Самолет ИП-3, который на этапе проектирования получил обозначение ДГ-53, по
сравнению с ДГ-52 (ИП-1) отличался уменьшенными геометрическими размерами,
площадью несущих поверхностей и, соответственно, снизившимся полетным весом. В
отношении него можно предположить, что Григорович решил создать на базе первой
опытной машины ДГ-52 "обычный" истребитель воздушного боя, вооруженный лишь
пулеметами. Однако на самом деле это также был в некотором роде утилитарный
аппарат, ориентированный на динамореактивные пушки Курчевского. Просто пушки
были меньше - как по калибру, так и по весу и размерам.
ДГ-53 создавался под 37-мм автоматические пушки АПК-11, которые конструктор
Курчевский предложил в 1932 г. Они отличались магазинным боепитанием и
увеличенным запасов снарядов на каждое орудие до 25 штук. По 12 снарядов
размещались в двух магазинах (кассетах) и еще один снаряд перед стрельбой
устанавливался в стволе. Вес АПК-11 с кассетами составлял 39,1 кг, вес
осколочного снаряда с головным ударным взрывателем -475-500 г. Начальная
скорость снарядов, зафиксированная на испытаниях, составила 438-475 м/с.
Перезарядка пушек при стрельбе осуществлялась сжатым воздухом, размещенным в
бортовом пятилитровом баллоне.
Впервые пушки АПК-11 смонтировали на истребителе И-14 конструкции ЦАГИ в 1934 г.
Испытания велись в течение года, однако положительных результатов в воздушных
стрельбах достигнуть не удалось. Даже после произведенных изменений новые пушки
имели множество недостатков при ведении автоматической стрельбы. При выполнении
воздушных эволюций, пикировании, входе в вираж, орудие отказывало, на больших
углах наклона в вираже некоторые снаряды вылетали из кассет. В конце 1934 г.
отмечалось, что АПК-11 полигонные испытания не выдержала и для продолжения
испытаний требуется продолжить ее доработки.
Курчевский продолжал дорабатывать и совершенствовать свои 37-мм пушки. Он даже
сумел добиться внедрения их в серию, однако в практической жизни АПК-11 так и не
появились.
На опытный экземпляр ДГ-53 (ИП-3), построенный летом 1935 г. АПК-11 не
устанавливались. Этот самолет, помимо уменьшенных размеров, отличался
индивидуальными выхлопными патрубками, выведенными в отверстия на капоте
двигателя и более выраженной обратной V-образностью центроплана крыла.
Дополнительным нововведением стало использование посадочных щитков.
2 июля 1935 г. Начальник ОКУ завода No.1 им. Авиахима Д.П. Григорович сообщил об
окончании постройки своего нового истребителя начальнику ГУАП Г.Н. Королеву:
"Самолет ИП-3 с РЦ готов к заводским испытаниям и принят ЛИС завода No.1 для
производства испытаний.
Прошу Вашего согласия на начало испытаний". Далее были проведены лишь полеты
ИП-3 по программе заводских испытаний. Очевидно, надежда на получение пушек
АПК-11 еще оставалась и все возможные решения по самолету зависели от состояния
этих работ. Впрочем, в связи с прекращением деятельности по совершенствованию ДРП, интерес к ИП-3 утратился и самолетом более не занимались. В последующих
документах указывалось, что ИП-3 М-25 завода No.1 с плана авиапромышленности на
1937 г. снят.
Развитием ИП-3 должен был стать следующий истребитель - ДГ-53бис (ИП-4). Он
проектировался уже с учетом принятого решения о вооружении самолетов
скорострельными 20-мм пушками ШВАК. Основными его отличиями стали использование
эллиптического крыла и закрытой кабины пилота со сдвигающимся назад фонарем.
Проектирование ИП-4 полностью развернуть не удалось, так как в середине 1936 г.
последовали реорганизации в авиапромышленности, приведшие к закрытию тематики
истребителей в КБ Григоровича.
На переломе 1935-1936 гг. Григорович проектирует новый пушечный истребитель ИП-2
(ДГ-54), который в ряде документов обозначался с другим порядком написания букв
- ПИ -2 (пушечный истребитель второй). Этот весьма гармоничный самолет с
вытянутым фюзеляжем и изящным эллипсовидным крылом создавался как дальнейшее
развитие более раннего ИП-1, вооруженного пушками ДРП. Учитывая то
обстоятельство, что Григорович тяготел к освоению новых технологий и много сил
потратил на освоение совершенной гладкой обшивки в ИП-1, можно предположить, что
новый аппарат стал бы тогда действительно наиболее совершенным советским
истребителем полностью металлической конструкции.
ИП-2 проектировался под рядный двигатель жидкостного охлаждения М- 100А с
пушкой ШВАК, установленной в развале блока цилиндров. Стрелковое вооружение - 4
пулемета ШКАС в крыле. Максимальное количество крыльевых ШКАСов предполагалось
довести до 10 стволов (штурмовой вариант), кроме того, под крылом планировалось
подвешивать до 40 кг бомб (в перегрузку).
В первой половине 1936 г. на заводе No.1 был изготовлен и доработан
полноразмерный макет ИП-2, закончилось рабочее проектирование и началось
изготовление деталей первого опытного экземпляра. Однако затем произошла
известная реорганизация, во многом изменившая положение в промышленности. 11 мая
1936 г. последовало постановление Совета труда и обороны (СТО) о специализации
авиазаводов и о прикреплении главных конструкторов к серийному производству
спроектированных ими самолетов. Группу Григоровича в коли-честве25-30
конструкторов перевели с завода No.1 на завод опытных конструкций (ЗОК) ЦАГИ.
Строительство ИП-2 с завода No.1 сняли и передали на завод No.135 в Харьков. А
далее произошло то, что и должно было произойти. Менее чем через полгода, при
уточнении производственной программы на 1936-1937 гг. признавалось, что ИП-2
уступает по своим характеристикам И-16 бис(эталон 1937 г. с заявленной
максимальной скоростью 520 км/ч) и его изъяли из плана опытных работ.