В годы Первой мировой войны австро-венгерская фирма Lloyd разработала целый
ряд опытных самолётов, характерными чертами которых были оригинальность
технических решений и, мягко говоря, нестандартный внешний вид. Недавно на сайте
выкладывался материал об одном из них - двухместном истребителе Lloyd 40.05, или
тип FJ.
Закостенелая и сопротивляющаяся прогрессу
Австро-Венгерская империя в некоторых областях военного дела шла как минимум
вровень с Германией и странами Антанты. Что же касается авиаконструкторов этой
страны, то подчас они даже опережали своё время, разрабатывая технологии, к
которым остальной мир приступал лишь десятилетия спустя. Как пример можно
вспомнить довольно удачный привязной вертолёт наблюдения PKZ-2 с соосными
винтами (но ещё без управления лопастями) или эксперименты с электрическими
силовыми установками для летательных аппаратов. С другой стороны, с качеством
производившейся в годы войны авиационной техники было не всё гладко. Корни
проблемы проистекали из самой сути Австро-Венгерской империи, т.н. дуализма:
критическую ситуацию, сложившуюся после проигранной в 1866 г.
прусско-австрийской войны, в полной мере использовала Венгрия и в рамках
Соглашения приобрела значительную автономию - именно с тех пор империя
называлась не Австрийской, а Австро-Венгерской. Для аграрной Венгрии наступила
эпоха индустриального развития, а в новом столетии к возникшим ранее
машиностроительным предприятиям прибавились и первые авиационные фирмы. Но в
Венгрии не было ни традиций столь сложного производства, ни рабочих
соответствующей квалификации; оттого и качество выпускаемой продукции -
самолётов и авиационного оборудования - получалось откровенно низким. Тем не
менее, будапештский парламент твёрдо настаивал на сохранении в стране военного
производства.
Нельзя сказать, что венгерские конструкторы не могли создавать удачные самолёты.
Напротив, им был присущ творческий, неординарный подход и оригинальные идеи, но
плохое производственное исполнение сводило на нет все их усилия. Типичным
примером является фирма Ungarische Lloyd Flugzeug und Motorenfabrik -
акционерное общество с заводами в Будапеште и Асоде (Aszod), основанное ещё в
1914 году. Её основной серийной продукцией были выпускаемые по лицензии самолёты
Aviatik, но производились и собственные разработки - например, серия двухместных
бипланов C.I - C.V. Однако в строевых частях LFT (Luftfahrtruppe - название
австро-венгерских ВВС) "Ллойды" популярностью не пользовались из-за ненадёжности
и низких ЛТХ.
В апреле 1915 г. на фирму пришёл новый главный конструктор - доктор инженерии Тибор фон Мельшер (Tibor von Melczer),
сразу же начавший внедрять нетрадиционные решения, из которых наименее "революционным" стала обшивка крыльев шпоном.
Примером его подхода является и одноместный истребитель Lloyd DD (тип 40.16).
Разработка конструкторской документации и расчёты по этому проекту были
закончены в сентябре 1917 г., причём замысел конструктора состоял в том, чтобы
устранить недостаток большинства тогдашних бипланов - ограниченный верхним
крылом обзор вперёд-вверх. В результате получился цельнодеревянный биплан с
большим выносом, верхнее крыло которого было "уложено" сверху на высокий фюзеляж
и подпиралось снизу широким профилированным подкосом, создающим дополнительную
подъёмную силу. Нижнее крыло меньшего размаха было заметно смещено назад, и от
него к верхним лонжеронам фюзеляжа шли плоские деревянные подкосы треугольной
формы. Вся эта система должна была быть достаточно жёсткой для того, чтобы
обойтись без традиционных расчалок. Каждое крыло имело два основных и 4
вспомогательных лонжерона; обшивка от носка до заднего лонжерона - шпон, далее
до образованной стальным тросом задней кромки - полотно. Элероны с трубчатым
каркасом и полотняной обшивкой были только на верхнем крыле. Оперение было
свободнонесущим; киль и стабилизатор - деревянные, обшитые шпоном, конструкция
рулей аналогична элеронам.
Фюзеляж самолёта - ферменной конструкции, прямоугольного сечения,
цельнодеревянный, включая фанерную обшивку, крепившуюся к каркасу клеем и
гвоздями. Кабина пилота располагалась сразу за верхним крылом, обеспечивая
хороший обзор вперёд, вверх и достаточно неплохой - вперёд-вниз (при наклоне
головы); в боковых стенках кабины имелись прозрачные окошки. Шасси не
представляло собой ничего особенного: V-образные трубчатые стойки, общая ось,
амортизация резиновыми жгутами.
В качестве силовой установки был выбран 6-цилиндровый рядный двигатель
жидкостного охлаждения Benz Bz IV мощностью 220 л.с., выпускавшийся по лицензии
венгерской автомобильной фирмой MARTA-Ungarische Automobil A.G. из г. Арад (Arad,
в 1920 г. отошёл к Румынии) под обозначением "Bz 220 серии 81". Мотор был
полностью спрятан в фюзеляже; для доступа к нему были сделаны большие съёмные
алюминиевые крышки с вентиляционными жалюзи (в правой крышке имелся также вырез
для выхлопного коллектора и воздухозаборник карбюратора). Радиатор - лобовой,
сотовый, автомобильного типа. Вооружение должно было состоять из двух синхронных
пулемётов - отечественных Schwarzlose M 7/12 или M 16, калибра 8 мм, или
немецких 7,92-мм LMG 08/15. Их планировали установить в верхней части фюзеляжа
перед кабиной. Однако на прототипе 40.16, постройка которого в Асоде завершилась
в начале зимы 1917 г., вооружение не устанавливалось.
На заводе прототип осмотрели сотрудники авиационного арсенала Flars (Fliegerarsenal),
в задачи которого входил выбор авиационной техники для LFT. Хотя их не
вдохновило ни качество исполнения, ни сама концепция самолёта, да и в достижении
заявленных ЛТХ были сомнения, они всё же предложили подготовить машину к
предстоящим в июне 1918 г. в Асперне сравнительным испытаниям новых типов
истребителей. Обязательным условием для этого была замена двигателя на
проверенный Austro-Daimler AD 6 серии 18 (185 л.с.), ибо венгерские "Бенцы" "славились" низким качеством и ненадёжностью, да и вообще Benz Bz IV скорее
подходил для более тяжёлых, двухместных самолётов (для них он изначально и
создавался).
Переделанный Lloyd DD был, видимо, успешно облётан в Асоде и действительно
представлен на конкурс в Асперне, но о результатах его официальных испытаний
ничего не известно. Возможно, что пилоты Flars попросту отказались летать на
нём, и в воздух в Асперне он так и не поднялся... Летом 1918 г. уже было
налажено массовое производство других, надёжных и проверенных типов истребителей
- Albatros (Oef.) D.III, Aviatik D.I и Phoenix D.I. Экстравагантный "Ллойд" даже
по расчётным данным не превосходил их ни в чём, кроме обзора из кабины. В итоге
ему пришлось сойти со сцены: по всей вероятности, ещё летом 1918 г. прототип был
утилизирован. Сегодня об этой необычной машине напоминают лишь два не слишком
качественных фото.
В подобном же ключе фон Мельшер разработал и ещё один опытный истребитель -
триплан 40.15. Он был построен, но на конкурс в Асперне не успел и до конца
войны не вышел из стадии наземных испытаний.
(c) alternathistory.org.ua
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Lloyd 40.16 |
Размах крыла, м |
8.60 |
Длина, м |
6.85 |
Высота, м |
2.45 |
Площадь крыла, м2 |
24.53 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
765 |
максимальная взлетная |
1005 |
Тип двигателя |
1 ПД Daimler (MAG) |
Мощность, л.с. |
1 х 185 |
Максимальная скорость, км/ч |
185 |
Крейсерская скорость, км/ч |
170 |
Практическая дальность, км |
400 |
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
5600 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
один(два) 8-мм пулемета |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2014