Первый полет прототипа "Роланд" D.I состоялся в июле 1916 г. Самолет начал строиться серийно, но после выпуска 60 экземпляров, авиасборочный завод LFG в Адлерсхофе сгорел
при пожаре. После восстановления предприятия на нем запустили в серию улучшенную модификацию истребителя - "Роланд" D.II.
Новый самолет совершил первый полет в октябре 1916 г. Верхнее крыло у него было приподнято и установлено на невысоком пилоне, чтобы улучшить обзор вниз. Вооружение усилено на один
пулемет, а два бортовых радиатора заменили одним, размещенным на верхнем крыле. Этот вариант имел обтекаемый фюзеляж и модернизированное хвостовое оперение, киль которого был
подкреплен легкими металлическими подкосами. Крылья сохранили небольшую стреловидность. В качестве силовой установки использовался двигатель мерседес D.III (160 л. с).
Цельнодеревянный одностоечный биплан со смешанной обшивкой (фюзеляж - монокок, выклеенный из шпона заодно с килем, крылья и оперение наборной конструкции, обшиты полотном).
Двигатель истребителя LFG Роланд D II был хорошо закапотирован, только верхняя часть головки цилиндров оставалась открытой и выступала за обводы фюзеляжа. Выхлопной коллектор был
выведен на правый борт. Большой оживальный кок воздушного винта идеально стыковался с лобовой частью металлического капота двигателя, имевшей характерные для машин LFG
вентиляционные щели, обеспечивавшие охлаждение картера двигателя. Радиатор двигателя был вписан в центроплан верхнего крыла. Два синхронных пулемета "Шпандау" размещались в
фюзеляже и устанавливались сверху по бокам двигателя. Несмотря на то, что верхнее крыло в районе кабины имело вырез, обзор для пилота был очень ограничен. Это обстоятельство в
значительной степени снижало боевые качества истребителя.
D.II выпускался с октября 1916 года, а с декабря начал поступать на фронт. В ноябре появилась очередная модификация D.IIa, оснащенная двигателем "Аргус"As.III мощностью 180л.с.
Вскоре D.IIa сменил D.II на линии сборки. Всего на фирмах LFG и "Пфальц Флюгцойгверке" построено 70 экземпляров D.II и 300 D.IIa. Выпуск прекращен в феврале 1917 г.
В начале 1917 г. самолеты стали поступать во фронтовые части. Большое количество их попало во Францию. "Роланд" был на тот момент самым скоростным немецким истребителем, но
сложность пилотирования, склонность к сваливанию в штопор, плохой обзор вниз (что особенно опасно при посадке) и ряд других более мелких недостатков быстро настроил против него
фронтовых пилотов. К тому же мотор "Аргус" оказался ненадежным и постоянно недодавал мощности.
Полностью из DII истребительные части не комплектовались. Исключением стал истребительный отряд морской авиации, который, однако, существовал недолго и вскоре был уничтожен
британскими бомбардировщиками. Обычно эти истребители использовались в качестве вспомогательных и для сопровождения формирований легких бомбардировщиков. Несколько таких машин было
на вооружении истребительного отряда, которым командовал известный ас Герман Геринг.
Истребитель применялся до осени 1917 года в нескольких эскадрильях на западном и восточном фронтах, а с сентября 1917-го - только в учебных подразделениях.
Всего было произведено около 300 машин всех вариантов, включая и DI. Большинство машин было выпущено по лицензии фирмой "Пфальц Флюгцойгверке".
Самолеты "Роланд" отличались высокой прочностью конструкции и хорошими скоростными данными, но по остальным показателям они уступали "Альбатросу". Кроме того, двигатель "Аргус"
оказался недостаточно надежным и постоянно недодавал мощности. Из-за этого "роланды" не получили широкого распространения на западе, но часть машин использовалась на восточном
фронте, где некоторые из них были сбиты в воздушных боях русскими летчиками. Две трофейные машины применялись в российской авиации.
Шесть экземпляров D.II и столько же D.III были переданы Болгарии и воевали в составе болгарских ВВС на македонском фронте.
Конструкция.
Самолет "Роланд D.II" представлял собой одноместный,
одномоторный истребитель-биплан смешанной конструкции. Фюзеляж деревянный с
несущей обшивкой на легком деревянном каркасе. Сечение фюзеляжа эллиптическое.
Передняя часть фюзеляжа обшита металлическим листом, винт оснащен массивным
коком. Киль образовывал интегральную часть фюзеляжа. Горизонтальный стабилизатор
из стальных трубок, обшитых материей. Рули плоские, без профиля, с угловой
балансировкой.
Крылья деревянные, двухлонжеронные, с небольшой стреловидностью,
без возвышения, тонкого профиля, одинаковой ширины, обшитые материей. Верхнее
крыло состоит из двух частей, элероны только на верхнем крыле.
Шасси с двумя стойками из профилированных стальных трубок. Общая
ось закрыта небольшим крылом.
Самолет оснащался рядным 6-цилиндровым двигателем жидкостного
охлаждения "Мерседес D.III" мощностью 116 кВт (D.II) или "Аргус As.III"
мощностью 131 кВт (D.IIa). Двигатель был почти целиком утоплен в фюзеляж.
Выхлопная труба типа "слоновий хобот", выведена направо вниз. Плоский радиатор
установлен в центральной части верхнего крыла. Главный бензобак находится в
нижней части фюзеляжа за двигателем. Промежуточный бензобак установлен в левом
верхнем крыле у фюзеляжа. Винт деревянный двухлопастный фирмы "Аксиаль",
прикрытый коком.
Вооружение - два пулемета "Шпандау" калибра 7,92 мм в фюзеляже
перед пилотом, по обе стороны от блока цилиндров.