Известная французская фирма "Сосьете
дес Этаблиссментс Ньюпор" (Societe des Etablissements Nieuport) была
основана в 1910 г. прославленным летчиком и конструктором Эдуардом
Ньюпором. В 1914 г. на должность главного конструктора компании был
приглашен Густав Деляж. Деляж начал проектирование одностоечного биплана
для участия в гонках на кубок Гордона-Беннета. Начавшаяся война не
позволила участвовать в гонках, и фирма предложила почти готовый
небольшой двухместный разведывательный самолет военным. За основу был
взят фюзеляж моноплана "Ньюпор-IV", который Деляж снабдил новыми
несущими поверхностями оригинальной полуторапланной схемы с очень узким
нижним крылом и V-образными межкрыльевыми стойками. Узкое нижнее крыло
способствовало улучшению обзора вперед-вниз для наблюдателя, поскольку
самолет создавался как армейский разведчик. После ряда доработок в
начале 1915 года самолет совершил свой первый вылет в варианте
истребителя (с вооружением), и сразу же началось серийное производство.
Это был первый самолет,
созданный по схеме полутораплан. В качестве силовой установки
использовался двигатель Гном (60 л, с). Конструкция планера - смешанная:
силовой набор передней части фюзеляжа, к которой крепился вал двигателя,
был выполнен из стальных труб, дальше фюзеляж представлял собой
деревянную ферму с полотняной обшивкой. Каркас хвостового оперения
изготавливался из стальных труб. Киль отсутствовал. Верхнее крыло имело
двухлонжеронную конструкцию, большую хорду и площадь. Нижнее
однолонжеронное крыло отличалось значительно меньшей площадью, поэтому
межкрыльевые стойки были выполнены V-образными.
Самолет получился удачным и
выпускался большой серией в двух вариантах. В Ньюпоре 10AV (в русской
авиации обозначался как Ньюпор IX) в заднем кресле сидел пилот, а в
переднем - стрелок-наблюдатель. В модификации Ньюпор 10AR пилот и
наблюдатель поменялись местами.
Полуторапланы
"Ньюпор-10AV", пока еще без вооружения, начали поступать во французские
разведывательные эскадрильи весной 1915 года. AV оснащался подвижным
пулеметом. Он располагался над верхним крылом, и летчик-наблюдатель
поднимался к нему через круглое отверстие в центроплане, становясь на
сиденье. Однако уже через несколько месяцев большинство из них было
переделано в одноместные истребители. При этом переднюю кабину летнаба
закрывали обтекателем, а над верхним крылом устанавливали курсовой
пулемет "Льюис", стрелявший поверх диска вращения винта. Этот факт
объяснялся тем обстоятельством, что мощности двигателя явно не хватало
для обеспечения приемлемых летных характеристик и "ньюпоры" несли
значительные потери от немецких истребителей. Эта модификация получила
обозначение Nie-10С.1. Во второй половине 1915 года многие "десятки" уже
изначально выпускались в одноместном варианте. В одноместном варианте
пулемет крепился неподвижно на центроплане или под углом на фюзеляже
перед сиденьем пилота. В модификации 10AR пулемет устанавливался в
задней кабине на шкворне для стрельбы назад или на центроплане для
стрельбы вперед. При этом стрелок управлял им из задней кабины.
В VII авиаотряде русской
Первой армии киевский конструктор В. В. Иордан вооружил часть
"Ньюпоров-10" пулеметными установками собственной конструкции. Это были
либо пулемет "Максим", установленный на капоте под углом 24· и
стрелявший над диском винта, либо "Льюис" на подвесной установке над
верхним крылом. Успех был полным.
"Ньюпор" 10 был основным
французским истребителем с июня 1915 по январь 1916 года. Самолет
активно применялся на западном и итальянском фронтах до появления в
достаточных количествах более приспособленных для ведения воздушного боя
"Ньюпоров" 11 и 16. Самолет состоял на вооружении британской морской
авиации, бельгийской, итальянской и русской авиации. Его характеристики
на то время вполне соответствовали требованиям военных. Конструкция этой
машины определила конструкцию всех машин фирмы "Ньюпор", строившихся в
Первую мировую войну. В 1916 году энерговооруженность машины считалась
уже недостаточной для истребителя, и самолет переквалифицировали в
разведчик, а в конце года - сняли с вооружения.
Помимо фирмы-разработчика
производился по лицензии в Италии на фирме Ньюпор-Макки, в Англии на
фирме Бердмор Компани и в России на заводах Щетинина, Лебедева, Дукс,
Анатра и Моска, где самолет получил большое распространение. Общая сумма
выпуска - свыше 1000 экземпляров в различных модификациях. Английская
морская авиация получила 169 "Ньюпоров-10" и -12, из которых 50 штук
были построены в Великобритании. "Ньюпор-Макки" построила 260 таких
самолетов, а московский завод "Дукс" - примерно 100 "Ньюпоров-10" в
одноместном (истребительном) и двухместном вариантах. Кроме того, на
"десятках" французской постройки летали бельгийские и американские
летчики. Отдельные экземпляры попали в Португалию, Бразилию, Японию,
Таиланд и некоторые другие страны.
"Ньюпоры" фирмы "Бердмор"
имели слегка видоизмененное вертикальное оперение с небольшим килем, по
форме напоминавшим киль "Ньюпора-24".
Было выпущено несколько
вариантов, отличавшихся двигателями и конструкцией капота, машина не
была ни полноценным разведчиком, ни истребителем (малый радиус
действия), и стала как бы переходной к знаменитому истребителю
"Ньюпор-11".
Российские "Ньюпоры-10" и
-12 использовались на русско-германском фронте вплоть до прекращения там
боевых действий, а несколько десятков из них еще успели принять участие
в гражданской войне. Самолет применялся довольно долго как учебный с
двойным управлением и просуществовал до начала 1920-х годов. Одноместный
вариант строился в России еще в 1918 году, хотя это не был полноценный
истребитель.
Кроме того, японские фирмы
"Накадзима" и "Токоросава" выпускали разработанные на базе "Ньюпора-10"
учебные самолеты Ко-2, которые применялись в летных школах до конца 20-х
годов.