Последний принятый на вооружение в годы Первой мировой войны истребитель
фирмы "Фоккер" был спроектирован по довольно редкой аэродинамической схеме
моноплана-парасоля. Возможно, тут отразилось влияние появившегося на западном
фронте в начале 1918 г. французского истребителя-парасоля "Моран-Солнье" AI.
Самолет имел смешанную конструкцию. "Фоккер" E.V имел свободнонесущее деревянное
крыло трапециевидной формы и довольно толстого профиля с фанерной работающей
обшивкой, что было также не типично для тогдашних аэропланов. Крыло крепилось к
фюзеляжу при помощи стоек, сделанных из стальных труб. Силовая установка (Оберурсель
Ur.II), фюзеляж и горизонтальное оперение сварные из стальных труб с полотняной
обшивкой, аналогичны "Фоккеру" D.VI, а вертикальное - такое же, кaк у D.VII. У
некоторых экземпляров в обтекателе колесной оси были сделаны топливный и
масляный баки. Вооружение - два синхронных LMG 08/15. Автор проекта - главный
конструктор фирмы Фоккер Флюгцойгверк ГмБХ Рейнольд Платц.
Прототип истребителя под заводским обозначением V.26 в конце мая - начале июня
1918 г. принимал участие во втором истребительном конкурсе в Адлерсхофе, где
показал неплохие результаты, однако самолет конкурирующей фирмы - "Сименс-Шуккерт"
D.IV значительно превосходил его в высотности и скороподъемности.
Зато новый "Фоккер" оказался гораздо проще и дешевле в производстве. Для
истощенной долгой войной и испытывавшей нарастающий дефицит ресурсов Германии
это было немаловажно. Поэтому Антони Фоккеру удалось получить заказ на 200
экземпляров своего истребителя, за которым вскоре последовали заказы еще на 135
самолетов.
С 3 июля началось серийное производство, а в начале августа первые "фоккеры" E.V
поступили на фронт. Сперва они были хорошо приняты пилотами, но уже 24 августа,
после нескольких катастроф, вызванных разрушением крыла в полете из-за
некачественных материалов и плохой сборки, E.V вывели из эксплуатации и вернули
на завод для доработок. В сентябре на все машины установили усиленные крылья и
24 сентября возобновили серийный выпуск под новым обозначением "Фоккер"
D.VIII
(к тому времени немцы стали присваивать всем своим истребителям буквенный индекс
"D"), однако на фронт он уже не попал.
Всего было построено 289 экземпляров E.V и D.VIII, причем 53 из них уже после
окончания боевых действий, 80 из них поступили в эскадрильи. В боях они
практически не участвовали: документально зафиксирована только одна победа.
По окончании войны 20 машин Фоккер вывез в Голландию, где они состояли на
вооружении до середины 20-х годов. Восемь истребителей досталось полякам на
захваченных ими немецких военных складах. Эти самолеты применялись в 1919 году в
боях с украинской армией под Львовом, в советско-польской войне, а один из них
летом 1920 г. стал трофеем Красной армии. Между тем, большинство переживших
войну "фоккеров" D.VIII было уничтожено в соответствии с условиями Версальского
мирного договора.
Конструкция
Это был одномоторный одноместный высокоплан смешанной конструкции. Фюзеляж
сварен из стальных труб. Борта выпуклые от двигателя до кабины, дальше плоские.
Верхняя сторона фюзеляжа выпуклая, с фанерной обшивкой. Борта и днище обшиты
материей. Капот двигателя металлический.
Крыло свободнонесущее, неделимое,
деревянное, двухлонжеронное, обшивка фанерная. Элероны без компенсации.
Шасси с
двумя стойками, общей осью, закрытой профильным крылом. Амортизация колес и
хвостового костыля резиновая.
На серийный самолет ставили двигатель "Оберрусель
Ur.II" мощностью 81 кВт. Винт деревянный, двухлопастный.
Вооружение - два
пулемета "Шпандау 08/15" калибра 7,92 мм, боекомплект 500 выстрелов на ствол.