Фирма "Bristol" желала создать дешевый самолет для демонстрации потенциальным
покупателям своего двигателя Jupiter. Было предложено использовать
модифицированный планер истребителя F.2B, и в январе 1923 года Уилфред Рейд,
ставший главным конструктором после ухода Фрэнка Барнуэлла, одобрил это решение.
Выгоды, которые сулила такая дешевая конверсия, были очевидны, и фирма решила
построить один экземпляр такого самолета, получившего обозначение Type 76
Jupiter-Fighter, для участия в авиационной выставке в Швеции, которая должна
была открыться в июле 1923 года.
Переделка планера истребителя в Jupiter-Fighter завершилась в апреле 1923 года.
Компания тут же начала работы по переделке второй машины, и было принято решение
начать работы по третьей с таким прицелом, что, пока первый самолет будет
проходить официальные испытания, второй и третий экземпляры будут
продемонстрированы на двух выставках в Швеции. В июне "Bristol" решила
использовать третью машину для испытаний Jupiter при работе на спирту и сравнить
полученные результаты с аналогичным мотором, оснащенным турбонагнетателем,
который был установлен на самолете Bristol Seely.
Первая машина поднялась в воздух в июне 1923 года. Ее максимальная скорость
составляла 216 км/ч. Было ясно, что из-за малого запаса топлива и плохого обзора
из кабины пилота у самолета мало шансов использоваться в качестве истребителя,
но зато он идеально подходил для демонстрации возможностей двигателя Jupiter.
Второй Jupiter-Fighter был продемонстрирован в статической экспозиции в Швеции.
Он не имел вооружения, но зато был оснащен элеронами нового типа, разработанными
одним из инженеров "Bristol" - Лесли Фрайзом. К началу летных показов прибыла
первая машина, которая произвела на зрителей впечатление своей высокой
скороподъемностью и маневренностью.
Швеция решила приобрести самолет при условии, что он пригоден к эксплуатации в
условиях суровой шведской зимы. Второй Jupiter-Fighter, после оснащения его
обогревателем карбюратора и лыжным шасси, в ноябре 1923 года был отправлен в
Лапландию. Хотя эксплуатация двигателей в условиях крайнего Севера затруднена
из-за замерзания масла, двигатель Jupiter завелся без проблем после того, как
самолет простоял на открытом воздухе при температуре -20 "С, заправленный
обычным бензином и арктическим маслом. Шведское правительство приобрела эту
машину, которая оказалась настоящим долгожителем среди всех Jupiter-Fighter и
прослужила до 1936 года.
Первый Jupiter-Fighter разбился в ноябре 1923 года после того, как на высоте
6095 м у него отказал мотор. Третий самолет, взлетевший в марте 1924 года, был
оснащен двигателем с высокой степенью сжатия, способным работать на двух видах
топлива. В центроплане верхнего крыла размещался бак со спиртом, который
использовался при взлете. Достигнув высоты, на которой можно было не опасаться
детонации, пилот переключал двигатель на обычный бензин. Соответственно Jupiter
имел два отдельных карбюратора для каждого вида топлива. Вскоре Министерство
авиации решило отказаться от использования двухтопливных систем, во-первых,
из-за проблем с коррозией баков, а во-вторых, из-за более многообещающих
результатов, полученных при использовании турбонаддува.
Успех Jupiter-Fighter подтолкнул "Bristol" к разработке самолета для повышенной
летной подготовки - Type 89 Advanced Trainer.
При этом мощность двигателя Jupiter была снижена до 290 л.с. (216 кВт) для
сокращения страховых выплат, резко возраставших, если мощность силовой установки
превышала 300 л.с. (224 кВт). Первый такой самолет, оснащенный двигателем
Jupiter III, взлетел 14 апреля 1924 года. К этому времени практически
завершилась постройка второго Advanced Trainer, а еще две машины находились в
разной стадии готовности.
Advanced Trainer имел элероны типа Фрайз и новую конструкцию вертикального
оперения. С учетом решаемых задач и более мощной силовой установки уровень
аварийности Advanced Trainers оказался значительно выше, чем у самолетов
первоначального обучения. Advanced Trainer использовался авиашколой резерва в
Ренфрю до 1930 года.
Начиная с десятой машины, поставленной в октябре 1926 года, самолеты выпускались
в усовершенствованном варианте Type 89А Advanced Trainer, отличавшемся усиленной
конструкцией фюзеляжа. Десять и еще три самолета Type 89А были построены для
школ в Филтоне и Ренфрю, соответственно. В Ренфрю из запасных частей был собран
последний самолет этого типа. Все машины из Ренфрю были оснащены двигателями
Jupiter VI, а на самолеты из Филтона устанавливались оказавшиеся лишними моторы
Jupiter IV, которые были дешевле и могли обслуживаться производителем на месте.
Самолеты из Филтона использовались как для обучения, так и для проведения
экспериментов. Последний из них был списан только в апреле 1933 года после того,
как авиашкола стала использовать учебный вариант Hawker Hart.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Bristol 76 Jupiter Fighter
|
Bristol 89 Trainer |
Размах крыла, м |
11.58 |
11.58 |
Длина, м |
7.62 |
7.62 |
Высота, м |
2.89 |
2.89 |
Площадь крыла, м2 |
37.62 |
37.62 |
Масса, кг |
|
|
пустого самолета |
993 |
1055 |
нормальная взлетная |
1397 |
1474 |
Тип двигателя |
1 ПД Bristol Jupiter IV |
Мощность, л.с. |
1 х
425 |
Максимальная скорость , км/ч |
216 |
177 |
Крейсерская скорость , км/ч |
184 |
152 |
Практическая
дальность, км |
|
547 |
Практический потолок, м |
|
|
Экипаж, чел |
2 |
2 |
Вооружение: |
один 7.7-мм пулемет Vickers
один 7.7-мм пулемет Lewis |
нет |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2020
|