Основанная весной 1912-го, итальянская фирма Societa Anonima Nieuport Macchi
(г. Варезе) уже в конце того же года построила свой первый серийный самолет Parasol. В первые годы своего существования она выпускала в основном летающие
лодки и гидросамолеты. Приобретенный опыт дал возможность добиться выдающихся
результатов в авиагонках на кубок Шнейдера.
Успехи фирмы в постройке летающих лодок и гидросамолетов неразрывно связаны с
именем ее главного конструктора Марио Кастольди (Mario Castoldi). С ним же
связаны и успехи фирмы в создании лучших итальянских истребителей периода Второй
мировой войны.
В ходе же Первой мировой войны Macchi выпускала по лицензии истребители Nieuport различных модификаций для итальянской армии, а также несколько моделей
летающих лодок собственной оригинальной конструкции. В 1918 году производство
достигло максимальной отметки в истории фирмы - 114 самолетов в месяц.
Итальянский королевский флот (Regia Marina Italians) поначалу отдавал предпочтение австро-венгерским летающим лодкам "Лохнер". Однако с вступлением
Италии в войну фирма Macchi наладила выпуск летающих лодок L-1, взяв при этом за основу австро-венгерскую "Лохнер" L-40. На L-1 установили итальянский двигатель "Изотто-Фраскини"
мощностью 150 л.с. и вооружили ее 6,5-мм пулеметом "Фиат-Ривелли".
Всего было выпущено 139 экземпляров L-1, весьма успешно действовавших в Эгейском
море и над побережьем Средиземного моря. Гидросамолеты L-1 имели лучшие
характеристики по сравнению с лицензионными летающими лодками FBA, ранее
выпускавшимися фирмой.
В 1916 году появился улучшенный вариант - L-2. Построенная всего в десяти
экземплярах, эта лодка стала прототипом для более совершенной конструкции,
выпускавшейся под обозначением L-3. Практически сразу после постройки ее
переименовали в М-3. С этого момента все лодки фирмы уже выпускались под
обозначением "М" (Macchi).
Гидросамолеты М-3 использовались как универсальные - они принимали участие в атаках на неприятельские позиции, поддерживали высадку
морских десантов, защищали с воздуха корабли флота и свои войска. Весьма успешно действовали М-3 против австро-венгерских "лохнеров" и "фениксов". Летающая лодка М-3 стала
первой машиной, используемой в итальянской морской авиации для ведения
фоторазведки. До 1917 года было выпущено 107 экземпляров М-3.
Развитием М-3 стали машины с индексами 5, 6 и 7. Летающая лодка М-7 с 12-цилиндровым 250-сильным двигателем "Изотто-Фраскини", пилотируемая
лейтенантом Джованни Де Бриганти, в 1921 году сумела одержать победу на
Шнейдоровских гонках гидросамолетов, установив при этом рекорд скорости в 182,5
км/час.
Следующими самолетами фирмы были летающая лодка М-14 и ее модификация М-26.
Они мало отличались друг от друга и представляли собой цельнодеревянные
конструкции, выполненные по бипланной схеме с открытой кабиной пилота.
К 1927 году гидросамолеты итальянского флота стали устаревать. И Macchi
разработала новую летающую лодку- М.41, которая стала развитием М-7 и
М-26. На самолете устанавливался двигатель F.20 фирмы Fiat, корпус новой лодки
отличался более плавными обводами.
В то же время на фирме "Савойя-Маркетти" создали близкий по характеристикам
гидросамолет S-58. Обе машины прошли сравнительные испытания в 1927 году, но по
причинам экономического характера в серийное производство запущены не были.
Вместо этого решили продлить срок службы M-7ter, установив на них новый
двигатель IF Semiasso.
Через два года к идее перевооружения авиации флота все же пришлось вернуться,
и фирма Macchi представила модернизированную лодку M.41bis. От прототипа
двухлетней давности она отличалась формой радиатора и размещением пулеметов: их
установили таким образом, чтобы исключить попадание воды в стволы. Новая машина
испытывалась летом 1929 года.
Незначительные мелкие дефекты не помешали запуску самолета в серийное
производство. До конца года фирма успела построить 25 летающих лодок. В
дальнейшем истребители выпускались партиями по 16 машин. В течение девяти лет
M.41bis состояли на вооружении 164-й и 166-й эскадрилий, принадлежащих 88-й
группе Autonomo de Caccia Maritima. Постоянным местом базирования 88-й группы
считалась база в Вигна Ди Валле.
С конца 1938 года M.41bis начали заменяться поплавковыми гидросамолетами
Ro-44, и к 1939 году осталось только восемь лодок, на которых летный состав
совершенствовал технику пилотирования.
Интересно, что М.41 bis стала последним гидроистребителем в итальянской и в
мировой авиации, а еще - единственным самолетом своего класса, которому довелось
повоевать в период между мировыми войнами - они использовались франкистами во
время гражданской войны в Испании.
В ночь с 27 на 28 августа 1936 года на Палма Де Майорка прибыло итальянское
судно "Эмилио Моранди". Его трюмы были заполнены военными грузами - их Муссолини
направил в помощь повстанцам, высадившимся на острове 16 августа и ведущим
кровопролитные бои с республиканцами. Груз корабля включал шесть гидросамолетов
(из них три M.41bis и три истребителя Fiat CR.32), большое количество 20-мм
зенитных пулеметов Breda, боеприпасы, авиационные бомбы и топливо. Боевую
технику сопровождали итальянские военные - все в штатском и с фальшивыми
документами. Пилотами М.41 bis служили лейтенанты Карло Ринар-ди, Джузеппе Де
Агостини и сержант Данте Вентурини. Начальником отряда гидросамолетов назначили
Карла Ринарди - по документам Ривелло.
Разгрузка прошла той же ночью. Самолеты CR.32 были направлены на аэродром, а
М.41 bis оставлены на участке причала, откуда они могли немедленно взлететь. Уже
утром один из самолетов приготовили к старту. Ринарди после пробного полета в
районе залива Палма направился к Порто Кристо, где правительственные войска
держали оборону. Ринарди снизился и в бухте обнаружил шесть гидросамолетов на
плаву. Сопровождавший М.41 bis истребитель Fiat тотчас атаковал их. Сам Ринарди
повредил два гидросамолета правительственных войск. После этого он обстрелял и
взлетевший самолет S-62.
Три лодки M.41bis были включены в 130 легионерную эскадрилью. Она постоянно
базировалась в углу порта Майорка, вблизи портального крана.
В течение ночи с 3 на 4 сентября 1936 года отряды правительственных войск под
командованием капитана Альберта Байо оставили плацдарм, погрузились на корабли и
ушли в Барселону. Гидросамолеты М.41 bis франкистов оставались в порту Майорка
до конца сентября. К тому времени соседние острова (за исключением Минорки),
оставались в руках повстанцев. И M.41bis занимались тем, что перехватывали
самолеты, взлетавшие с Минорки. В мае 1937 года самолеты М.41 bis прекратили
полеты из-за отсутствия запасных частей.
В 1935 году конструкцию M.41bis подвергли коренной модернизации, превратив
истребитель в бомбардировщик - дальний разведчик М.77. Обводы корпуса лодки
не изменились, но ее размеры увеличились. К тому же было упразднено верхнее
крыло - в итоге самолет стал монопланом. Самолет сделали трехместным. За задней
кромкой крыла разместили пулеметную турель стрелка-радиста, перед пилотской
кабиной расположили кабину штурмана с турелью второго пулемета.
Как и М.41 bis, лодка М.77 была цельнодеревянной - сталь применялась только в
узлах крепления, в мотораме и ее стойках. На крыле монтировалось четыре съемных
бомбодержателя грузоподъемностью до 100 кг. Самолет изрядно потяжелел, поэтому
пришлось установить на него более мощный 18-цилиндровый 910-сильный двигатель "Изотто-Фраскини"
Ассо 750R. Максимальная скорость нового самолета достигла 303 км/ч.
Описание конструкции
Гидроистребитель Macchi M.41 bis представлял собой одноместную летающую лодку
с толкающим винтом и двигателем, установленным на стойках между верхним и нижним
крыльями.
Фюзеляж самолета - однореданная лодка цельнодеревянной конструкции. С целью
повышения плавучести (непотопляемости) лодки, шпангоуты No. 4, 9, 18, 28 выполнены
герметичными.
В носовой части фюзеляжа размещались отсек балласта, вооружение и кабина
пилота. В центральной части находилось топливное оборудование (двигатель
карбюратора, агрегат запуска карбюратора, мотопомпа Fimac), два топливных бака и
баллон со сжатым воздухом. По низу фюзеляжа проходили тяга и тросы управления
элеронами и рулями высоты и поворота. К хвостовой части крепился киль и
стабилизатор.
Фюзеляж обшивался многослойной фанерой, а поверху оклеивался полотном и
покрывался специальным водостойким лаком. Для уменьшения попадания водяных брызг
в пилотскую кабину по всей длине фюзеляжа (слева и справа) крепились отражатели
волн в виде дюралюминиевого уголка.
Нижнее крыло присоединялось к центроплану фюзеляжа; верхнее состояло из
правой и левой консолей, крепившихся к своему центроплану. Крылья между собой
соединялись четырьмя стальными стойками (подкосами) и для большей жесткости
стягивались расчалками.
Конструкционно крылья были идентичными и выполнялись по двухлонжеронной
схеме. Лонжероны - коробчатого типа. Для большей жесткости лонжероны внутри
крыльев стягивались тросами-расчалками и стяжными штырями. Обшивка крыла
полотняная. Носки крыльев до первого лонжерона - фанерные. Элероны располагались
только на нижнем крыле. Управление элеронами - жесткое. Обшивка - полотняная.
Под нижним крылом располагались баллонеты (поплавки), обеспечивающие лодке
поперечную устойчивость при движении по воде. На центроплане верхнего крыла
(правее продольной оси симметрии) устанавливался ветровой электрогенератор.
Хвостовое оперение включало в себя киль и стабилизатор с рулями высоты и
поворота. Для жесткости стабилизатор соединялся с фюзеляжем и килем подкосами и
расчалками.
Кабина пилота - открытого типа. Приборное оборудование позволяло выполнять
полеты днем и ночью в простых метеоусловиях.
На летающей лодке устанавливался двигатель Fiat A.20 мощностью 420 л.с. Перед
ним располагался водяной радиатор, снизу - маслорадиатор. Тяги управления
двигателем от сектора газа тянулись внутри левой передней стойки мотогондолы.
Воздушный винт - толкающий, деревянный. Втулка винта закрывалась съемным
обтекателем.
Вооружение самолета состояло из двух 7,7-мм пулеметов Vickers, неподвижно
закрепленных перед кабиной пилота. Подача боеприпасов -ленточная. На нижней
плоскости предусматривалась возможность установки двух бомбодержателей,
рассчитанных на бомбовую нагрузку до 60 кг.