В конце 1915 года КБ фирмы "Хальберштадт Флюгцойгверк" под руководством
инженера Карла Тайца разработало на базе двухместного разведчика Хальберштадт
B.II первый в мире одноместный истребитель с двигателем жидкостного охлаждения.
Его появление было продиктовано необходимостью замены на фронте Фоккера ЕIII,
который уже не мог достойно противостоять французским "ньюпорам".
Цельнодеревянный двухстоечный биплан с полотняной обшивкой, типичный для своего
времени, получил обозначение "Хальберштадт" D.I. Он был оснащен рядным
шестицилиндровым мотором "Мерседес" D-I мощностью 100 л.с. и вооружен синхронным
пулеметом LMG 08.
В феврале 1916 г. машина была облетана, и оказалось, что ее характеристики не
могут обеспечить превосходство над истребителями Антанты. Была сделана попытка
исправить положение: на самолет, получивший обозначение D.Iа, установили
двигатель Аргус As.II (120 л. с.) с радиатором автомобильного типа. Однако и эта
модификация оказалась неудачной.
Тем не менее работы над самолетом были продолжены и через несколько месяцев
совершил первый полет Хальберштадт D.II, оснащенный двигателем Мерседес D.II.
Лобовой радиатор был заменен на крыльевые. Самолет получился маневренным, но
имел относительно невысокую скорость и слабую конструкцию силовых узлов.
Выхлопной коллектор двигателя вначале был проложен по правому борту и
заканчивался за кабиной пилота, но позже был выведен за верхнее крыло.
21 марта 1916 года истребитель приняли на вооружение и запустили в серийное
производство. Уже в июне 1916 г. серийные машины стали поступать на вооружение
частей первой линии. Они применялись главным образом в качестве истребителей
сопровождения для двухместных разведчиков и ближних бомбардировщиков, но
встречались и в "целевых" истребительных частях. Фронтовые летчики дали самолету
положительную оценку, поскольку ее летные данные были лучше, чем у монопланов "Фоккер"
и "Пфальц", составлявших на тот момент основу германской истребительной авиации.
Особо отмечалась выдающаяся, в сравнении с "Фоккером", маневренность и быстрая
реакция на рули, легкость управления и хороший обзор из кабины пилота, но
опасались достигать в бою предельных летных параметров. Кроме того, "Хальберштадт"
отличался высокой прочностью конструкции, позволявшей ему развивать большую
скорость на пикировании. Однако, из-за относительно слабой энерговооруженности,
он уступал почти по всем параметрам новым истребителям Антанты, появившимся на
фронте в конце 1916-начале 1917 годов. А появившийся вскоре "Альбатрос" сразу
перевел "Хальберштадт" в разряд устаревших. В конце 1916 г. стало окончательно
ясно, что Хальберштадт D.II не оправдал надежд. В строевых частях его заменили
новым Альбатросом D.III и перевели на менее ответственные участки боевых действий
- в Палестину, Македонию и Месопотамию, где они воевали до полного физического
износа. Наибольшее число "хальберштадтов" на западном фронте (порядка 100 штук)
отмечалось в январе 1917г., после чего их количество быстро пошло на убыль.
Гораздо дольше - примерно до лета 1918 года - эти истребители продержались в
боевых частях на второстепенных фронтах - в Македонии и на Ближнем Востоке, где
численность и активность союзной авиации была гораздо более низкой. Отдельные
экземпляры этого самолета встречались на фронтах еще в конце 1917г.
В ходе серийного производства основной модели Хальберштадт D.II конструкторы
постоянно пытались улучшить машину. В рамках этой работы была создана
модификация D.III, отличавшаяся двигателем Аргус As.II (120 л. с) и
незначительными конструктивными усовершенствованиями, включая увеличенные
элероны и вертикальные стойки кабана верхнего крыла.
Модификация D IV оснащалась двигателем Бенц Bz.III (150 л. с.) и двумя
синхронными пулеметами. Бипланная коробка одностоечная. Характеристики заметно
повысились, но из-за нехватки моторов эта машина была построена всего в
нескольких экземплярах. Небольшое количество таких самолетов было поставлено в
Турцию, но летали на них немецкие пилоты.
Производственные мощности "Хальберштадт Флюгцойгверке" были незначительными,
поэтому к выпуску самолетов были подключены фирмы "Ганноверше" и "Авиатик".
Выпуск "хальберштадтов" продолжался до весны 1917 года, после чего их сняли с
производства из-за того, что по своим летным характеристикам они значительно
уступали "альбатросам". Всего построено 96 экземпляров D.II, 54 D.III и 90 D.V.
33 "пятерки" в том же году были переданы Турции. Также турки получили несколько
экземпляров D.II.
Конструкция
"Гальберштадт D.II" представлял собой одноместный одномоторный биплан
смешанной конструкции. Фюзеляж образован деревянной фермой, борта вертикальные,
верхняя сторона профилирована. Передняя часть фюзеляжа обшита алюминиевым листом
и фанерой, остальная обшивка матерчатая.
Крылья двухлонжеронные, деревянные,
обшиты материей. Верхнее крыло состоит из трех частей, нижнее крыло - из двух
частей. Элероны только на верхнем крыле, изготовлены из стальных трубок и
обтянуты материей. Крылья с двумя парами распорок. Верхнее крыло заметно смещено
вперед относительно нижнего, поэтому распорки наклонены вперед. Распорки из
стальных трубок, имеющих каплевидное сечение. Хвостовое оперение плавающее,
плоское, выполнено из стальных трубок, обтянутых материей.
Шасси с двумя
стойками из трубок каплевидного сечения с общей осью и резиновым амортизатором.
Двигатель - рядный, 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения "Мерседес D.II"
мощностью 88 кВт. Винт двухлопастный деревянный фирмы "Гаруда". Радиатор плоский
типа "Тевес-унд-Браун", установлен справа на фюзеляже под верхним крылом.
Главный бензобак находится в фюзеляже рядом с двигателем.
Вооружение - один
7,92-мм пулемет "Шпандау 08/15", установленный на правом борту в пределах
досягаемости рук пилота и стреляющий через диск винта при помощи синхронизатора.