Уголок неба ¦ Morane-Saulnier MS.226

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация первой мировой истребители
   MS.226
       
Разработчик: Morane-Saulnier
Страна: Франция
Первый полет: 1934
Тип: Палубный истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Для своего времени истребитель MS.225, созданный в рамках программы 1931 года, был, как сказали бы сегодня, высокотехнологичной машиной, и потому не вызывает удивления тот факт, что командование флота обратило на него свое внимание. Намерения командования ВМС Франции не ограничивались только переоснащением эскадрилий истребителей наземного базирования. В то время в состав авиагруппы единственного французского авианосца "Беарн" входила истребитель­ная эскадрилья. На вооружении этой эскадрильи стояли Wibault Wib-74, которые были оснащены 420-сильными двигателями Gnome-Rhone Jupiter и уже не соответствовали требованиям времени. Желая перевооружить истребительную эскадрилью, в командовании ВМС Франции решили приспособить MS.225 в базированию на авианосце.

MS.226, разработка которого началась в 1932 году, сохранил основные конструктивные особен­ности планера MS.225. Два шарнира, на которые был насажен вал посадочного гака, были прикреплены к узлам, соединявшим нижние лонжероны фюзеляжа и шпангоут No.6. Посадочный гак имел длину 1830 мм и никогда не растягивался при зацеплении его за тормозной трос. Поскольку гак, снабженный внутренним телескопическим амортизатором, перемещал центр тяжести, возникала необходимость сместить крыло и тем самым сохранить центровку. Исследования выявили необходимость смещения крыла назад на 70 мм, чего добились более короткими центропланными стойками и подкосами. Конструкция крыла сохранила структуру, аэродинамический профиль, стреловидность, размеры и угол установки (2%) от своего предшественника, но в отличие от MS.225 был снижен на 10 мм. Вариант со складным крылом, получивший обозначение MS.226 bis, отличался от MS.226 конструктивными изменениями, налагаемыми системой складывания консолей крыла:

  • расцеплением лонжеронов и передних подкрыльевых подкосов;
  • поворотными устройствами, установленными в заднем лонжероне крыла;
  • шарнирным соединением подъемной задней части центроплана крыла;
  • усиленными крайними нервюрами центроплана крыла;
  • усиленными внутренними трубчатыми подкосами нервюрами 1 поворотных консолей крыла.

После складывания консолей размах крыла MS.226 bis составлял 3800 мм. Оба варианта - MS.226 и MS.226 bis - имели хвостовое колесо, необходимое для действий с авианосца, оборудование для ночных полетов и вооружение, которое, как и у MS.225, состояло из двух синхронизированных пулеметов Chatellerault (изготовленные по лицензии 7,7-мм пулеметы Vickers). К сожалению, по неизвестной нам причине MS.226 и MS.226 bis были оснащены безнаддувным двигателем Gnome-Rhone 9 Kdr, который на номинальном режиме при 2300 об/мин развивал 500 л.с.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление и рассказать о буквенно-цифровом коде, который использовался в обозначениях двигателей. В соответствии со стандартами, применяв­ши­мися в те годы всеми французскими производителями двигателей, число указывало на количество цилиндров, первая литера - на семейство двигателей компании-производителя, вторая литера - версия типа, а третья и четвертая литеры "r" и "s" указывали на использование редуктора (reducteur) и нагнетателя (suralimentation). Таким образом, двигатель 9 Kbrs, которым был оснащен истребитель MS.225, представлял собой девятицилиндровый авиамотор компании Gnome-Rhone семейства K, второго варианта, оснащенный редуктором и наддувом. Другими примерами авиамоторов с редук­тором и наддувом являются Hispano-Suiza 12Ydrs и Lorraine 12Hars.

Что касается MS.225, то он был оснащен деревянным двухлопастным винтом диаметром 3040 мм, установленным на выходной вал редуктора с передаточным соотношением 2:3. Двигатель был повернут влево на 1°30?. Топливный и масляный баки имели емкость 310 и 27 литров соответ­ственно.

Три прототипа MS.226 (в том числе и один со складывающимися консолями крыла) были заказаны министерством авиации в 1933 году (контракт 381/3) и были изготовлены в Пюто. Прототипы MS.226 No.01 и No.02 имели заводские номера 4132 и 4133, прототип MS.226 bis No.03 имел заводской номер 4134.

Во второй половине февраля 1934 года один из прототипов MS.226 был передан расположенному в Виллакубле центру по испытанию авиационной техники (Centre d’Essais du Materiel Aeronautique - CEMA), а в апреле того же года заводские пилоты компании Morane-Saulnier начали выполнять приемо-сдаточные полеты. После испытаний все три самолета были переданы ВМС Франции во второй половине 1934 года.

Однако к этому времени четырнадцатицилиндровые двигатели Gnome-Rhone серии K смогли одолеть свои детские болезни и были готовы обеспечить отличные характеристики тем самолетам, на которые они будут установлены (рабочий объем двигателей Gnome-Rhone 14K составлял 38,6 литров, тогда как двигателей 9K - всего 24,9 литров). К этому времени был создан истребитель Dewoitine D-371, оснащенный двигателем Gnome-Rhone 14Kfs. Данный авиамотор был аттестован на достижение мощности 880 л.с. на высоте 3825 метров, причем в полете эта высота увеличи­валась на 250 метров за счет динамического давления в воздухозаборнике.

Сравнительные полеты, решение о начале которых было принято 1 сентября 1934 года, были проведены в Виллакубле в последнем квартале того же года, и в них приняли участие два пилота с авианосца "Беарн". В тестировании, в ходе которого предпочтение сначала отдавалось биплану Bleriot-Spad 510, приняли участие Nieuport 122, Dewoitine 500 и Dewoitine 371; MS.226 среди участ­ников конкурса не было. В конечном итоге победителем стала компания Dewoitine со своим истре­бителем-парасолем D-371 и его "оморяченными" версиями D-373 и D-376, которые и должны были стать новыми французскими палубными истребителями.

Нет ничего удивительного в том, что MS.226 не принял участия в этом конкурсе. Этот самолет, представлявший собой "оморяченную" версию MS.225, с технологической точки зрения был устаревшим по-сравнению со своими соперниками, имевшими монококовые фюзеляжи, крылья с металлическими силовым набором и обшивкой, а также более мощные двигатели и вооружение. В отличие от конкурентов, оснащенных 690-сильными двигателями Hispano-Suiza 12Xbrs, истребитель Dewoitine 373 имел более мощный двигатель и крыло-парасоль, более подходившее для складыва­ния консолей. Выбор D-373 в качестве палубных истребителей позволяет предположить, что испы­тания трех MS.226 не могли не отразиться на взглядах командования ВМС Франции и сделанном им выборе.

План перевооружения 1936 года в разделах Обучение и Оснащение авианосца "Беарн" включал пять винтов Levasseur (двух- и трехлопастных), четыре Wib-74, два D-373 и три MS.226. Однако вскоре в дополнении No.3 от 7 января 1936 года число последних было сокращено до двух. Следует сказать, что уменьшение количества MS.226 не обязательно связано с сокращением планов закупки. Также вполне вероятна версия, что самолет MS.226 bis No.03 разбился в катастрофе или же попросту выработал свой ресурс и был списан. Та же тайна окружает и завершение карьеры двух других MS.226, один из которых на 30 сентября 1939 года находился в Бресте.






 ЛТХ:
Модификация   MS.226
Размах крыла, м   10.56
Длина, м   7.24
Высота, м   3.40
Площадь крыла, м2   17.20
Масса, кг  
  пустого самолета  
  нормальная взлетная   1640
Тип двигателя   1 ПД Gnome Rhone 9Kdr
Мощность, л.с.   1 х 500
Максимальная скорость , км/ч   277
Крейсерская скорость , км/ч   235
Практическая дальность, км  
Скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   7500
Экипаж, чел   1
Вооружение:   два 7.7-мм пулемета Vickers


 Доп. информация :


  Фотографии:

 MS.226
 MS.226
 MS.226
 MS.226

 



 

Список источников:

Альтернативная История. Иван Бякин. "Оморячивание" MS.225. Опытный палубный истребитель Morane Saulnier MS.226
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Morane-Saulnier MS.225
Avions 81. L. Morareau, C. Cony, P. Cortet. Les Morane-Saulnier MS 225 & 226 de la Marine
Le Fana de l'Aviation 1969-10. Pierre Leyvastre. Par "navalisation" du MS.225 on obtint, en 1934, le Morane Saulnier 226
Air International 1988-01. Fighter A to Z


Уголок неба. 2021 



 

  Реклама: