Свой третий проект истребителя компания Ilmailuvoimien
lentokonetehdas (IVL, ставшяя поздее VL - Valtion lentokonetehdas) начала разрабатывать в конце 1926 года. Руководил созданием машины
инженер Курт Бергер (Kurt Berger). С третье попытки руководство IVL смогло договорится о приобретении в
Великобритании современных двигателей, ставших основой этого проекта.
Первый вариант истребителя IVL D.26 Haukka (Ястреб) был
закончен к весне 1927 года, а первый полет состоялся 17 марта. Это был одноместный одностоечный биплан, оснащенный британским двигателем Bristol
Jupiter IV (лицензионная копия французского Gnome et Rhône 9Ac Jupiter) мощностью 414 л.с. (309 кВт).
D.26 Haukka (HA-39) принял участие в сравнительных испытаниях с английским Gloster
Gamecock. По результатам конкурса оказалось, что летные характеристики и маневренность у истребителей вполне сравнимы, но у финской машины оказался
плохой обзор из кабины.
Для решения проблемы с обзором Курт Бергер переделал конструкцию
крыла и компания IVL получила новый контракт на изготовление двух прототипов истребителя D.27 Haukka II.
Обе машины (HA-40 и HA-41) были переданы военным для испытаний в начале 1928 года.
Несмотря на то, что Haukka II ничем не уступал "британцу",
заказ на серийный лицензионный выпуск 15 экземпляров для Военно-воздушных сил Финляндии (Ilmavoimat) достался Gamecock II. Оба D.27
так же поступили в летные части, где первый использовался до осени 1930, а второй до 1933 года.
Последний экземпляр Haukka (HA-41) был в последствии передан в
Музей Авиации.