Для своего времени истребитель MS.225, созданный в рамках программы 1931 года, был, как сказали бы сегодня, высокотехнологичной машиной, и потому не вызывает
удивления тот факт, что командование флота обратило на него свое внимание. Намерения командования ВМС Франции не ограничивались только переоснащением эскадрилий
истребителей наземного базирования. В то время в состав авиагруппы единственного французского авианосца "Беарн" входила истребительная эскадрилья. На
вооружении этой эскадрильи стояли Wibault Wib-74, которые были оснащены 420-сильными двигателями Gnome-Rhone Jupiter и уже не соответствовали требованиям
времени. Желая перевооружить истребительную эскадрилью, в командовании ВМС Франции решили приспособить MS.225 в базированию на авианосце.
MS.226, разработка которого началась в 1932 году, сохранил основные конструктивные особенности планера MS.225. Два шарнира, на которые был насажен вал
посадочного гака, были прикреплены к узлам, соединявшим нижние лонжероны фюзеляжа и шпангоут No.6. Посадочный гак имел длину 1830 мм и никогда не растягивался
при зацеплении его за тормозной трос. Поскольку гак, снабженный внутренним телескопическим амортизатором, перемещал центр тяжести, возникала необходимость
сместить крыло и тем самым сохранить центровку. Исследования выявили необходимость смещения крыла назад на 70 мм, чего добились более короткими центропланными
стойками и подкосами. Конструкция крыла сохранила структуру, аэродинамический профиль, стреловидность, размеры и угол установки (2%) от своего предшественника,
но в отличие от MS.225 был снижен на 10 мм. Вариант со складным крылом, получивший обозначение MS.226 bis, отличался от MS.226 конструктивными изменениями,
налагаемыми системой складывания консолей крыла:
- расцеплением лонжеронов и передних подкрыльевых подкосов;
- поворотными устройствами, установленными в заднем лонжероне крыла;
- шарнирным соединением подъемной задней части центроплана крыла;
- усиленными крайними нервюрами центроплана крыла;
- усиленными внутренними трубчатыми подкосами нервюрами 1 поворотных консолей крыла.
После складывания консолей размах крыла MS.226 bis составлял 3800 мм. Оба варианта - MS.226 и MS.226 bis - имели хвостовое колесо, необходимое для действий с
авианосца, оборудование для ночных полетов и вооружение, которое, как и у MS.225, состояло из двух синхронизированных пулеметов Chatellerault (изготовленные по
лицензии 7,7-мм пулеметы Vickers). К сожалению, по неизвестной нам причине MS.226 и MS.226 bis были оснащены безнаддувным двигателем Gnome-Rhone 9 Kdr, который
на номинальном режиме при 2300 об/мин развивал 500 л.с. Здесь необходимо сделать небольшое отступление и рассказать о буквенно-цифровом коде, который использовался в обозначениях двигателей. В соответствии со
стандартами, применявшимися в те годы всеми французскими производителями двигателей, число указывало на количество цилиндров, первая литера - на семейство
двигателей компании-производителя, вторая литера - версия типа, а третья и четвертая литеры "r" и "s" указывали на использование редуктора (reducteur) и
нагнетателя (suralimentation). Таким образом, двигатель 9 Kbrs, которым был оснащен истребитель MS.225, представлял собой девятицилиндровый авиамотор компании
Gnome-Rhone семейства K, второго варианта, оснащенный редуктором и наддувом. Другими примерами авиамоторов с редуктором и наддувом являются Hispano-Suiza
12Ydrs и Lorraine 12Hars. Что касается MS.225, то он был оснащен деревянным двухлопастным винтом диаметром 3040 мм, установленным на выходной вал редуктора с передаточным соотношением
2:3. Двигатель был повернут влево на 1°30?. Топливный и масляный баки имели емкость 310 и 27 литров соответственно. Три прототипа MS.226 (в том числе и один со складывающимися консолями крыла) были заказаны министерством авиации в 1933 году (контракт 381/3) и были изготовлены
в Пюто. Прототипы MS.226 No.01 и No.02 имели заводские номера 4132 и 4133, прототип MS.226 bis No.03 имел заводской номер 4134. Во второй половине февраля 1934 года один из прототипов MS.226 был передан расположенному в Виллакубле центру по испытанию авиационной техники (Centre d’Essais
du Materiel Aeronautique - CEMA), а в апреле того же года заводские пилоты компании Morane-Saulnier начали выполнять приемо-сдаточные полеты. После испытаний
все три самолета были переданы ВМС Франции во второй половине 1934 года. Однако к этому времени четырнадцатицилиндровые двигатели Gnome-Rhone серии K смогли одолеть свои детские болезни и были готовы обеспечить отличные
характеристики тем самолетам, на которые они будут установлены (рабочий объем двигателей Gnome-Rhone 14K составлял 38,6 литров, тогда как двигателей 9K - всего
24,9 литров). К этому времени был создан истребитель Dewoitine D-371, оснащенный двигателем Gnome-Rhone 14Kfs. Данный авиамотор был аттестован на достижение
мощности 880 л.с. на высоте 3825 метров, причем в полете эта высота увеличивалась на 250 метров за счет динамического давления в воздухозаборнике. Сравнительные полеты, решение о начале которых было принято 1 сентября 1934 года, были проведены в Виллакубле в последнем квартале того же года, и в них приняли
участие два пилота с авианосца "Беарн". В тестировании, в ходе которого предпочтение сначала отдавалось биплану Bleriot-Spad 510, приняли участие Nieuport 122,
Dewoitine 500 и Dewoitine 371; MS.226 среди участников конкурса не было. В конечном итоге победителем стала компания Dewoitine со своим истребителем-парасолем
D-371 и его "оморяченными" версиями D-373 и D-376, которые и должны были стать новыми французскими палубными истребителями. Нет ничего удивительного в том, что MS.226 не принял участия в этом конкурсе. Этот самолет, представлявший собой "оморяченную" версию MS.225, с технологической
точки зрения был устаревшим по-сравнению со своими соперниками, имевшими монококовые фюзеляжи, крылья с металлическими силовым набором и обшивкой, а также более
мощные двигатели и вооружение. В отличие от конкурентов, оснащенных 690-сильными двигателями Hispano-Suiza 12Xbrs, истребитель Dewoitine 373 имел более мощный
двигатель и крыло-парасоль, более подходившее для складывания консолей. Выбор D-373 в качестве палубных истребителей позволяет предположить, что испытания
трех MS.226 не могли не отразиться на взглядах командования ВМС Франции и сделанном им выборе. План перевооружения 1936 года в разделах Обучение и Оснащение авианосца "Беарн" включал пять винтов Levasseur (двух- и трехлопастных), четыре Wib-74, два D-373
и три MS.226. Однако вскоре в дополнении No.3 от 7 января 1936 года число последних было сокращено до двух. Следует сказать, что уменьшение количества MS.226 не
обязательно связано с сокращением планов закупки. Также вполне вероятна версия, что самолет MS.226 bis No.03 разбился в катастрофе или же попросту выработал
свой ресурс и был списан. Та же тайна окружает и завершение карьеры двух других MS.226, один из которых на 30 сентября 1939 года находился в Бресте.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
MS.226 |
Размах крыла, м |
10.56 |
Длина, м |
7.24 |
Высота, м |
3.40 |
Площадь крыла, м2 |
17.20 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
|
нормальная взлетная |
1640 |
Тип двигателя |
1 ПД Gnome Rhone 9Kdr |
Мощность, л.с. |
1 х 500 |
Максимальная скорость , км/ч |
277 |
Крейсерская скорость , км/ч |
235 |
Практическая дальность, км |
|
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
7500 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
два 7.7-мм пулемета Vickers |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2021
|