В рамках модернизации самолётного парка чехословацких ВВС фирма Letov в 1933
году создала весьма успешный, но ни лишком известный, истребитель биплан S.231.
Самолёт создавался на базе истребителя S.31, выпускаемого серийно, но имел
существенные отличия от него. Конструкция фюзеляжа S.231 была
цельнометаллической и в тоже время технологичной, что давало определенные
преимущества в обслуживании и уменьшало массу самолёта. По своим
аэродинамическим формам S.231 можно признать одним из самых элегантных
истребителей межвоенного периода. Благодаря этому истребитель развивал хорошую
скорость и обладал высокими характеристиками маневренности. Если сравнивать его
с зарубежными аналогами, то S.231 стоял на одном уровне с советским И-15 и
британским Gloster "Gauntlent". Первый полет прототипа S.231.1 (иногда он обозначался как S.31A) состоялся 17
марта 1933 года под управлением лётчика Кованда. Испытания выявили некоторые
недостатки в конструкции истребителя, однако их быстро устранили и тестовые
полёты продолжались практически без задержек. 21 июля прототип был передан в VLTU (Военный Технический Авиационный Институт) в Праге-Летнани, где проводились
государственные испытания самолётов, принимаемых на вооружение. Полёты
закончились катастрофой, в которой погиб лётчик-испытатель сержант Р.Чернин, а
самолёт был полностью разрушен. Это показало, что жесткость корпуса не была
достаточна, хотя результаты предыдущих тестов были приемлемы. После переговоров
между Министерством Национальной Обороны и фирмой Letov было принято решение о
постройке второго опытного образца и 23 серийных истребителей. Усиленные
испытания S.231.2 продолжались в течении всего 1934 года, пока не стало ясно,
что конструкция самолёта способна выдержать большие перегрузки в полёте. Производство S.231 начали в 1934 году и с июня первые серийные самолёты стали
поступать во 2-ой авиаполк, войдя в состав 35-й и 36-й эскадрилий. Серийные
истребители оснащались 9-цилиндровым двигателем Walter "Mercury" V-S2 (560 л.с.)
воздушного охлаждения. Он заправлялся топливной смесью, состоящей из бензина,
бензола и спирта (или только из бензина и бензола) с октановым числом 77.
Вооружение включало в себя четыре 7,62-мм пулемета type 30 с боезапасом по 300
патронов на ствол, размещенных по два в крыле и в фюзеляже. Предусматривалась
подвеска на подкрыльевых держателях шести мелкокалиберных бомб, общей массой до
60 кг. И все же на родине S.231 не прижился. Пилотам на нравились высокие
взлетно-посадочные характеристики истребители, серьёзно осложнявшие
пилотирование. К тому же, в 1936 году серийно выпускался истребитель Avia B.534.
Уже к концу 1937 года S.231 вывели из боевых эскадрилий, в разобранном виде
погрузили в ящики и : отправили в Испанию. Республиканцы были рады поступившим
самолётам, не уступающим по своим ТТХ основным истребителям франкистов - Не.51 и
CR.32. Первые семь из них прибыли в Бильбао конце 1936 года и дислоцировались на
аэродроме Сантадер, однако недостаток инструкций и технического описания
полученной техники серьёзно осложнило освоение самолёта. Все пришлось делать
путем проб и ошибок, а они были не так уж и малы. В начале 1937 года S.231
перебросили на аэродром Каррено, при этом два истребителя были разбиты на взлёте
(пилоты не учли слишком длинную разгонную полосу чешской машины) и ещё два
самолёта было потеряно в течении ближайшего времени при схожих обстоятельствах.
Таким образом количество испанских S.231 сократилось до трёх единиц. Эти
истребители пилотировались тремя испанскими пилотами - Мегелем Замбудио, Берберо
Олмосом и Хуаном Олмосом. Они эпизодически привлекались к боевым операциям, но
летали совсем не долго - последний из них погиб в том же 1937 году. Следующие 10
самолётов прибыли во второй половине 1937 года и вошли в состав 71-й группы под
командованием капитана Хосе Бастида. Один самолёт (с бортовым кодом CL-004)
из-за навигационной ошибки залетел на территорию Францию и был интернирован.
Остальные использовались вплоть до февраля 1939 года, пока не были уничтожены
самими республиканцами на аэродроме Баньолас. Что касается немногих S.231
оставшихся в Чехословакии, то судьба их остается не совсем понятной. Вероятнее
всего, последние истребители этого типа были разобраны на металл сразу после
захвата страны немцами в марте 1939 года.
В
попытке улучшить летные качества самолета были разработаны еще две
модификации самолета - S.331 (первый полет в 1935
году) и S.431 (1936 год).
Первый был оборудован двигателем Walter K-14-II
мощностью 900 л.с., второй -
Armstrong Siddeley Tiger мощностью 680 л.с. Обе
машины получились неудачными : S.431 разбился еще
в первом полете, а S.331 имел слишком много
недостатков для серийного производства. Единственный экземпляр
S.331 был продан в Испанию республиканским ВВС.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
S.231 |
Размах крыла, м |
10.06 |
Длина, м |
7.80 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
21.50 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1280 |
нормальная взлетная |
1770 |
Тип двигателя |
1 ПД
Walter (Bristol) Mercury |
Мощность, л.с. |
1 х 560 |
Максимальная скорость , км/ч |
348 |
Крейсерская скорость , км/ч |
310 |
Практическая дальность, км |
450 |
Скороподъемность, м/мин |
588 |
Практический потолок, м |
9300 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
четыре 7.92-мм пулемета
Strakonice 30
6 легких бомб (до 12 кг) |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2017
|