Уголок неба ¦ Григорович М-11

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация первой мировой истребители
   М-11
       
Разработчик: Григорович
Страна: Россия
Первый полет: 1916
Тип: Истребитель - летающая лодка
  ЛТХ     Доп. информация
   


Боевые действия на Балтийском море для русских летчиков характеризовались непрекращающейся борьбой с немецкими гидросамолетами. В этих условиях Морское ведомство пожелало обладать боевым аппаратом, способным к сопровождению разведчиков М-9 и к ведению активного воздушного боя. В соответствии с этими требованиями, Григорович спроектировал одноместную летающую лодку малых размеров, оснащенную двигателем "Гном-Моносупап" 100 л.с.

Конструктивно новая лодка почти не отличалась от других моделей ПРТВ, ее корпус с небольшой поперечной килеватостью повторял по форме более ранние аппараты. Заметным отличием стали боковые поплавки, без зазоров пристыкованные к нижнему крылу и характерный яйцевидный обтекатель перед двигателем. Вооружение состояло из одного неподвижного пулемета, размещенного перед пилотом. Для защиты наиболее жизненных частей самолет имел бронирование толщиной 4-6 мм перед двигателем и пилотом. Стальными накладками по передней кромке усиливались и стойки коробки крыльев.

Под обозначением М-11 самолет построили в июле 1916 года. Летные испытания проводил морской летчик мичман Александр Прокофьев-Северский (впоследствии работал в США, основатель фирмы "Северский", советник президентов Рузвельта и Трумена). Он же в ноябре 1916 г. написал инструкцию "Сборка и регулировка летающей лодки М-11", а в декабре спроектировал и испытал лыжи для М-11. Забегая вперед, укажем, что практически параллельно он оборудовал такие лыжи и для разведчика М-15 - в такой комплектации самолет испытывался в феврале 1917 г.

Следом за первым опытным экземпляром лодочного истребителя достаточно быстро последовало его освоение в серии. Уже в ноябре 1916 г. построили 12 М-11 для Балтики и еще 10 - для Черного моря. До второй половины 1916 года летающая лодка М-11  была наиболее скоростной в мире.

Помимо одноместной лодки М-11 далее была спроектирована и построена двухместная М-12, в которой отказались от бронирования, летчика передвинули назад, а впереди поместили воздушного стрелка. Флот долго не мог решить, какой из машин отдать предпочтение. Свидетельством тому является телеграмма Дудорова в Главное управление кораблестроения от 19 ноября 1916 г: "Ввиду происходящих споров о качествах одноместного и двухместного аппаратов, а также невозможности точно определить сравнительные их качества, прошу для Балтийского моря изготовить 50% одноместных истребителей и 50% двухместных из общего заказа с моторами".

Впрочем, мореходные возможности обоих вариантов оказались сомнительными. Достижение максимальной скорости 135-140 км/ч далось ухудшением поведения лодки на воде: взлет был возможен только при малой волне или ее отсутствии, при старте правое крыло, по причине реактивного момента ротативного двигателя, зарывалось в воду. В полете также чувствовалось действие вращающегося двигателя, что заметно осложняло пилотирование.

Уже упомянутые выше сравнительные испытания трофейного "Альбатроса" показали: "...Истребитель Щетинина М-11 с мотором Моносупап имеет очень незначительное преимущество в скорости, не дающее ему возможности свободно маневрировать, благодаря чему атака уже значительно стеснена...". Добавим, что буквально через месяц немцы оснастили свои гидросамолеты еще более мощными двигателями, и они стали превосходить истребители М-11 по всем параметрам.

Со второй половины 1916 г. и до мая 1917 г. завод Щетинина изготовил и сдал военному ведомству 61 экземпляр М-11 и М-12. 26 машин поступило на Черное море, один экземпляр в летную школу в Баку, остальные на Балтийское море. В середине 1917 г. 15 М-11 числились на Балтике, 4 М-11 - на Черном море.

На практике, в боевых условиях, М-11 и М-12 использовались ограниченно по причине своих невысоких мореходных качеств. И уже летом 1917 г. флот практически отказался от них. С распадом Российской Империи и прекращением активных боевых действий эти маленькие гидросамолеты быстро перестали существовать.

 



 ЛТХ:
Модификация   М-11
Размах крыла, м   8.75
Длина, м   7.60
Высота, м   3.12
Площадь крыла, м2   26.00
Масса, кг  
  пустого самолета   676
  нормальная взлетная   926
Тип двигателя   1 ПД Le Rhone
Мощность, л.с.   1 х 110
Максимальная скорость , км/ч   148
Продолжительность полета, ч   2.7
Максимальная скороподъемность, м/мин   91
Практический потолок, м   3000
Экипаж, чел   1
Вооружение:   1 направленный вперед неподвижный 7.62-мм пулемет


 Доп. информация :


  Фотографии:

 М-11
 М-11
 М-11
 М-11 на лыжном шасси

  Схемы:

 М-11

  Варианты окраски:

 М-11     (с) Андрей Юргенсон

 



 

Список источников:

Авиация и Космонавтика. Михаил Маслов, Владимир Иванов.  Самолеты Дмитрия Григоровича
Г.Ф. Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Андрей Савин. Русский Авиационный музей. Григорович М-11
Александров А.О. Аппараты Щетинина и Григоровича


Уголок неба. 2013 



 

  Реклама: