Немецкий берег Боденского озера со временем стал важным местом для
новаторской деятельности в области авиации. Речь идет не только о графе
Цеппелине, основавшем свое первое акционерное общество по строительству
дирижаблей. То, что берега Боденского озера имеют большое значение в истории
авиации свидетельствует тот факт, что в годы Первой Мировой войны там находилась
компания Клаудиуса Дорнье, который после подписания Перемирия и вступления в
силу Версальского договора перевел ее в Альтенрайн (Altenrhein) на швейцарский
берег.
В 1912 году в пригороде Фридериксхафена Манцелле (Manzell) группа акционеров
приняла дальнейшие меры по расширению бизнеса и открыла филиал Flugzeugbau
Friedrichshafen G.m.b.H., задачей которого стали разработка и серийное
производство летательных аппаратов тяжелее воздуха. Поскольку водная поверхность
в пределах досягаемости, то в первую очередь это должны были быть поплавковые
гидросамолеты и летающие лодки.
Еще до войны на одной из первых машин данной компании швейцарец Гзель (Gsell) с
противоположного берега озера установил мировой рекорд продолжительности полета
с пассажиром на борту.
Вскоре после организации авиастроительной компании Friedrichshafen ее главным
конструктором стал доктор-инженер Роланд Эйзенлор (Dr.-Ing. Roland Eisenlohr). Во время войны мощностей в Манцелле было уже недостаточно и поэтому
производство морских самолетов было переведено на балтийское побережье в
Варнемюнде (Warnemünde).
В годы Первой Мировой войны в Манцелле компанией Flugzeugbau Friedrichshafen
строились не только морские самолеты: по лицензии компаний Hanseatische
Flugzeug-Werke и Daimler Motoren-Gesellschaft изготавливались крупные
двухмоторные бомбардировщики G.I – G.IV.
В 1916 году Роланд Эйзенлор спроектировал одноместный истребитель-биплан,
получивший внутрифирменной обозначение FF.46 и в какой-то мере являвшийся
развитием созданного в июне того же года поплавкового истребителя FF.43 . В
сентябре 1916 года компанией Friedrichshafen проект истребителя был отправлен
для согласования в Инспекцию военной авиации (Idflieg - Inspektion der
Fliegertruppen), которая помимо прочего отвечала за выбор и приобретение новых
самолетов и вооружения. В это время Idflieg планировала в ближайшее время
провести конкурс на одноместный истребитель, который должен был заменить машины
устаревших типов, например Albatros D.II.
Инспекция военной авиации одобрила проект компании Friedrichshafen и выдала
заказ на постройку трех прототипов, получивших заводские номера с 2404/17 по
2406/17. В феврале 1917 года машины должны были быть доставлены на аэродром
Адлерсхоф для проведения тщательных сравнительных испытаний, регулярно
проводившихся там экспертами инспекции.
Первый прототип опытного истребителя FF.46 (зав.н. 2404/17) был готов к концу
апреля 1917 года и после кратких заводских испытаний в Манцелле был отправлен в
Idflieg. Эксперты (и пилот) инспекции обнаружили, что FF.46 в сравнении со своим
конкурентом Albatros D.III не имеет никаких преимуществ и по многим параметрам
даже отстает. Кроме того, компания-производитель не уложилась в сроки поставки.
Из-за плохого обзора вперед и по бокам на втором прототипе опытного истребителя
FF.46 (зав.н. 2405/17) вертикальные стойки, соединявшие центроплан верхнего
крыла и фюзеляж, были заменены V-образными. Однако это не помогло, и машина была
окончательно отклонена. Больше в Адлерсхоф второй прототип FF.46 не направлялся.
Производство третьего заказанного прототипа не было завершено. В случае, если бы
опытный истребитель FF.46 успешно прошел испытания, то он бы в Fliegertruppen
получил бы обозначение "Friedrichshafen D.I". В том же 1917 году в Манцелле был
изготовлен прототип квадроплана FF.54, но этот самолет также не пошел в серию и
не стал истребителем "Friedrichshafen D.II".
Техническое описание.
Опытный истребитель FF.46 имел классическую для тех лет цельнодеревянную
конструкцию планера, разработанную Эйзенлором и применявшуюся в большинстве
созданных в Манцелле самолетов.
Силовой набор фюзеляжа состоял из деревянных лонжеронов и шпангоутов, соединения
между которыми были усилены диагональными связями из армированной стальной
проволоки. В задней части фюзеляжа позади кабины пилота была добавлена округлая
конструкция с переходом в подголовник. В передней части фюзеляжа были добавлены
вспомогательные шпангоуты, формировавшие более обтекаемое поперечное сечение.
Обшивка фюзеляжа была смешанной: двигатель покрывался алюминиевыми листами, в
передней части вспомогательные шпангоуты покрывались фанерой, а в задней части
использовалось полотно.
Двухлонжеронные крылья имели умеренную стреловидность; элероны устанавливались
только на верхнем крыле. Установленное над фюзеляжем верхнее крыло имело узкий
центроплан, в котором был размещен радиатор системы охлаждения двигателя.
Верхнее крыло соединялось с фюзеляжем при помощи двух пар стоек. Консоли
имевшего меньший размах нижнего крыла крепились непосредственно к нижним
лонжеронам фюзеляжа. Крылья имели полотняную обшивку. Между собой крылья
соединялись при помощи двух пар межкрыльевых стоек и системы проволочных
расчалок. Стойки, в том числе и опоры шасси, были изготовлены из профилированных
стальных труб. Элероны имели обычную для немецких самолетов тех лет конструкцию:
силовой набор из сварных стальных тонкостенных труб разного диаметра.
В соответствии с требованиями Idflieg в качестве силовой установки на прототипах
FF.46 использовался шестицилиндровый рядный двигатель водяного охлаждения
Mercedes D.III, развивавший мощность 160 л.с. (116 кВт) и вращавший
двухлопастный деревянный винт.
Вооружение самолета должно было быть стандартным и состоять из двух
синхронизированных 7,92-мм пулеметов LMG 08/15, стрелявших вперед и
обслуживавшихся пилотом (казенные части должны быть в пределах досягаемости).
Несмотря на то, что в конструкции самолета было предусмотрено место для
размещения вооружения, пулеметы на изготовленные прототипы не устанавливались.
Вооружение на самолетах должно было появиться в Адлерсхофе перед стрелковыми
испытаниями; устанавливать пулеметы должны были техники аэродрома.
(c) alternathistory.org.ua