Весной 1916 года главный конструктор немецкой фирмы "Ханза унд Бранденбургиш
Флюгцойгверк АГ" Эрнст Хейнкель спроектировал свой первый истребитель с
заводским обозначением "Ханза-Бранденбург" KD (KD - Kampf Doppeldecker - боевой
биплан). В апреле того же года самолет совершил первый полет.
Как и все предыдущие проекты Хейнкеля, эта машина отличалась оригинальностью
воплощенных в ней идей и нестандартным подходом к реализации некоторых
конструктивных узлов. Бипланные коробки практически всех самолетов того периода
имели большое количество подкрепляющих элементов в виде кабанов, дополнительных
стоек и расчалок, которые создавали значительное аэродинамическое сопротивление,
снижающее скорость летательных аппаратов. Хейнкель же применил перекрестные
Х-образные межкрыльевые стойки. Такое решение позволило объединить стойки и
расчалки в один конструктивный узел. Существенно аэродинамику это не улучшило,
но бипланная коробка получилась жесткой и прочной. Правда, такая система была
тяжелее, чем обычные стойки.
В остальном KD ничем не выделялся на фоне своих современников и представлял
собой цельнодеревянный биплан с фанерной обшивкой фюзеляжа и обтянутыми полотном
крыльями. На первых машинах отсутствовали киль и козырек кабины, но затем они
были установлены.
Самолет не приняли на вооружение в Германии, однако им заинтересовалось
австрийское авиационное командование. В австро-венгерских ВВС тогда еще не было
истребителей, а потребность в них уже возникла. В мае 1916-го австрийцы заказали
на фирме "Ханза-Бранденбург" постройку 20, а затем - еще 30 экземпляров KD с
моторами "Австро-Даймлер" мощностью 160л.с.
В австрийских ВВС самолет получил обозначение "Ханза-Бранденбург" D.I. Он
отличался от KD формой фюзеляжа с высоким закабинным гаргротом и наличием
вооружения, состоящего из несинхронного курсового пулемета "Шварцлозе",
установленного в обтекаемом деревянном футляре над верхним крылом (иногда
пулемет ставили открыто, без обтекателя).
Первые "ханза-бранденбурги" появились на итало-австрийском фронте в ноябре
1916года. Самолет оценивался весьма неоднозначно. С одной стороны, он обладал
хорошей скоростью, с другой - был неустойчив, довольно сложен в пилотировании и
имел тенденцию к срыву в штопор. Но, ничего лучшего австрийцы тогда не имели, а
потому им приходилось мириться с недостатками машины.
Серьезным недостатком аппарата было слабое вооружение. В Австрии не выпускались
синхронизаторы (говорят, и относились к ним с подозрением), поэтому оружие
пришлось устанавливать за диском винтя. Чтобы вынести 8-мм пулемет "Шварцлозе"
07/12 из площади, ометаемой воздушным винтом, было принято решение оборудовать
его на верхнем крыле в специальном обтекателе, в обиходе называемом "гробиком".
Этот способ ранее уже применялся на французских самолетах. Однако вынос пулемета
на верхнее крыло нельзя было считать удачным с точки зрения аэродинамики. Тем не
менее сопротивление "гробика" не оказывало серьезного влияния на и так
относительно невысокую скорость полета. Более существенным было то
обстоятельство, что такое расположение пулемета делало его недоступным для
пилота. А надежность пулеметов (особенно подача патронов) того времени была
низкой и летчику часто приходилось перезаряжать оружие. Пулемет "Шварцлозе"
обладал относительно низкой скорострельностью (около 400 выстрелов в минуту),
поэтому австрийцы серьезно занялись его модернизацией, и к середине 1916 г этот
показатель составлял уже до 600 выстрелов в минуту. Последние серийные самолеты
оснащались пулеметами калибра 7,92 мм, который был принят в качестве
стандартного в австро-венгерской авиации.
Осенью 1916 г. в Австро-Венгрии решили организовать собственное производство
истребителей Хейнкеля на заводе UFAG в Будапеште (филиал фирмы "Ханза-Бранденбург")
и на венской авиафирме "Феникс Флюгцойгверк" графа Кастальоне. Самолет фирмы
UFAG должен был быть оснащен рядным двигателем Австро-Даймлер тип 17 000 (160 л.
с), а "Феникс" - Австро-Даймлер тип 18000 (180 л. с). Выпуск истребителей в
Будапеште так и не начался. Зато на "Фениксе" удалось организовать производство
и вскоре из цехов этого завода начали выходить "ханза-бранденбурги", оснащенные
мощными 185-сильными двигателями. Помимо военного обозначения D.I, они имели
заводской индекс "серия 28" или Ва.28. С целью повышения путевой устойчивости и
управляемости для них разработали новое вертикальное оперение с килем и
увеличенным рулем поворота.
Самолеты "серии 28" начали поступать на итало-австрийский фронт в феврале
1917-го, а их серийный выпуск завершился в мае. Всего австрийцы построили 73
таких истребителя.
"Ханза-бранденбурги" со 160-сильными моторами, сделанные в Германии, несли
заводское обозначение "серия 65.5". Параллельно с ними по австрийскому заказу
выпускалась "серия 65.7", с "австро-даймлерами" мощностью в 150 л.с. Внешне эти
машины отличались лобовым водорадиатором "автомобильного типа", вместо
радиатора, установленного в верхнем крыле. Компанией "Феникс" на основе KD был
создан новый истребитель с обычными межкрыльевыми стойками. На основе KD был
разработан поплавковый одноместный разведчик-истребитель KDW. В серии строился
увеличенный вариант под индексами W11 (с двигателем Bz.IV) и W25 (с Bz.111).
С осени 1916-го до весны 1917 года "Ганза Бранденбург" был основным истребителем
Австро-Венгерских ВВС. Применялся на итальянском и русско-румынском фронтах.
Впоследствии заменен в частях первой линии усовершенствованным "Фениксом" D-I.
Самолет нравился летчикам, хотя он и не был маневренным. Его пилотировали многие
известные австрийские асы. Один из них, Годвин Брумовски, сбил на этом самолете
22 вражеские машины.
Общий итог серийного выпуска составил 123 экземпляра. Они применялись на фронтах
Первой мировой войны до конца 1917 года, после чего были постепенно вытеснены
более совершенными машинами.