Этот самолет спроектировал Гоффри де Хевиленд на фирме "Ройял Эйркрафт
Фактори" ("РАФ") в конце 1913 года. Первые облеты прототипа состоялись в марте
1915 года. Аббревиатура F.E. обозначала "Fighter Experimental"
(экспериментальный истребитель, хотя первоначально была другая расшифровка -
Farman Experimental). Это была типичная многоцелевая этажерка первого
периода войны: истребитель, бомбардировщик и разведчик "в одном флаконе".
F.E.2 предшествовал модели В.Е.12 и представлял собой попытку
решения проблемы переднего ведения огня
до того, как был изобретен синхронизатор.
Он имел конфигурацию биплана и
двухместную гондолу фюзеляжа, силовая
установка находилась в задней части и
вращала толкающий винт. Пилот находился
в задней кабине, а в передней сидел
наблюдатель-стрелок, имевший сектор
обстрела более 180 град.
Первым вариантом
являлся самолет F.E.2a, оснащенный
двигателем Green мощностью 100 л.с.,
но его разочаровывающие летные
характеристики привели к тому, что на
модели F.E.2b был установлен более мощный
двигатель Beardmore мощностью 160 л.с.
Хоть F.E.2b был довольно большим и тяжелым самолетом, он успешно
противостоял "Фоккерам". Лучший ас кайзеровской авиации первого периода
войны Макс Иммельман погиб 18 июня 1916 года над Ленсом в бою с F.E. 2b
из 25-й эскадрильи. Сбил Иммельмана экипаж в составе пилота Дж.П.
Маккаббина и наблюдателя Дж.Х. Уоллера. Прочность конструкции F.E.2b
была наглядно продемонстрирована 2 января 1917 года, когда сержант Т.
Моттерсхед спикировал с горящим двигателем с высоты 2000 м и у земли
выровнял машину. Потоком воздуха сбило пламя, и сержант совершил
вынужденную посадку. Моттерсхед получил травмы при посадке, но спас
жизнь своему раненному наблюдателю. За этот поступок Моттерсхед был
представлен к кресту Виктории - единственный унтер-офицер армейской
авиации. 5 июня 1917 года семь F.E.2d были атакованы пятнадцатью
"Альбатросами D.III". В разгоревшемся бою погиб немецкий командир ас с
30 победами Карл Шефер. 6 июля 1917 года лейтенант А.Э. Вудбридж,
наблюдатель самолета F.E.2b, пилотированного капитаном Д.Э. Каннеллом,
сбил из пулемета "Альбатрос D.III" Манфреда фон Рихтгофена, ранив
немецкого аса в голову.
Самолеты F.E.2b выпускались до 12 мая 1916 года серией в 85 машин. Первые 12
самолетов получили двигатели "Грин" мощностью 74 кВт. Последующие самолеты
оснащались рядными 6-цилиндровыми двигателями "Бердмор" мощностью 88 кВт, а
затем и 118 кВт. Самолет имел сложное шасси с выдвинутым вперед роликом,
предохраняющим машину от капотажа. Однако такое шасси вызывало большое
аэродинамическое сопротивление.
F.E.2 - первый английский
самолет воздушного боя. Несмотря на архаичную даже для тех времен
конструкцию и низкие летные данные, он широко применялся на западном
фронте до осени 1917 года. При этом большинство машин входило в
разведывательные и бомбардировочные дивизионы в качестве истребителей
сопровождения. В дальнейшем F.E.2b и F.E.2d использовались в качестве
ночных истребителей ПВО, однако из-за недостаточной скороподъемности
весной 1918 года были переквалифицированы в ночные бомбардировщики. К
концу войны на вооружении еще состояло более 500 машин этого типа.
В начале 1916 года приступили к выпуску самолета F.E.2d с упрощенным шасси и
более мощным двигателем. Это был 12-цилиндровый V-образный "Роллс-Ройс Игл I"
мощностью 184 кВт. Двигатель агрегатировался с четырехлопастным винтом.
Последующие серии получали двигатели Роллс-Ройс "Игл II" (165 кВт), "Игл III"
(209 кВт), "Игл IV" (237 кВт). Винты обычно двухлопастные, деревянные. Самолеты
F.E.2d также выпускались фирмой "Бултон & Пол" в Норвиче, где построили 270
машин.
Первые 12 F.E.2d 1 июля 1916 года получила в качестве пополнения 20-я
эскадрилья, летавшая на F.E.2b. 16 декабря 1916 года во Францию прибыла 57-я
эскадрилья, также оснащенная F.E.2d. Самолеты эскадрильи выполняли различные
задачи, в том числе фоторазведку. Фотокамеру устанавливали на левом борту кабины
наблюдателя. Самолеты также наносили дневные и ночные бомбовые удары, беря
четыре 11-кг бомбы на держатели под фюзеляжем. Вскоре на фронте появились еще
две эскадрильи: 20-я и 25-я. Всего на Западном фронте действовало 116 самолетов
F.E.2d, но к концу 1917 года их заменили самолетами "Эйрко DH.4" и "Бристоль
F2B". Авиация ПВО Великобритании располагала тремя эскадрильями (33, 36 и 78) на
F.E.2d. До конца войны оставалось 40 самолетов, находившихся в составе учебных
частей.
Были также построены два
самолета F.E.2c. В них пилот сидел впереди, а наблюдатель сзади, и этот
самолет предназначался и использовался для полетов ночью. Обозначение
F.E.2d было дано варианту, который имел похожий планер, но с двигателем Rolls-Royce мощностью 250 л.с. (названным позднее
Eagle);
он обеспечивал значительно лучшие
скороподъемность и практический
потолок. Обозначения F.E.2e, F.E.2f, F.E.2g и F.E.2h были даны
экспериментальным самолетам с различными двигателями. Всего изготовили 1939 самолетов всех модификаций.
Конструкция
Самолет F.E.2b (2d) представлял собой двухместный биплан деревянной
конструкции. Фюзеляжная гондола частично обшита фанерой, частично материей.
Место наблюдателя находилось впереди и оснащалось двумя пулеметами "Льюис". Оба
пулемета установлены подвижно. Один направлен вперед, а другой, на высокой
стойке, назад. Для обслуживания заднего пулемета наблюдателю приходилось
вставать в полный рост. На F.E.2d остался только один пулемет, направленный
вперед.
Хвостовую часть самолета образовывали две деревянные решетки с тремя
вертикальными стойками и растяжками из стальной проволоки. Спереди решетки
крепились к задним лонжеронам крыльев, а сзади соединялись у хвостового
оперения. Хвостовое оперение деревянное, обшитое материей, с характерным
треугольным килем и большим плавающим рулем направления.
Крылья из трех частей, двухлонжеронные, одинакового размаха и возвышения (3
гр), обшитые материей. Элероны на обоих крыльях. Шасси трехколесное (F.E.2b) или
двухколесное (F.E.2d) с масляным и резиновым амортизаторами. Рядный двигатель
установлен в задней части фюзеляжной гондолы, винт толкающий двухлопастный
деревянный. Радиаторы установлены по бортам фюзеляжа (F.E.2b) или за сиденьем
пилота (F.E.2d).