М-12 - истребитель - летающая
лодка, разработанный конструктором Д.П.Григоровичем.
Помимо одноместной лодки М-11 далее была спроектирована и построена двухместная
М-12, в которой отказались от бронирования, летчика передвинули назад, а впереди
поместили воздушного стрелка.
Флот долго не мог решить, какой из машин отдать
предпочтение. Свидетельством тому является телеграмма Дудорова в Главное
управление кораблестроения от 19 ноября 1916 г: "Ввиду происходящих споров о
качествах одноместного и двухместного аппаратов, а также невозможности точно
определить сравнительные их качества, прошу для Балтийского моря изготовить 50%
одноместных истребителей и 50% двухместных из общего заказа с моторами".
М-12 испытал летчик А.Н.Прокофьев-Северский. При той же
максимальной скоростью, что и у М-11 он имел лучшую
скороподъемность. Выпущен в
конце 1916 года. С сентября 1916 г. по май 1917 г. морское ведомство получило 61 гидросамолет М-11 и М-12, из них 26 летали на Черном море, около 20 - на Балтике.
На практике, в боевых условиях, М-11 и М-12 использовались ограниченно по
причине своих невысоких мореходных качеств. И уже летом 1917 г. флот практически
отказался от них. С распадом Российской Империи и прекращением активных боевых
действий эти маленькие гидросамолеты быстро перестали существовать.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
М-12 |
Размах крыла, м |
8.75 |
Длина, м |
7.60 |
Высота, м |
3.12 |
Площадь крыла, м2 |
26.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
620 |
нормальная взлетная |
9870 |
Тип двигателя |
1 ПД Le Rhone |
Мощность, л.с. |
1 х 110 |
Максимальная скорость , км/ч |
140 |
Продолжительность полета, ч |
2.7 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
167 |
Практический потолок, м |
4000 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
один передений неподвижный 7.62-мм пулемет |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
М-12 |
Схемы:
|
М-12 |
|
Уголок неба. 2013
|