В 1913 году появилась новая модификация Morane-Saulnier Type L несколько необычного вида из-за своего крыла, поднятого высоко над фюзеляжем. Такая компоновка впоследствии получила название "парасоль" (буквально "зонтик"). Новый самолет являлся развитием типа G, имел аналогичный фюзеляж и крыло такого же размаха. Крыло было поднято
для улучшения обзора вниз. Тип L стал самым массовым из "Моранов" (построено более 600 экземпляров).
Приближалась первая мировая война. В разных странах производились эксперименты по боевому применению авиации. Во Франции на "Моранах" типа Н предпринимались попытки установки фиксированного
пулемета "Гочкисс" на стойках, вне диска пропеллера. В Англии, в эскадрилье №4 (4 Squadron) производились опыты бомбометания с "Морана".
Когда на смену карабинам и пистолетам летчиков в авиацию пришел пулемет, то "Моран" тип L оказался очень удобным для его размещения. Пулемет можно было расположить либо сзади у наблюдателя, либо
сверху на крыле. Капрал Жорж Гинемер одержал свою первую воздушную победу именно на таком "L", когда механик установил пулемет на его самолет-разведчик. Обладая хорошей для тех времен скоростью
и маневренностью, имея на борту такое грозное оружие, как пулемет, "Моран" мог противостоять любым германским аэропланам. Но это несколько позже, а пока воздушные бои ведутся таким образом.
5 февраля 1915 года самолет "Моран" L из 3-й английской эскадрильи, с пилотом лейтенантом Ведхемом и наблюдателем лейтенантом Бартом, вступил в бой с германским "Авиатиком" близ города Менвиль.
Немецкий летчик первым заметил противника и стал уходить, а его наблюдатель открыл огонь из карабина. Ведхем, искусно маневрируя, нагнал врага и подошел к нему сзади-сверху на дистанцию 100
метров. Барт начал стрелять из своего карабина. "Моран" подлетел совсем близко к неприятелю, расстояние между противниками сократилось до 20 метров. Было ясно видно, как пули рвут полотно на
немецком самолете. Еще несколько удачных выстрелов, и поврежденный "Авиатик" садится на вынужденную. "Моран" во время этого боя также получил пробоины в винте, фюзеляже и в плоскости.
Венцом всех работ по вооружению самолета стало размещение на нем неподвижного пулемета, способного стрелять через диск вращающегося пропеллера. Назревшая необходимость надежно вооружить самолет
привела к тому, что летчик Гарро совместно с Солнье развили идею курсового пулемета. Они предложили установить его прямо на фюзеляже, впереди летчика, что значительно облегчало стрельбу,
прицеливание и упрощало перезарядку. Для предохранения лопастей винта на них смонтировали специальные отсекатели.
Гарро, воевавший тогда в 26-й французской эскадрилье, вылетел 1 апреля 1915 года на переделанном таким образом "Моране" L и сбил немецкий биплан. Успев одержать еще две победы, Гарро 18 апреля
попал под огонь с земли и вынужден был приземлиться на вражеской территории в Восточной Фландрии. Французское "чудо-оружие" попало в руки немцев, которые сразу попытались скопировать это
изобретение. Но результат оказался весьма плачевным. Дело в том, что немецкие пули имели сердечник из хромистой стали и быстро разбивали уголки отсекателя, разнося винт в щепки. Утяжелять
отсекатель было невозможно, так как это резко снижало возможности винта. Вскоре немецкий авиаконструктор Энтони Фоккер предложил изобретенный им пулеметный синхронизатор, но это уже тема для
отдельной статьи.
Немцев заинтересовала в "Моране" не только система вооружения, но и сама конструкция аппарата. Завод "Пфальц" в Баварии начал строить копии самолетов этого типа для германской армии. Так, "Моран-Солнье"
тип Н стал "Пфальцем" Е.I, a "Моран-Солнье" тип L стал "Пфальцем" А.II. При этом на "Пфальцы" устанавливали пулеметы с синхронизаторами, что превращало их в полноценные истребители.
С началом войны во Франции "Моранами" вооружили эскадрильи MS. 3,- 12,-15, -23, -26, -37, -48 и -49 (во Франции номер боевой эскадрильи начинался с первых букв, обозначающих тип самолетов,
находившихся в ней; так эскадрильи, имевшие "Мораны", - MS, "Спады" - SPA, "Ньюпоры" - N и т. д.). В Англии первой "Мораны" L получила третья эскадрилья PFC и первое крыло RNAS, вскоре к ним
присоединились 1-я и 12-я эскадрильи. Почти сразу эти соединения отправились в составе английских экспедиционных сил на Западный фронт.
5 июня 1915 года "Цеппелин" императорской германской армии, с бортовым номером LZ27, возвращался на свою базу после неудачного рейда на Британские острова. Застигнутый неожиданной атакой
англичан над Кале воздушный корабль направлялся в оккупированную Бельгию.
Около 2.35 дня, находясь уже на подлете к городу Гент, экипаж "Цеппелина" чувствовал себя почти дома и ослабил наблюдение за воздухом. На земле под ними проплывали постройки монастыря св.Армана.
От пейзажа внизу веяло спокойствием. Вдруг серия взрывов сотрясла оболочку гиганта. Наполненный водородом дирижабль моментально вспыхнул. Из всей команды избежал гибели, причем самым
сверхъестественным образом, только штурман Альфред Мухлер. Когда его вышвырнуло из разрушающейся гондолы корабля, он упал не на землю, а на выставленную в монастыре для просушки кровать с мягким
матрасом.
Эту воздушную победу над германским дирижаблем одержал британский пилот - суб-лейтенант Р.А. Дж.Варнефорд из состава 1-го воздушного крыла RNAS (Royal Navy Air Service - Авиационная служба
королевского флота). В своем рапорте об этом воздушном бое он впоследствии записал: "Я находился сзади и выше "Цеппелина" на высоте примерно 11000 футов (около 3350 метров). Выключив двигатель,
я начал снижаться. Когда дирижабль оказался точно подо мной, сбросил зажигательные бомбы, и когда я стал освобождаться от последней, сильный взрыв поднял и перевернул мой самолет. На короткое
время он потерял управление. Выровняв его, я смог наблюдать, как горящая оболочка падает на землю".
Но Варнефорд недолго мог любоваться гибелью противника, так как самому пришлось срочно приземляться. Последствием близкого взрыва для его самолета стало разрушение бензопровода к мотору и
повреждение бензонасоса. На земле, прячась от конных разъездов неприятеля, ищущих приземлившийся английский самолет, он своими руками починил помпу и трубку питания. Отважный летчик вернулся на
свою базу в 22.30 вечера, когда его уже считали пропавшим без вести.
Газеты союзников пересказывали на все лады эту историю уничтожения германского рейдера. Лейтенант Варнефорд за свой поступок был отмечен высшей английской военной наградой. Его аэроплан решили
сохранить для истории как пример боевой доблести. Однако следы самолета затерялись во времени и дальнейшая его судьба неизвестна. Журналисты окрестили маленький аппарат "Убийцей гигантов" ("Giant
Killer"), сравнивая его с библейским Давидом, повергшим Голиафа. Самолет, получивший такую известность, был разведчик "Моран-Солнье" тип L.
А через полгода еще один "Цеппелин" пал жертвой французского летчика Жана Наварра. И вновь аппаратом, уничтожившим немецкий дирижабль, стал "Моран-Солнье" L. Правда, на этот раз уже
оборудованный пулеметом.
В 1915 году был создан новый вариант "Морана" L, оснащенный элеронами и обозначенный как тип LA. Через год к нему добавили более аэродинамичный фюзеляж типа "монокок", и самолет получил
обозначение тип Р. Новых самолетов во Франции выпустили 565. В Англии было построено 24 машины этого типа, которые наряду с самолетами французской постройки состояли на вооружении эскадрилий
№№.1, 3, 7, 12 и 60, воевавших на Западном фронте. Несколько аппаратов попало в Россию. У нас их назвали "моран - четвертый" или сокращенно "Морчет".
Интересным вариантом "Морана" L стала модель, разработанная для Воздушного корпуса шведской армии. Начиная с 1915-го по 1919-й год на заводах Эноха Туляна в Ландскроне строили немного измененные
"парасоли". Главное их отличие - полукруглый гаргрот, за кабиной летчика и наблюдателя, изменения в капотировании мотора и увеличенный руль поворота измененной формы. Самолет обозначили "Тулян"
тип D. Интересно отметить, что в марте 1918 года два "Туляна" купил граф Эрик фон Розен для создания Финской национальной боевой авиации.
Cамым массовым и популярным в России стал тип L. Производство его в России составило не менее 400 машин (в основном завода "Дукс") и около 100 поступило из Франции. В 1915
году русские "Мораны" получили вооружение, сперва пулемет над крылом, а позже, с появлением отсекателей, над правым лонжероном фюзеляжа. Подвижной пулемет наблюдателя устанавливался на задней
кромке кабины. В 1916 - 1917 годах большинство самолетов получили синхронизаторы.