняющими крыло от ударов о землю. Шасси из стальных трубок,
профилированных деревянными накладками, общей осью и резиновым амортизатором. У
некоторых самолетов днище защищалось броней, а шасси отличались усиленной
конструкцией с масляным амортизатором.
Двигатель - ротационный "Гном
Моносупап" мощностью 73 кВт или "Ле-Рон" мощностью 81 кВт. Винт - толкающий,
деревянный, двухлопастный. Бензобак в верхней части фюзеляжа за головой пилота.
Вооружение - один подвижный 7,7-мм
пулемет "Льюис" в передней кабине. .
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
F.B.9 |
Размах крыла, м |
10.28 |
Длина, м |
8.66 |
Высота, м |
3.28 |
Площадь крыла, м2 |
32.70 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
478 |
нормальная взлетная |
865 |
Тип двигателя |
1 ПД Gnome Monosoupape |
Мощность, л.с. |
1 х 100 |
Максимальная скорость , км/ч |
132 |
Крейсерская скорость , км/ч |
121 |
Практическая дальность, км |
320 |
Практический потолок, м |
3100 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
один 7.7-мм пулемет на поворотном круге Lewis или Vickers |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2022
|