За созданием немецкой авиастроительной компании, чьи самолеты в годы Первой
Мировой войны были известны как Roland, стоял в том числе и император Вильгельм II. История фирмы началась в 1906 году, когда было инициировано создание
исследовательской компании, предназначенной для изучения и проведения
экспериментов в области летательных аппаратов легче воздуха и в особенности
дирижаблей. 30 апреля 1908 года в саксонском городе Биттерфельд (Bitterfeld) с
большой помпой была основана Motorluftschiff Studiengesellschaft - один из
истоков будущей компании L.F.G., также называвшейся Roland. Вторым
"отцом-основателем" стала компания Flugmaschine Wright G.m.b.H., которая вплоть
до истечения в 1912 году лицензионных прав занималась постройкой аэропланов
американцев братьев Райт.
В 1912 году после финансовых вливаний концерна Krupp в расположенном неподалеку
от Берлина городе Шарлоттенбург (Charlottenburg) была основана новая компания
Luft-Fahrzeug-Gesellschaft m.b.H. (сокращенно L.F.G.), взявшая на себя персонал,
оборудование и часть обязательств двух указанных выше компаний. Чтобы отличаться
от другой берлинской авиастроительной компании фирма Luft-Fahrzeug-Gesellschaft
запатентовала для своих самолетов коммерческое название Roland. Однако компания
начала с лицензионного производства бипланов Albatros B.II(Rol) и C.I(Rol),
фюзеляжи которых имели классическую конструкцию с деревянным силовым набором и
полотняной обшивкой.
Главным конструктором компании L.F.G. Roland стал дипломированный инженер
Тантцен (Dipl.Ing.Tantzen), который с коллегами старшим инженером Каммерером (Obr.
Ing. Cämmerer) и инженером Рихтером (Ing. Richter) разработали деревянный
фюзеляж монококовой конструкции, который в 1915 был использован в двухместном
самолете-разведчике C.II. Машины данного типа строились серийно; параллельно с
ним и позже были созданы одноместные истребители Roland D.I, D.II, D.III, D.IV и
D.V и самолеты-разведчики C.V, C.VI и C.VIII. За исключением построенного в
больших количествах D.II остальные машины либо остались прототипами, либо были
выпущены нулевыми (малыми) сериями. Общим у всех этих машин были элегантные
гладкие выклеенные из шпона монококовые фюзеляжи.
Компания L.F.G. Roland испытывала сложности с материалами и производством
монококовых корпусов, получивших название Wicklerumpf. Конструкция и форма этих
фюзеляжей были гораздо сложнее фюзеляжей, использовавшихся в самолетах компании
Albatros. Кроме того, их изготовление было длительным процессом, и предприятие
не успевало соблюдать согласованные сроки поставок. Все это стало причинами
отказа компании L.F.G. Roland от их производства.
Для исправления положения дипломированный инженер Тантцен разработал новую
конструкцию фюзеляжей круглого и овального поперечного сечения. Он назвал новую
конструкцию Klinkerrumpf в честь имевших схожую конструкцию легких клинкерных
лодок. Вместо планок из дерева, приколачиваемых к каркасу лодки, в фюзеляже
самолета к простому силовому набору из шпангоутов и нескольких вспомогательных
стрингеров приклеивались и прибивались гвоздями узкие продольные полосы фанеры.
В результате получалась полумонококовая конструкция, хотя и немного "зубчатая".
При этом процесс производства был достаточно быстрым, не требовал специальных
процедур, длительного процесса сушки, специальных препаратов и форм. При этом
прочностные и аэродинамические характеристики фюзеляжей новой конструкции были
схожи с соответствующими характеристиками чистых монококовых фюзеляжей.
Фюзеляж типа Klinkerrumpf впервые появился на прототипе истребителя Roland D.IV
и серийном D.VI. Затем использовался в конструкции прототипов истребителей D.VII,
D.VIII и D.IX, который совершенно отличался от своих предшественников: если на
всех предыдущих истребителях компании устанавливались рядные двигатели
жидкостного охлаждения, то на D.IX был установлен радиальный ротативный
двигатель воздушного охлаждения.
Было изготовлено три прототипа истребителя D.IX, каждый из которых отличался в
деталях. Над одноместным истребителем D.IX дипломированный инженер Тантцен начал
работать осенью 1917 года. Самолет должен был участвовать в запланированном ВВС
Германии (Fliegertruppe) в январе-феврале 1918 года конкурсе истребителей
(категория D). Конкурсы, как правило, проводились под Берлином на аэродроме
Адлерсхоф (Adlershof).
Предложенный на конкурс самолет имел фюзеляж типа Klinkerrumpf с круглым
поперечным сечением за капотом двигателя. На первый прототип (серийный номер
3899) был установлен одиннадцатицилиндровый ротативный редукторный двигатель
Siemens-Halske Sh.III, развивавший 160 л.с. (119 кВт) и вращавший
четырехлопастный деревянный винт (были испытаны два типа винтов с различными
формами лопастей и шагом).
Прямые двухлонжеронные крылья имели неравные размах и длины хорд. Крылья имели
деревянный каркас и полотняную обшивку. Крылья соединялись между собой
изготовленными из труб межкрыльевыми стойками и системой расчалок. Элероны,
имевшие трубчатый силовой набор и роговую компенсацию, были установлены только
на верхнем крыле.
Киль и подфюзеляжный гребень со шпорой хвостового костыля являлись неотъемлемой
частью фюзеляжа и также покрывались полосками фанеры. Стабилизатор
горизонтального оперения имел деревянный каркас и полотняную обшивку. Рули
высоты и направления имели силовой набор из труб и полотняную обшивку.
Вооружение первого прототипа D.IX состояло из двух синхронизированных 7,92-мм
пулеметов LMG 08/15 (оружейного завода в Шпандау), размещенных в верхней части
фюзеляжа перед летчиком.
Первый полет прототипа состоялся в конце 1917 года. В январе-феврале 1918 года
самолет участвовал в проходившем в Адлерсхофе в первом в этом году конкурсе
истребителей категории D (Doppeldecker - биплан). Во время испытаний с самолетом
произошла нелепая катастрофа. Во время полета с петель было сорвано сиденье
пилота, который непреднамеренно потянул ручку управления. Самолет встал на дыбы
в мертвой петле малого диаметра с высокой перегрузкой и сиденье пилота пробило
дно фюзеляжа.
В конце 1917 года в воздух поднялся еще один прототип Roland D.IX (3900). Эта
машина компании L.F.G. Roland отличалась усиленным корпусом, элеронами без
роговой компенсации, увеличенным по высоте вертикальным оперением и более
высокими стойками шасси. Силовая установка прототипа D.IX (3900) представляла
собой двигатель компании Siemens-Halske в версии Sh IIIa, развивавший мощность
210 л.с. (154 кВт) и вращавший двухлопастный винт. После довольно длительных
заводских испытаний и ряда модификаций машина появилась в Адлерсхофе в мае-июне
1918 года для участия во втором конкурсе самолетов-истребителей. Самолет был
тщательно испытан, но Инспекция военной авиации (Idflieg - Inspektion der
Fliegertruppen) не рекомендовала его к серийному производству.
Одновременно с конкурсом компания L.F.G. Roland завершила изготовление третьего
прототипа D.IX (3901). Этот самолет также оснащался двигателем Siemens-Halske Sh
IIIa и двухлопастным винтом, но была возвращена роговая компенсация элеронов.
Еще третий прототип получил выступающий за контур вертикального оперения
увеличенный по высоте руль направления.
После провала на весенних испытаниях в Адлерсхофе компания не стала посылать
машину на октябрьский конкурс 1918 года. Однако незадолго до окончания войны
компания L.F.G. Roland решила попытать удачу с истребителями-парасолями D.XVI и
D.XVII (с новым типом полумонококового фюзеляжа). Первый оснащался ротативным
двигателем Goebel Goe III, а второй рядным двигателем жидкостного охлаждения
B.M.W. III.