Дальнейшим развитием идеи своего моноплана стало для фирмы Morane-Saulnier появление самолета Morane-Saulnier Type N. 21 июля 1914 года Гарро продемонстрировал новый аэроплан. Это был знакомый тип Н, но с многогранным фюзеляжем, состоящим из реек с полотняной обшивкой, получившим название "монокок". (Впоследствии этот термин приобрел другое значение). На
самолете появился киль с рулем поворота, а на винт надевался большой кок. Все это придавало самолету хорошо обтекаемую каплевидную форму. Это дало заметный прирост скорости. Но самолет стал
более строгим в управлении и не обрел популярности у пилотов. Построено всего 49 экземпляров в период с мая 1915 по июнь 1916 года. Кроме версии "N" с мотором "Рон" в 60 л. с., строится
модификация "I" с 80-сильным мотором и версия V с увеличенной продолжительностью полета до 3,5 часа (у "N" она составляла 1,5 час, у "I" - 1,75 часа). Эти "Мораны" поступили на вооружение в
эскадрильи MS. 12 и 49, где на них воевали такие асы, как Жан Наварр и Адольф Пегу.
Самолет Type N был так же известен во Франции как Morane Monocoque, а в Британии как Morane Bullet. Мораны пользовались большой популярностью
в России. Наиболее яркими эпизодами боевой работы "Моранов" в России были подвиги П.Н.Нестерова и А.А.Казакова, неоднократно описанные в различных источниках.
Интересно, что не получивший широкого распространения во Франции "Моран - монокок" стал одним из наиболее известных в 1916 году истребителей в России. Произошло это во многом благодаря тому, что
на этих машинах (у нас их называли "Мормон") воевала самая результативная на русско-германском фронте первая боевая авиагруппа Казакова. Всею в нашу страну поступило 11 "Мормонов".
Машины поставлялись без вооружения и уже на месте их оснастили не "Гочкиссами" с отсекателями, а гораздо более эффективными синхронными пулеметами "Виккерс", полученными незадолго до этого из
Англии. Благодаря этому, а также мастерству наших пилотов "казаковцы" сбили на "Мормонах" не менее десятка вражеских аэропланов. Германским летчикам с Восточного фронта была хорошо знакома
эмблема первой российской авиагруппы - череп ("адамова голова"), изображенный у всех ее самолетов на хвостовом оперении.
В 1917 году, когда первенство в небе полностью захватили маневренные бипланы, на фирме "Моран-Солнье" решили превратить свой самолет в биплан. На фюзеляж типа N поставили бипланную коробку, а к
названию добавили литеру "А". В зависимости от типа мотора прибавлялась еще одна буква. Так, например, "Моран-Солнье" тип ANR - был с мотором "Рено", ANB - с мотором "Бугатги", ANL - с мотором
"Либерти", ANS - с мотором "Сальмсон". Серийно строились только ANR и ANS под обозначением MoS-35 и MoS-36. В России был проект создания на базе "Морана" двухместного биплана - разведчика,
вооруженного двумя пулеметами "Виккерс" с мотором "Рон" в 110л. с. На заводе "Дукс" предпринималась попытка налаживания выпуска такого "Морана" - биплана (у нас, его называли "Морбип"). Но по
своим характеристикам он, как и "Мормон", уже уступал современным ему самолетам и поэтому от производства вскоре отказались, да и на западе "Моран-биплан" не оставил заметного следа.
Конструкция. Самолет Morane-Saulnier
Type N представлял собой одноместный среднеплан
цельнодеревянной конструкции. Фюзеляж состоял из каркаса, покрытого обшивкой. В
сечении фюзеляж представлял собой овал. Капот и передняя часть фюзеляжа
обшивались алюминиевыми листами, остальная обшивка матерчатая.
Крылья деревянные, двухлонжеронные, тонкого профиля, обшитые тканью, без
элеронов. Крылья усиливались расчалками, крепившимися к стойкам над и под
фюзеляжем. В поперечной плоскости управление осуществлялось за счет скручивания
крыла с помощью тяг. Тяги крепились к заднему лонжерону, проходили через блоки
на стойках и соединялись с ручкой управления.
Хвостовое оперение тонкое, без профиля. Стабилизатор только вертикальный.
Горизонтальное оперение плавающего типа без стабилизатора.
Шасси с общей осью, амортизация с помощью резинового шнура.
Двигатель роторный "Le Rhone
9C" мощностью 60 кВт.
Вооружение состояло из одного пулемета "Гочкисс", закрепленного над
фюзеляжем. На последних самолетах применялся пулемет "Льюис".
Модификации
: |
|
|
Type Т |
первая серийная модификация. |
Type I |
имел
одно важное отличие от варианта Type Nm, а именно:
новый ротативный двигатель Le Rhone
9J мощностью 110 л.с. Небольшое
количество самолетов летало в составе
французских войск, но главным
пользователем была Россия, которая
имела в войсках значительное количество
таких машин. |
Type V |
также
оснащенный мотором Le Rhone мощностью 110 л.с.,
этот вариант был сильно модифицирован:
имел крыло увеличенного размаха, более
высокую переднюю часть фюзеляжа, где в
"подбрюшье" был установлен
дополнительный топливный бак для
увеличения дальности полета. 12
самолетов были поставлены авиации
сухопутных сил Великобритании и еще 12 в
Россию. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Type N |
Размах крыла, м |
8.15 |
Длина, м |
5.83 |
Высота, м |
2.25 |
Площадь крыла, м2 |
11.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
118 |
нормальная взлетная |
444 |
Тип двигателя |
1 ПД Le Rhone
9С |
Мощность, л.с. |
1 х
80 |
Максимальная скорость , км/ч |
144 |
Крейсерская скорость , км/ч |
124 |
Продолжительность полета, ч.мин |
1.30 |
Скороподъемность, м/мин |
200 |
Практический потолок, м |
4000 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
один неподвижный 8-мм пулемет Hotchkiss , или
один 7.7-мм пулемет Vickers или Lewis |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2021
|