История создания Fokker Dr.I "Dreidecker" началась, когда Энтони
Фоккер в очередной раз приехал на фронт, чтобы поговорить с пилотами о
недостатках и достоинствах своих самолетов и машин конкурентов. Он был
единственным фабрикантом, производившим самолеты, который лично общался с
фронтовыми пилотами, и был известен у летчиков-истребителей тем, что
выслушивал их пожелания и выполнял взятые на себя обязательства. В конце
апреля 1917 года Фоккер посетил 11-ю эскадрилью (Jasta 11) и встретился с
Манфредом фон Рихтгофеном. Во время беседы знаменитый ас рассказал о том,
что недавно - 20 апреля, он провел несколько учебных боев на своем "Альбатросе"
(Albatross D.III), и соперничающий с ним пилот на трофейном триплане "Сопвич"
(Sopwith Triplane), не дал ему ни малейшего шанса, ни в атаке, ни в маневре.
Он также говорил о необходимости, как можно скорее получить в армии самолет,
эффективно противостоящий британским истребителям. После беседы Рихтгофен
пригласил Фоккера осмотреть Sopwith Triplane, и показал ему учебный бой "Сопвича"
с "Альбатросом".
Фоккер,
всего за полтора месяца обдумал предложение Рихтгофена, и уже 13 июня, он
выдал задание Рейнхольду Плацу, главе бюро по производству прототипов,
переделать в триплан, строившийся образец биплана, по заказу
Австро-венгерской армии. Переделка в триплан началась еще на стадии
строительства биплана. Этот самолет имел обозначение D.VI (не путать с
военным обозначением истребителя D.VI для германской армии) и заводской
номер 1661 (WN 1661, WN - werke numer). Причина такого внезапного решения
Фоккера, по всей видимости, кроется в том, что в это время Техническое
ведомство германской армии (Idflieg), ведавшее заказом новых самолетов,
заключило договоры с авиапредприятиями "Сименс-Шукерт" (Siemens Shuckert) и "Пфальц" (Pfalz) и профинансировало проектирование трипланов и постройку
трех опытных образцов для испытаний.
К
этому времени предприятие Фоккера из-за нехватки в Германии мощных моторов
для своих самолетов потеряло военные заказы на истребители. На вооружении
германской армии стояли истребители "Альбатрос" типа D с мощными 160-и
сильными моторами "Мерседес", превосходившими самолеты Фоккера. Компания "Альбатрос",
благодаря своим, связям в военном ведомстве,
получила приоритет в поставке двигателей "Мерседес", которых производилось
ограниченное количество. И Фоккер, как ни старался не смог получить их, и он
вынужден был ставить на новые самолеты маломощные моторы "Оберурсел" (Oberursel),
а завод, производивший эти двигатели, находился под его контролем.
В
конце июня 1917 года Fokker D.VI (1661) еще проходил испытания, при которых
выяснялись технические характеристики. Это подтверждается донесением
британской разведки, датированным 2-м июля. В нем приводятся некоторые
технические подробности. В частности - среднее и нижнее крылья имеют
одинаковый размах, хорда крыла 980 мм, и то, что элероны и рули
стабилизатора не имеют балансиров. Однако, 2 июля D.VI (1661) уже находился
в стадии переделки. На триплане установили новые крылья - размах крыльев
равномерно возрастал от нижнего крыла к верхнему, для усиления трипланной
коробки лонжерон каждого крыла, ближе к законцовкам, соединили подкосами.
Элероны и рули стабилизатора получили балансировку, при этом балансиры
элеронов выступали за размах крыла и стабилизатора. На самолет так же
установили вооружение - два пулемета и все оборудование к ним.
Еще до
того как D.VI (1661) был готов, Техническое ведомство германской армии
узнало об испытаниях и проявило к нему интерес, предложив профинансировать
этот проект. Лейтенант Вернер Фосс - ас и друг Антони Фоккера, побывал на
его заводе в Шверине, и учавствовал в испытаниях D.VI (1661). Вполне
возможно, что его мнение о самолете, повлияло на предпринятые меры по
модификации D.VI (1661). Фосс считал, что летные качества машины по
маневренности и скороподъемности отличные, но беспокоился, что после
оснащения триплана для фронта возрастет взлетный вес, а летные качества
ухудшатся. Fokker D.VI (1661) был отправлен в Матиасфольд (Matyasfold) в
Венгрию на Общественный венгерский машиностроительный завод (Magyar
Altalanos Gepgyar). Фоккер, являлся крупным держателем акций этого завода и
имел договор с ним о лицензированной постройке своих самолетов в
Австро-Венгрии. Потом самолет перелетел на аэродром Технического ведомства
Австро-венгерской армии в Гегенштук (Gegenstuck) для испытаний. Но Фоккер не
ожидал заказов, и 5 июля 1917 года на заводе в Шверине начинает постройку
следующего триплана, который получил тоже обозначение - D.VI и заводской
номер 1697 (позднее - войсковой номер 101/17). Так как, Техническое
ведомство германской армии оплатило строительство трех образцов, и согласно
его политике заказов, Фоккер обязан был построить две модификации - одну с
ротативным мотором воздушного охлаждения, другую с рядным мотором водяного
охлаждения.
7 июля
он выдает задание проектному бюро на постройку модификации D.VI с двигателем
"Мерседес" (Mercedes D III) мощностью 160 л.с. Эта модификация получила
обозначение D.VII и заводской номер 1698. Самолет оказался очень тяжелым -
взлетный вес 880 кг. Несколько модернизаций и короткие последующие
испытания, так и не смогли улучшить неважные летные характеристики D.VII
(1698). После того, как D.VI (1697) успешно прошел заводские испытания,
Фоккер получил сообщение от Технического ведомства о том, что испытания
начнутся очень скоро, и ему нужно, помимо D.VI (1697) подготовить еще два
триплана. Сообщалось, также, что триплан под номером 1697 должен пройти
статические испытания - нагрузкой до полного разрушения. Два последующих -
войсковые испытания на фронте. 11 июля началась постройка двух следующих "Дрейдеккеров" с заводскими номерами 1729 и 1730 (в последствии F.I 102/17 и
F.I 103/17). В официальных производственных документах Фоккера оба эти
триплана обозначены, как прототипы V.4. Старые обозначения прототипов "М"
прекратили использовать с конца 1916 года, после выпуска прототипа М 22
(войсковое обозначение D.V). Новые прототипы получили обозначение "D", но
оно уже присваивалось поставляемым в войска истребителям бипланам. Поэтому,
в преддверии подготовки триплана к серийному производству, на совещании у
Фоккера ввели новое обозначения "V" для прототипов. Задним числом три
предыдущие конструкции получили обозначение V.I - V.3, а триплан D.VI (1661)
- Fokker V.4.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Fokker V.4 |
Размах крыла, м |
6.21 |
Длина, м |
5.75 |
Высота, м |
2.95 |
Площадь крыла, м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого самолета |
346 |
нормальная взлетная |
528 |
Тип двигателя |
1 ПД Oberursel Ur II |
Мощность, л.с. |
1 х 110 |
Максимальная скорость , км/ч |
200 |
Крейсерская скорость , км/ч |
165 |
Продолжительность полета, ч.мин |
|
Скороподъемность, м/мин |
500 |
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
2 неподвижных направленных вперед 7.92-мм пулемета LMG 08/15 Spandau |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2018
|