Истребитель Nieuport 28С.1, появившийся на фронте в конце Первой мировой,
многие специалисты до сих пор признают самым элегантным самолетом той войны.
Спроектировавший его летом 1917 г. французский авиаконструктор Гюстав Деляж (Gustave
Delage) был поставлен перед необходимостью найти адекватный ответ новым моделям
германских "Альбатросов", "Пфальцев" и "Фоккеров", превосходивших полуторапланы
"Ньюпор" по мощности двигателя и вооружению. Ставку сделали на перспективный ротативный мотор Gnome Monosoupape 9N мощностью 160 л.с. и новшества, ранее
испытанные на истребителях Nieuport 23/ 24/ 27. К их числу относились: фюзеляж
округлого сечения, имевший фанерную обшивку передней части и полотняную
хвостовой; "скругленные" стабилизатор и киль с деревянным набором и фанерной
обшивкой. На специально доработанном "Ньюпоре 24" испытали новое нижнее крыло,
при этом самолет из полутораплана превратился в полноценный биплан, а вместо
V-образных крыльевых стоек были применены наклонно-параллельные.
Первый опытный "Ньюпор 28" (зав. No. N4434), оснащенный одним синхронным
пулеметом Vickers Mk.l по левому борту вышел на испытания 14 июля 1917 г. Осенью
был опробован второй образец, который оснастили пулеметом, установленным сверху
по оси фюзеляжа, и двумя дополнительными 25-л топливными баками. Позже вместо
одного такого бака вдоль левого борта установили второй "Виккерс". Двухточечное
вооружение стало стандартным, однако самолеты, используемые против аэростатов,
могли вооружаться лишь боковым пулеметом. Для привода в действие топливного
насоса использовалось низкое давление, создаваемое в горловине трубки Вентури.
Это было одно из первых практических применений трубки Вентури.
Всего в испытаниях использовали 4
прототипа, которые имели небольшие различия в конструкции. Вскоре самолет
запустили в серию.
В войска "Ньюпор 28" стал поступать в начале 1918 г. Увы, но для французских
летчиков он не стал желанной новинкой, особенно на фоне уже хорошо освоенного
истребителя SPAD VII. Тому виной были и тесная кабина, и громоздкая система
управления мотором, и дефекты топливной системы, что часто приводило к пожарам в
воздухе. При затяжном пикировании обшивка верхнего крыла порой отрывалась, и это
стало причиной ряда тяжелых аварий. Во французских эскадрильях несколько
"двадцать восьмых" использовали для тренировок. Уже весной их сняли с вооружения
- командование решило сделать "СПАД XIII" единым истребителем национальных ВВС.
Выручили "Ньюпор" американцы. Для вооружения истребительных эскадрилий
действовавшего на Западном фронте Экспедиционного корпуса США решили закупить
новейшие на тот период "СПАДы XIII", но их поставки задерживались из-за дефицита
двигателей Hispano-Suiza. Воспользовавшись ситуацией, предприимчивые французы
спихнули американцам 297 "Ньюпоров 28" из 310 построенных. До середины марта
1918 г. ими вооружили 94-ю и 95-ю эскадрильи (Aero Squadron), в конце мая -
27-ю, а в июне - 147-ю АЭ. Эти подразделения были сведены в 1-ю истребительную
авиагруппу (ИАГ) или 1-st Pursuit Group. Американцы оформили заказ еще на 600 "Ньюпоров",
получивших обозначение Nieuport 28А. 1 и имевших ряд усовершенствований, но
позднее по причине перехода на "СПАДы" аннулировали его.
Поначалу янки неактивно участвовали в боях. В основном, пилоты 1-й ИАГ совершали
тренировочные и патрульные вылеты, последовательно базируясь на аэродромах Вильнев-ле-Верт, Амьен, Тур и, наконец, Тул. Первый воздушный бой американцы
провели 10 марта. В ходе его над линией фронта был сбит и погиб командир 95-й АЭ
к-н Джеймс Э. Миллер (James Е. Miller), этим роковым утром пересевший на
резервный "СПАД VII". Первые победы на "Ньюпоре 28" удалось одержать лишь 14
апреля, когда пара в составе л-тов Дугласа Кэмпбелла (Douglas Campbell) и Алана
Ф. Уинслоу (Alan F. Winslow) сбила Pfalz D.llla и Albatros D.V. До конца месяца
на "двадцать восьмых" удалось сбить всего 3 самолета (все на счету 94-й АЭ),
правда, без собственных потерь.
В мае действия активизировались. Летчики 94-й эскадрильи уничтожили 14 машин,
95-й - 3, потеряв 9 и 3 своих соответственно. Американцы хорошо освоили технику
и умело пользовались тем, что по маневренности и скороподъемности "Ньюпор 28"
превосходил большинство немецких истребителей. По-прежнему большинство вылетов
было связано с патрулированием (обычно в состав патруля входили 4-6 самолетов).
Реже приходилось перехватывать разведчики противника и уничтожать его аэростаты
над линией фронта.
19 мая 94-я АЭ получила ощутимый удар: в бою над Тулом погиб прославленный ас
м-р Рауль Лафбери (Raul Lufbery). Во время атаки пары двухместных вражеских
самолетов его истребитель загорелся - то ли в него угодила очередь немецкого
стрелка, то ли разрушился бензопровод. Велики были небоевые потери техники,
причем особенно часто происходили поломки при вынужденных посадках, которые
приходилось совершать из-за отказов двигателей. В тот период давал о себе знать
и другой опасный дефект - четырежды "Ньюпоры 28" теряли обшивку крыла: дважды
это произошло с самолетом Джеймса Мейсснера (James A. Meissner), по одному разу
Эдварда Риккенбакера (Edward Rickenbaker) и Джеймса Нормана Холла (James Norman
Hall). Больше всех не повезло Холлу. Его самолет упал за линией фронта, и летчик
попал в плен.
27-я и 147-я эскадрильи получили уже доработанные "Ньюпоры 28", в конструкции
которых был учтен печальный опыт эксплуатации ранних машин. Так, на этих
самолетах изжили проблему с прочностью крыла. Как отмечали сами летчики: "Мы
никогда не летали на "раздетых" "Ньюпорах"!" Тем не менее, только за июнь 147-я
АЭ потеряла в летных происшествиях 3 машины. В целом для американских
истребителей тот месяц оказался относительно спокойным, а к заданиям на
патрулирование и перехват добавились вылеты на сопровождение своих и французских
самолетов-разведчиков. В конце месяца 1-я ИАГ перелетела на аэродром Тукин.
Июль выдался горячим. Уже 1-го числа пилоты столкнулись в воздухе с "Фоккерами
D.VII" из элитарного германского авиаполка Jagdgeschwader I (JG I) - знаменитого
"цирка" Рихтгоффена. Так, 2 июля в бою с JG I были потеряны 4 истребителя из
27-й АЭ (один летчик погиб). 14 июля из боя не вернулся летчик 95-й АЭ л-т
Квентин Рузвельт (Quentin Roosevelt) - сын 26-го Президента США Теодора
Рузвельта, сбитый над линией фронта германским унтер-офицером Карлом Эмилем Грёпером (Karl Emil Gr per) из Jasta 50. В общей сложности в том месяце 1 -я ИАГ
потеряла 22 истребителя, уничтожив 31 самолет и 2 аэростата противника.
В конце месяца американцы начали перевооружаться на "СПАДы" и в августе
полностью перешли на эти истребители. Под занавес использования "Ньюпоров" был
установлен печальный "рекорд" по единоразовым потерям. 1 августа в 7.05 утра с
аэродрома Сантс взлетели 18 истребителей из 27-й АЭ на сопровождение двух
разведчиков Salmson 2.А2 в район Фере-эн-Тарденуа. В 8.10 их перехватила группа
"Фоккеров" из JG I (эскадрильи Jasta 4 и Jasta 6). Среди германских летчиков
были такие асы, как Эрнст Удет (Ernst Udet) и Рихард Вензель (Richard Wenzl).
Также в зоне боя находилось несколько немецких двухместных "Румплеров". В ходе
боя было сбито 6 "Ньюпоров", при этом погибли л-ты Чарльз Б. Сандс (Charles В.
Sands) и Джасон С. Хант (Jason S. Hunt), а л-т Р.С. Мартин (R.C. Martin) попал в
плен. Американцы претендовали на три "Фоккера" и два "Румплера", однако в
официальных германских данных эти потери не фигурируют.
Последний боевой вылет на "Ньюпоре 28" состоялся 10 августа. При этом был сбит
неприятельский разведчик в районе Флири. В общей сложности летчики 1-й ИАГ на "Ньюпорах
28" уничтожили 65 вражеских самолетов. Собственные безвозвратные боевые потери
составили 47 машин.
Большую часть побед американские асы Первой мировой одержали на "СПАДах". Однако
многие из них неплохо повоевали и на "двадцать восьмых". Например, Эдвард Риккенбакер из своих 26 побед 6 одержал на "Ньюпоре", Рауль Лафбери из 16 - 4
(неподтвержденных), Дуглас Кэмпбелл из 6 - 6.
Мнения пилотов о самолете часто расходились. Так, летчики 94-й и 95-й
эскадрилий, на своей шкуре ощутившие "детские болезни" "Ньюпора", как правило,
невысоко оценивали детище Деляжа. Противоположного мнения придерживались их
коллеги из 27-й и 147-й АЭ, получившие уже доработанные машины. Они без особого
энтузиазма восприняли известие о переходе на "СПАДы". "Теперь другая катастрофа
случилась с эскадрильей - они убрали наши любимые "Ньюпоры" и дали взамен
220-сильную железяку, что управляет "СПАДом", - эмоционально писал командир 27-й
эскадрильи Гарольд Э. Хартни (Harold Е. Hartney), позже возглавивший 1 -ю ИАГ.
В своих мемуарах Хартни и Риккенбакер писали, что по комплексу летных данных
"двадцать восьмой" ничем не уступал "Фоккеру D.VII" при лучшей скороподъемности
и маневренности, превосходил любой из "Альбатросов D" по всем параметрам, а
"Пфальцу D.III" проигрывал лишь в скорости на пикировании. "Ньюпор 28" имел
одинаковую со "СПАДом VII" максимальную скорость горизонтального полета,
превосходил его по скороподъемности, маневренности и скорости пикирования. И
совсем уж уничижительно оценивал Хартни британский истребитель Sopwitch Camel,
уступавший и поскорости, и по скороподъемности. "Ньюпор" с двумя "стволами"
набирает высоту быстрее, чем "Кэмел" без вооружения", - в частности, писал он.
Особенно асы подчеркивали, что хорошая маневренность "Ньюпора" позволяла
выходить победителем в дуэлях со стрелками двухместных "Румплеров" и
"Альбатросов".
Разумеется, предпочтения каждого - вещь относительная. Но как бы там ни было, а
домой американцы забрали именно "Ньюпоры 28", хотя выбор самолетов в
послевоенной Европе был богатым.
В США попали 88 "двадцать восьмых". Эти самолеты прошли доработки: была усилена
передняя кромка крыльев, установлены американские пулеметы Marlin, добавлен
топливный бак. Из этих машин 76 служили учебно-тренировочными истребителями на
нескольких авиабазах, в т.ч. на Мак Кук Филд и Боллинг Филд до 1925 г., а еще
12, начиная с 1919 г., использовал флот. В экспериментальных целях для них на
линкорах "Оклахома", "Аризона" и "Пенсильвания" оборудовали стартовые площадки
поверх носовых башен главного калибра. Старт производился без катапульты на
полном ходу корабля против ветра. Планировалось, что такой самолет сможет
выполнить лишь один полет, т.к. после приводнения на колесное шасси он будет
потерян. Спасать намеревались только пилота. В декабре 1922 г. на "Оклахоме"
установили катапульту, однако запускать с ее помощью обветшавшие "Ньюпоры" не
рискнули.
В середине 1920-х гг. много "демобилизованных" американских "Ньюпоров" продали
частным владельцам, которые использовали их в различных авиашоу и соревнованиях.
Не обошла стороной "Ньюпор 28" и голливудская карьера. На деньги магната Говарда
Хьюза (Howard Huges) летчик-трюкач Гарланд Линкольн (Garland Lincoln) приобрел 4
бывших флотских самолета. Из них собрали 3 пригодные к полетам машины, которые
задействовали в съемках воздушных сцен нескольких фильмов, в т.ч. знаменитого в
свое время The Dawn Patrol. К концу 1930-х гг. эти аппараты в воздух подняться
уже не могли, но еще бодро катались по земле и продолжали служить для нужд
киношников.
Еще в июне 1918 г. один "Ньюпор 28" (зав. No. 6212) из 147-й АЭ совершил
вынужденную посадку на территории Швейцарии. Местные власти летчика
интернировали, а самолет конфисковали. В 1923-24 гг. швейцарцы приобрели у
французов 14 истребителей этого типа, собранных из деталей производственного
задела, оставшегося от аннулированного американского заказа. Самолеты состояли
на вооружении до мая 1930 г. За это время 4 истребителя были потеряны в авариях.
С апреля 1920 г. один "Ньюпор 28", оснащенный 80-сильным мотором Le Rhone
(бывший "фронтовик-американец" с гражданской регистрацией F-CGTA), использовала
как курьерский самолет французская компания Generale Transaerienne,
базировавшаяся в Ле Бурже.
Другой "двадцать восьмой" из США попал в Гватемалу, где состоял на вооружении
Escuela Militar de Aviacidn в течение 1924 г.
Два истребителя после войны оказались в Аргентине. Один из них приобрел пилот и
бизнесмен Висенте Сантос Альмоасид (Vicente Santos Almoacid), который в Первую
мировую сражался во французском Иностранном легионе, а потом - во французских
ВВС. В 1919 г. на принадлежавшем ему "Ньюпоре" аргентинские военные летчики
установили ряд достижений. 23 февраля л-т Питер Занни (Peter L. Zanni) успешно
выполнил первую у себя на родине почтовую авиаперевозку по маршруту Эль-Паломар
- Map дель Плата, а 8 марта к-н Антонио Пароди (Antonio Parodi) установил
южноамериканский рекорд высоты, поднявшись на 6480 м. В конце марта был
организован первый перелет через Анды. Вначале попытку пройти по нелегкому
маршруту Мендоса - Сантьяго де Чили предпринял лично Альмоасид на своем "Ньюпоре",
но вынужден был вернуться. Тогда за дело взялись военные, сформировавшие для
покорения Анд авиаотряд, куда, кроме самолета Апьмоасида, включили два Ansaldo
SVA. Утром 28 марта, несмотря на сильный ветер и снег, л-т Бенджамин Матьенцо (Benjamin
Matienzo) стартовал на "Ньюпоре" и пропал без вести. Его тело нашли только в
ноябре в 20 км от поселка Лас Куэвас. Обломки разбитого самолета, лежавшие в
горах на высоте 4500 м, обнаружили и вовсе в феврале 1950 г. Они заняли почетное
место в Музее аэронавтики в Буэнос-Айресе.
Эти легендарные "останки" далеко не единственный "Ньюпор 28", попавший в музей.
Экспозиции еще ряда собраний украшают 5 машин этого типа, сохраненных в
прекрасном состоянии. Например, самолет (зав. N9 1958Е ) можно увидеть в
Национальном музее авиации и космонавтики (Вашингтон, США), а самолет (зав. No.
N6212) - в швейцарском Музее транспорта (Цюрих, Швейцария). Помимо этого, "в
строю" находятся полноразмерные летающие реплики "Ньюпора 28". Так, в различных
авиашоу регулярно участвует машина с канадской гражданской регистрацией C-FEWL,
имеющая окраску истребителя Риккенбакера из 94-й АЭ. Известен и другой самолет,
окрашенный под образец 94-й АЭ. На руле поворота он несет американскую
регистрацию N 128 СХ, а на фюзеляже - No. 14.