У истоков австро-венгерской авиастроительной компании Lloyd, основанной в
апреле 1914 года в венгерском городе Асод (Aszód), стоял австриец Генрих Бир
(Heinrich Bier), бывший в то время директором немецкой компании Deutsche
Flugzeug Werke (DFW) и знаменитым летчиком времен начала авиации в Дунайской
монархии. На счету Генрих Бира несколько установленных рекордов. Созданная
компания получила длинное наименование Ungarische Lloyd Flugzeug und
Motorenfabrik A.G. и начала производство, естественно по лицензии, биплана DFW MD 14.
Прототипам компании Lloyd был присвоен номер 40 и за ним начинались номера
серийных машин. Первой собственной конструкцией стал вооруженный
самолет-разведчик биплан C.I, изготавливавшийся как самолет 41-й серии.
Рассматриваемому в статье самолету предшествовали или параллельно с ним были
построены несколько прототипов самолетов-разведчиков (40.01, 40.02, 40.03 и
40.04) для Воздушных сил Австро-Венгрии (Luftfahrtruppe - LFT). Все эти
прототипы были очень похожи, что наводит на мысль о первоначальной модели DFW.
В конце 1915 года началась разработка прототипа 40.05. Самолет вес свое
происхождение из уже существовавших машин компании, однако концептуально
отличался от них. Это был двухместный истребитель, основным вооружением которого
должен был стать пулемет со способностью вести огонь без каких-либо ограничений
и иметь сектор обстрела в 360°. У вооруженных двухместных самолетов наблюдения и
разведки а также легких бомбардировщиков стало стандартным, чтобы летчик сидел
спереди, а сзади, часто в отдельном отсеке, находился наблюдатель, пулемет
которого мог стрелять назад и в стороны. Такое же размещение экипажа было и у
двухместных истребителей, пилоы которых были оснащены синхронизированными
пулеметами, стреляющими вперед наводимые самим самолетом.
Главным конструктором компании Lloyd был венгр по национальности доктор-инженер
Тибор фон Мельцер (Dr. Ing. Tibor von Melczer). Под его руководством
конструкторы компании в разрабатывавшиеся самолеты внедрили некоторые необычные
особенности, которые были характерны для самолетов Австро-Венгрии и которые
отсутствовали на аэропланах других стран. Данные особенности включали в себя
замену полотняной обшивки крыльев и хвостового оперения на тонкий шпон (помимо
компании Lloyd это практиковала венская компания WKF), изготовление половинок
оболочки фэзеляжа с несущей фанерной обшивкой на ферменном каркасе их дерева или
сварных стальных труб, что было уникальным решением.
В конце 1915 года Тибор фон Мельцер предложил LFT двухместный истребитель Typ FJ
(Flugzeug Jäger), концепция которого была крайне необычной. Вызывает удивление
первоначальный энтузиазм в выборе данной компоновки, поскольку не были приняты
во внимание эксплуатационные трудности и трудности в боевом применении, с
которыми столкнулись бы наземный и летный персонал в случае принятия машин
данного типа на вооружение.
Разработанный самолет, получивший внутрифирменное обозначение прототипа 40.05,
характеризовался революционной новизны в отношении положения наступательного
вооружения. Оно размещалось в носовой части фюзеляжа над полностью
закапотированным двигателем в высоком замкнутом пространстве между верхней
кромкой верхнего крыла и фюзеляжем так, что над крылом самолета торчала только
голова несчастного стрелка. Он был защищен прочной передней панелью, а обзор в
стороны и вниз обеспечивался покрытыми целлулоидом окнами в дверных проемах. Вход
в кабину стрелка и выход из нее пространства напоминал профессионально
выполненный акробатический этюд. Предсказуемые ругательства стрелка,
пробирающегося зимой в длинном кожаном пальто, фон Мельцер при разработке
самолета 40.05, вероятно, не принимал во внимание.
От напора воздуха стрелка должен был защитить широкий передний козырёк, однако,
скорее всего, он там присутствовал в качестве защиты от расположенного
непосредственно перед ним водорадиатора двигателя. В представлении фон Мельцера
(и, вероятно, командования LFT, которое одобрило строительство прототипа)
стрелок имел преимущество в виде подвижного пулемета с сектором обстрела в
360°, чего на классических машинах добиться было невозможно. В чрезвычайных
ситуациях, например в случае неспособности летчика правильно оценить высоту при
посадке, стрелок мог взять пилотирование самолета на себя. Тем не менее, в
изготовленном и испытанном прототипе 40.05 дополнительного коплекта органов
управления установлено не было и оно осталось только в теории.
Следует заметить, что относительно выгодное месторасположение стрелка 40.05 было
куплено значительным ухудшением обзора вперед у летчика, место которого
находилось за крылом позади наклонной аэродинамически облагороженой наделки над
двигателем. Его кабина украшалась большим профилированным лобовым стеклом из
целулоида, который, очевидно, еще больше загораживал обзор прямо вперед, и во
время рулежек летчик, вероятно, постоянно выгибал свою шею. Помимо
вышеперечисленных недостатков самолета были невозможность общения летчика и
стрелка во время, а также проблемы с преследованием пилотом целей в воздушном
бою. Об управлении пилотом синхронизированных пулеметов или пулемета в
документации ничего не сказано и, скорей всего, оно не было предусмотрено и
огонь по самолетам и аэростатам противника должен был вести исключительно
находящийся сверху стрелок.
Весной 1916 года изготовление самолета Lloyd 40.05, он же FJ, было завершено в
Асоде, где машина выполнила свой первый полет. Аэроплан имел смешанную
конструкцию: основу фюзеляжа составляли стальные трубы, дополненные деревянными
планками и покрытые фанерой.
Бипланная коробка была одностоечной. Крылья имели силовой набор из стальных труб
и фанерную обшивку. Элероны устанавливались только на верхнее крыло.
Стабилизатор горизонтального оперения имел такую же конструкцию, как и крылья.
Рули направления и высоты имели каркас из стальных труб и полотняную обшивку.
Шасси было классическим; основные стойки состояли из стальных труб с межколесной
осью и резиновой шнуровой амортизацией. Хвостовой костыль имел скользящий башмак.
В передней части фюзеляжа был установлен шестицилиндровый рядный двигатель
жидкостного охлаждения Austro-Daimler AD 6 (17-я серия). Данный двигатель весил
288 кг, развивал мощность 160 л.с. (118 кВт) и вращал двухлопастный деревянный
винт. Самотечный топливный бак размещался за двигателем под радиатором.
В декабре 1916 года после испытаний на заводском аэродроме самолет был отправлен
на поезде в Асперн для проведения официальных испытаний на военном аэродроме LFT.
На испытаниях машина разочаровала всех. Помимо уже перечисленных выше
недостатков оперативного применения у 40.05 обнаружились настолько низкие
значения летных характеристик, Flars запретил их дальнейшее проведение.
Компании было приказано прекратить дальнейшие работы над машинами данного типа и
закрыть проект.
Однако этого не произошло. Фон Мельцер, убрав фюзеляжную надстройку и внедрив
вместо нее фюзеляжные стойки, переделал самолет в одноместный истребитель,
вооружение которого состояло из 8-мм пулемета Schwarzlose. Пулемет
устанавливался в обтекатель Typ IIVK и размещался над верхним крылом вне зоны
ометания винта. Еще два обтекателя с пулеметами размещались на верхней стороне
нижнего крыла - снова вне зоны ометания винта.
В новом трехпулеметном виде 40.05 испытывался в Асоде, но к этому времени
самолет уже безнадежно устарел. Тем не менее, опыт, приобретенный в ходе работ
над самолетом 40.05, пригодился при создании проекта истребителя D.I 45-й серии.
Данный самолет был построен весной 1917 года и в серию не запускался.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Lloyd 40.05 |
Размах крыла, м |
11.17 |
Длина, м |
6.92 |
Высота, м |
3.10 |
Площадь крыла, м2 |
25.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
752 |
максимальная взлетная |
965 |
Тип двигателя |
1 ПД
Austro-Daimler AD.6 |
Мощность, л.с. |
1 х 160 |
Максимальная скорость, км/ч |
140 |
Крейсерская скорость, км/ч |
125 |
Продолжительность полета, ч.мин |
2.30 |
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
5500 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
один 8-мм пулемет Schwarzlose |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2021