Компания "Мартинсайд Лимитед" была образована в 1912 г. пионерами британской
авиации Мартином и Хэндэсайдом. Конструктором в ней работал инженер А. Флетчер.
Во время войны фирма серийно выпускала довольно удачные самолеты-разведчики.
Мартинсайд
G.100 разработан в середине 1915 года как эскортный истребитель
дальнего радиуса действия. Это первый в Великобритании одноместный самолет
подобного назначения. К нему предъявлялось требование - обеспечить
продолжительность полета не менее пяти часов, что обусловило большой запас
горючего, а соответственно - солидный взлетный вес и размеры машины. За свои
габариты G.100 получил прозвище "Элефант" ("Слон").
Первый полет прототипа с двигателем "Бердмор" в 120 л.с. состоялся в сентябре
того же года. Вскоре машину запустили в серийное производство. Поскольку
синхронизаторов еще не существовало, курсовой пулемет "Льюис" на "Элефанте" был
установлен над верхним крылом для стрельбы поверх диска винта. На некоторых
экземплярах монтировали и второй "Льюис" на подвижной шкворневой установке по
левому борту. Из него летчик теоретически мог отстреливаться от вражеских
истребителей, атакующих сзади. Однако обслуживание этого пулемета было крайне
сложным, а прицеливание из него - практически невозможным, поэтому в частях его
обычно снимали, заодно облегчая тем самым машину. Впоследствии над двигателем
устанавливались два пулемета "Виккерс" с синхронизатором Константинеско.
"Элефанты" начали поступать в войска в первые месяцы 1916 г. По два - три таких
истребителя придавали разведывательным дивизионам, состоявшим из двухместных
невооруженных аэропланов. Первый истребительный дивизион, целиком
укомплектованный "мартинсайдами", был сформирован в феврале и 1 марта прибыл на
Западный фронт.
Самолет G.100 был легче и маневреннее D.H.4/9, а потому был популярен среди
летчиков. Самолет отличался простотой управления и хорошей устойчивостью по всем
трем осям, однако мощность 120-сильного двигателя была явно недостаточна для
обеспечения сколь-нибудь приемлемых для одноместного истребителя скоростных и
пилотажных характеристик.
"Элефант" оказался слишком медлителен и неповоротлив, чтобы вести маневренные
воздушные бои с современными ему немецкими истребителями. Положение усугублялось
неважным обзором вперед-вверх, а также малым боекомплектом и большой сложностью
перезарядки надкрыльевого пулемета в полете.
Всего в 1916-1917 годах выпустили более 100 G. 100. Эти аэропланы
состояли на вооружении пяти боевых дивизионов RFC во Франции, трех - в
Месопотамии, двух - в Палестине и шести учебных - в Великобритании.
В августе 1918 года, после падения бакинской коммуны два "элефанта" с экипажами
доставили в Баку, откуда они летали на разведку турецких позиций в Азербайджане
вплоть до эвакуации английского гарнизона из города.
По конструкции G.100 представлял собой деревянный двухстоечный биплан. Обшивка в
основном полотняная и частично фанерная (за двигателем). Двигатель закрывался
алюминиевым капотом. На серийных машинах устанавливались двигатели H-S 8Fb, L-D
8Bb, RR "Фэлкон III".