Историю создания этой машины
можно начать с середины двадцатых годов, когда Япония, как и ряд других
стран, отстававших в развитии авиации и не имевших собственной школы
самолетостроения, решила прибегнуть к помощи зарубежных специалистов.
Наибольшие возможности в этом отношении предоставляла Германия, лишенная
по условиям Версальского договора права строить военные самолеты, но
обладавшая большим количеством высококвалифицированных авиаинженеров.
Фирма Кавасаки (полное название - Кавасаки Кокуки Когио Кабушики Каиша)
пригласила на должность главного конструктора немецкого инженера Рихарда
Фогта. Его "пробным камнем" на японской земле стало создание
многоцелевого военного биплана KDA-5, принятого в 1930 году на
вооружение в одно- и двухместном вариантах.В 1933 г армия подготовила
спецификации на истребитель для замены состоявшего тогда на вооружении "типа
92" - Кавасаки KDA-5. В
начале 1934 года Фогт представил на конкурс истребителей для
императорской армии свою новую разработку - цельнометаллический
свободнонесущий моноплан Ки-5. По своим аэродинамическим
качествам этот самолет стоял на уровне лучших мировых образцов. Самолет
представлял собой низкоплан с крылом, являвшимся изюминкой проекта. Это
крыло представляло собой перевернутую "чайку" с одним несущим трубчатым
лонжероном, являющимся одновременно топливным баком. Укороченные стойки
шасси устанавливались на изломе крыла, c амортизированными стойками и
полностью закрывались съемными обтекателями, что было впервые в японском
авиастроении. Фюзеляж
самолета прямоугольного профиля полумонококовой конструкции, кабина
пилота была открытая и располагалась сразу за крылом. Истребитель был
вооружен двумя синхронными пулеметами тип 89 калибра 7,7 мм,
представлявшими собой копию английского пулеметa Vickers Class E.
12-цилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения Kawasaki Ha-9
представлял собой развитие удачного немецкого двигателя BMW-VI. Хотя
BMW-VI, по мнению многих специалистов, считался переразмеренным (максимальная
ширина - 844 мм - была наибольшей среди однотипных двигателей), фирме
удалось довести его характеристики до весьма высоких показателей. Так,
модификация BMW VIz со степенью сжатия 7,3 и картером из электрона имела
сухой вес всего 470 кг и развивала максимальную мощность 750 л. с.(В
Советском Союзе авиадвигатель BMW VI был запущен в серийное производство
под обозначением М-17. В обычном варианте имел сухой вес 540 кг и
развивал мощность 680 л. с., в форсированном варианте - М-17Ф - имел
сухой вес 550 кг и развивал мощность у земли 730 л. с. С 1929 г. М-17
строился на авиационном заводе No.26 в городе Рыбинске, применялся на
самолетах И-3, И-7, Р-5 (наиболее массово), МБР-2, ТБ-1, ТБ-3, Р-б и
АНТ-9. Впоследствии, с 1936 г., двигатель под обозначением М-17Т был
приспособлен для установки на танки типов Т-28, Т-35, БТ-7). Винт
деревянный фиксированного шага позднее был заменен металлическим
диаметром 3 м. На испытаниях
самолет показал то, что отличает монопланы от бипланов: высокие
характеристики скорости и скороподъемности, а также недостаточные
горизонтальную маневренность и высокую посадочную скорость. Привыкшим к
послушным бипланам японским летчикам-испытателям также не нравилась
недостаточная поперечная устойчивость, особенно на низких скоростях.
Недостаточным был сочтен и обзор из кабины вперед-вбок. Также у
армейского руководства возникли проблемы с двигателем Kawasaki Ha-9:
более уязвимое водяное охлаждение было сочтено недостатком мотора.
Недостаточную горизонтальную маневренность планировали исправить на 4-м
прототипе, для чего должен был быть изменен поперечный угол консолей.
Также на новом прототипе планировали заменить двигатель и обтекатели
основных стоек шасси.
Армейское командование сочло машину слишком революционной и отказалось
от закупки. Фогт, посчитав себя обиженным, вскоре покинул Японию и
вернулся в "фатерлянд", где пришедшие к власти нацисты приступили к
развертыванию гигантской авиационной программы. Там он устроился на
работу в Hamburger Flugzeugbau - авиационное отделение фирмы Blohm und
Voss, которая впоследствии прославилась нетрадиционым подходом своих
конструкторов к решению инженерных проблем авиастроения. Работая на
Blohm und Voss Ричард Фогт спроектировал пикирующий бомбардировщик
Ha.137 и в дальнейшем стал известен созданием тяжелых многомоторных
летающих лодок.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ki.5 |
Размах крыла, м |
10.60 |
Длина, м |
7.78 |
Высота, м |
2.60 |
Площадь крыла, м2 |
18.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1500 |
нормальная взлетная |
1870 |
Тип двигателя |
1 ПД
Kawasaki Ha-9 |
Мощность, л.с. |
1 х 850 |
Максимальная скорость , км/ч |
360 |
Крейсерская скорость , км/ч |
320 |
Практическая дальность, км |
1000 |
Скороподъемность, м/мин |
625 |
Практический потолок, м |
9400 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
два 7.7-мм пулемета Тип 89 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Ki.5 |
Схемы:
|
Ki.5 |
Варианты окраски:
|
Ki.5 |
|
Уголок неба. 2013
|