Боевые действия на Балтийском море для русских летчиков характеризовались
непрекращающейся борьбой с немецкими гидросамолетами. В этих условиях Морское
ведомство пожелало обладать боевым аппаратом, способным к сопровождению
разведчиков М-9 и к ведению активного воздушного боя. В соответствии с этими
требованиями, Григорович спроектировал одноместную летающую лодку малых
размеров, оснащенную двигателем "Гном-Моносупап" 100 л.с.
Конструктивно новая
лодка почти не отличалась от других моделей ПРТВ, ее корпус с небольшой
поперечной килеватостью повторял по форме более ранние аппараты. Заметным
отличием стали боковые поплавки, без зазоров пристыкованные к нижнему крылу и
характерный яйцевидный обтекатель перед двигателем. Вооружение состояло из
одного неподвижного пулемета, размещенного перед пилотом. Для защиты наиболее
жизненных частей самолет имел бронирование толщиной 4-6 мм перед двигателем и
пилотом. Стальными накладками по передней кромке усиливались и стойки коробки
крыльев.
Под обозначением М-11 самолет построили в июле 1916 года. Летные испытания
проводил морской летчик мичман Александр Прокофьев-Северский (впоследствии
работал в США, основатель фирмы "Северский", советник президентов Рузвельта и Трумена). Он же в ноябре 1916 г. написал инструкцию
"Сборка и регулировка
летающей лодки М-11", а в декабре спроектировал и испытал лыжи для М-11. Забегая
вперед, укажем, что практически параллельно он оборудовал такие лыжи и для
разведчика М-15 - в такой комплектации самолет испытывался в феврале 1917 г.
Следом за первым опытным экземпляром лодочного истребителя достаточно быстро
последовало его освоение в серии. Уже в ноябре 1916 г. построили 12 М-11 для
Балтики и еще 10 - для Черного моря. До второй половины 1916 года летающая лодка
М-11 была наиболее скоростной в мире.
Помимо одноместной лодки М-11 далее была спроектирована и построена двухместная
М-12, в которой отказались от бронирования, летчика передвинули назад, а впереди
поместили воздушного стрелка. Флот долго не мог решить, какой из машин отдать
предпочтение. Свидетельством тому является телеграмма Дудорова в Главное
управление кораблестроения от 19 ноября 1916 г: "Ввиду происходящих споров о
качествах одноместного и двухместного аппаратов, а также невозможности точно
определить сравнительные их качества, прошу для Балтийского моря изготовить 50%
одноместных истребителей и 50% двухместных из общего заказа с моторами".
Впрочем, мореходные возможности обоих вариантов оказались сомнительными.
Достижение максимальной скорости 135-140 км/ч далось ухудшением поведения лодки
на воде: взлет был возможен только при малой волне или ее отсутствии, при старте
правое крыло, по причине реактивного момента ротативного двигателя, зарывалось в
воду. В полете также чувствовалось действие вращающегося двигателя, что заметно
осложняло пилотирование.
Уже упомянутые выше сравнительные испытания трофейного "Альбатроса" показали: "...Истребитель Щетинина М-11 с мотором Моносупап имеет очень незначительное
преимущество в скорости, не дающее ему возможности свободно маневрировать,
благодаря чему атака уже значительно стеснена...". Добавим, что буквально через
месяц немцы оснастили свои гидросамолеты еще более мощными двигателями, и они
стали превосходить истребители М-11 по всем параметрам.
Со второй половины 1916 г. и до мая 1917 г. завод Щетинина изготовил и сдал
военному ведомству 61 экземпляр М-11 и М-12. 26 машин поступило на Черное море,
один экземпляр в летную школу в Баку, остальные на Балтийское море. В середине
1917 г. 15 М-11 числились на Балтике, 4 М-11 - на Черном море.
На практике, в боевых условиях, М-11 и М-12 использовались ограниченно по
причине своих невысоких мореходных качеств. И уже летом 1917 г. флот практически
отказался от них. С распадом Российской Империи и прекращением активных боевых
действий эти маленькие гидросамолеты быстро перестали существовать.